Культура
logo

Специальные выпуски

Культура

Подготовили Дарья УЛАНОВА и Валерий ВОЛЬКЕ. Фото Дарьи УЛАНОВОЙ, из архива и открытых источников

Ее кисти и руки…

Женский вопрос снова поднимают в хабаровском арт-пространстве. Единичные события сменились целыми «волнами».

Так, в середине ноября в Дальневосточном художественном музее открылась международная выставка «Духовное наследие» в рамках проекта «Женщина в искусстве». Однако еще в начале месяца на Ночи искусств музей представил лекцию «Женский след в ДВХМ». А в честь выставки ее решили повторить, достав из запасников настоящие раритеты.

В ожидании цветка

Как думаете, какому веку принадлежит самая старая картина в фондах ДВХМ, написанная женщиной? Она точно старше 300 лет. Ведь сейчас перед нами на мольберте красуется голландский натюрморт рубежа XVII—XVIII веков, и создан он определенно дамой — художницей Катариной Баккер. Дочь адвоката и коллекционера Виллема Баккера, она характеризуется искусствоведами больше как любительница. Что не помешало ей оставить наследие из 215 полотен, которые по мастерству, в общем, не уступали более известным авторам, которыми она вдохновлялась. И среди них, кстати, была еще одна женщина — соотечественница Рашель Рюйш.

— Во многих ее работах очень ясно прослеживаются мотивы, позаимствованные у коллег, — рассказывает экскурсовод ДВХМ Елена Боброва. — Натюрморт в Голландии того времени был чрезвычайно популярен. Кстати, это очень долгая и кропотливая работа. Часто цветы, изображенные в одной вазе на холсте, в жизни невозможно было увидеть вместе: они распускались в разные сезоны. А художники ждали, чтобы написать каждый с натуры…

Впрочем, история громких женских арт-имен, получивших признание при жизни, начинается еще раньше.

— Такие известны нам еще со времен эпохи Возрождения, — продолжает Елена Боброва. — Я обычно начинаю рассказ с Софонисбы Ангвиссолы.

Не одна, а шесть

Софонисба Ангвиссола (другая популярная транскрипция — Ангишола) — итальянская и испанская портретистка выдающихся таланта и судьбы. Отец, артистократ из Кремоны, отправил ее учиться живописи у профессионального художника, что по тем временам было редкостью. Она быстро превзошла учителя, получила высокую оценку от самих Микеланджело и Вазари, затем 20 лет служила художницей при испанском королевском дворе, а после вернулась в Италию, вышла замуж за капитана корабля почти вдвое моложе себя и открыла собственную живописную школу. Умерла в 92 года, а последний автопортрет написала в 88, почти полностью потеряв зрение. И считается, что именно она изобрела жанровую живопись.

— Ее семейные портреты были очень живыми, передавали характеры героев, — добавляет экскурсовод. — Например, «Игра в шахматы» изображает ее сестер, и они непринужденно улыбаются. А вот в «Мальчике, укушенном крабом» совсем другие эмоции. У нее была встреча с Микеланджело, который дал ей задание написать плачущего ребенка. А увидев картину, очень хвалил и потом занимался с ней бесплатно…

Но самое удивительное даже не это, а то, что художниц с фамилией Ангвиссола вообще-то было шесть! Рисовали еще и пять сестер Софонисбы: Елена, Лючия, Европа, Минерва и Анна Мария. Причем самой талантливой называли Лючию, но, к сожалению, она рано умерла. Как и Минерва, которая прежде всего считается писательницей. Высот достигла также Елена, однако предпочла уйти в монастырь. Писали, что Анна-Мария и Европа отошли от искусства, выйдя замуж, но по крайней мере в случае со второй это не так. Доказано, что Европа была востребованной портретисткой и расписывала церковные алтари.

Их наследию не повезло: от каждой сохранилась в лучшем случае пара картин, лишь от Софонисбы около 50. Ни одной из них у нас в Хабаровске, к сожалению, нет. Зато есть работа другой прославленной портретистки.

Культовые тюрбаны

На мольберте — небольшой поясной портрет пожилой дамы. Строгое, но румяное лицо, а волосы с проседью убраны под затейливо повязанный тюрбан. Это сразу выдает эпоху ― рубеж XVIII―XIX веков. Картина принадлежит кисти Элизабет Виже-Лебрен, суперзвезды парадной живописи того времени, любимой портретистки Марии-Антуанетты, члена сразу нескольких академий художеств и, как бы сказали сейчас, настоящей европейской селебрити. За ее работами богачи охотились так же, как сейчас светские модницы за культовыми брендовыми сумками. Ей тоже повезло: она была дочерью живописца, который и научил ее основам ремесла.

― Это портрет-комплимент, таких от нее и ожидали высокородные заказчики, ― объясняет Елена Боброва. ― Она не приукрашивала действительность, а подавала ее в наилучшем варианте. Видите, как красиво на лицо падают рефлексы от красного наряда и как его освежает молочный цвет тюрбана? Модель одета в стиле «тюркери», или по-русски «оттоманщины» ― знать тогда очень им увлекалась.

А привезла его к нам именно Виже-Лебрен. Бежав от Французской революции, она на шесть лет, с 1795 по 1801 год, поселилась в России. Больше того, Элизабет сама кроила дамам туалеты для позирования, что еще больше прибавляло ей популярности. В одном из таких, например, явилась на бал к Екатерине II великая княгиня Елизавета Алексеевна.

А вернувшись на родину после эмиграции, именитая художница оставила о пышной жизни и расточительности русского дворянства весьма подробные воспоминания.

Кто из них сейчас смотрит на нас с холста в хабаровском музейном зале, выяснить не удалось. Героиня, в отличие от автора, осталась загадочной незнакомкой.

Теперь по-другому?

Напоследок сотрудница музея показывает уже полотна хабаровчанок, Галины Кабановой и Виктории Романовой. Обе наши современницы, но Галины Ивановны, одной из двух первых женщин в Хабаровском отделении Союза художников, не стало в 2014-м. Их картины тоже можно увидеть только на подобных лекциях или тематических выставках. Как известно, в постоянной экспозиции ДВХМ есть лишь одна женская работа ― крошечная «Корова» англичанки Розы Бонер. Хотя в фондах их гораздо больше.

― Мне как раз хотелось показать, как мало в истории живописи женских имен и насколько сложно им было раньше, ― заключает Елена Боброва. ― Ведь многие работы, созданные женщинами, долгое время приписывались мужчинам. Возможностей обучиться любимому делу, а тем более реализоваться в нем, было очень мало. Сейчас, к счастью, они есть.


Место в общем разговоре

В первый день ноября свой цикл лекций, посвященный женщинам в искусстве, запустила музеолог и хранитель Гродековского музея Алена Карбовская.

Еще в пандемийные годы она завела в соцсетях собственный арт-блог, а когда ограничения сняли, поняла, что пора выбираться в офлайн. Это как раз «вторая вылазка».

— Первую серию я сделала о неофициальном искусстве СССР в 1950—80-х годах, про него у нас очень мало говорили, — вспоминает Алена. — А пока готовилась, осознала, что каждый раз на десять мужских имен у меня одно женское, и именно его никак не получается включить в обсуждение, потому что мужчины более известны. Так и поняла, что женщинам нужен отдельный разговор…

И, как замечает сама, совершенно случайно попала в общероссийский поток. «Образ женщины» от Санкт-Петербургского музея прикладного искусства, выставка стрит-арта «Улица — женского рода» в московской галерее «Электрозавод», экспозиция в честь авангардистки Ольги Розановой в центре современного искусства ГЭС-2, цикл лекций в музее Алтайского края, еще два события в Хабаровске… И это только нынешняя осень!

— Ничего не подгадывала специально, но тема явно витает в воздухе, — улыбается Алена.

Свой цикл она сузила до русского искусства ХХ века. Начала, конечно, со знаменитых «амазонок русского авангарда»: Натальи Гончаровой, Любови Поповой, Варвары Степановой, Ольги Розановой, Александры Экстер и Надежды Удальцовой. И тут же стало ясно, что шесть личностей для одной лекции многовато.

— Выручило то, что это громкие имена, а если бы художницы были менее известными, пришлось бы совсем тяжко, — признается девушка.

Поэтому во второй лекции было уже три имени. Зато каких: Зинаида Серебрякова, Вера Мухина и Татьяна Яблонская.

— И если первую знают практически все, то вторую помнят только по одной работе, скульптуре «Рабочий и колхозница», — добавляет Алена. — Что же касается третьей, то в зале никто не вспомнил даже ее знаменитую картину с девочкой, делающей утреннюю зарядку. А ведь по ней, кажется, каждый из нас писал сочинение в школе…

Дальше — сложнее: четвертый разговор посвятят так называемым «амазонкам левого МОСХа», очень ярко проявившим себя начиная с 1970-х.

— МОСХ — это Московское отделение Союза художников, то есть формальная структура, — объясняет музеолог. — При этом после хрущевской оттепели сложилась такая ситуация, что и в официальном, и в неофициальном советском искусстве сильно преобладали мужчины. МОСХ ослабляет рамки соцреализма, чтобы творческие силы не уходили в подполье и находились «под присмотром». И тут буквально «выстреливают» сразу четыре художницы...

Кто это, можно узнать 29 ноября в 19.00 в книжном магазине «Простая неформальность» (12+). Четвертая, заключительная лекция о нонконформистках состоится там же 13 декабря.


Шоу-лица краевой столицы

2 декабря. Драма «Три изнурительные недели» (16+). Краевой театр драмы

На этот раз студенты ХГИК обратились к сборнику рассказов Тома Хэнкса «Уникальный экземпляр: Истории о том о сем» (16+). «Три изнурительные недели» повествуют о девушке, неожиданно появившейся в жизни главного героя и изменившей его привычный уклад. Вы бы смогли начать заниматься йогой, дайвингом, залезть на Эверест, собрать новый гардероб, перейти на правильное питание, и все это за несколько дней? А у него получилось. Но станет ли это фундаментом для семейного счастья? Начало в 18.00.

8, 9 и 10 декабря. Спектакль «Белые ночи» (12+). Театр юного зрителя

Постановка по мотивам одноименной повести Ф.М. Достоевского. В центре повествования одинокий молодой мечтатель, живущий в мире грез, а в реальной жизни боящийся заговорить с понравившейся девушкой. Однажды вечером, увидев на улице незнакомку, он придумывает историю их любви и создает из этого целый роман. Начало в 13.00 и 19.00 (пятница), 13.00 и 18.00 (суббота), 12.00 и 18.00 воскресенье.

8 декабря. «Музыкальные столицы мира. Берлин» (6+). Хабаровская краевая филармония

Ансамбль камерной музыки «Глория» приготовил классические и современные аранжировки на Пятую симфонию и Лунную сонату Л ван Бетховена, Токкату и фугу ре минор, И.С. Баха и другие произведения немецких композиторов. Также в концерте прозвучат инструментальные каверы на композиции рок-групп Scorpions и Rammstein. Начало в 18.30.

15 и 16 декабря. Мюзикл «Первый бал Наташи Ростовой» (12+). Хабаровский краевой музыкальный театр

Постановка по мотивам романа Л.Н. Толстого «Война и мир». Режиссер-постановщик Наталья Индейкина постаралась в малейших деталях воссоздать атмосферу жизни русской аристократии начала XIX века. Танцы, музыка и костюмы погружают зрителя в ту эпоху, когда традиции играли очень важную роль. Начало в 19.00 (пятница), в 12.00 и 18.00 (суббота).

 



Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)