Культура
logo

Специальные выпуски

Культура

Подготовила Дарья УЛАНОВА, фото автора и из архива

Китозавр ждет тепла

На первый взгляд вы, наверное, ничего даже не заметите. Как и я. А вот настоящим поклонникам Гродековского музея и его самого крупного экспоната — скелета кита финвала — этой зимой стоило бы приглядеться к стеклянной галерее.

Я в который раз неспешно прогуливалась вдоль светлых музейных окон, пока не поняла: что-то не так. Сильно не так: у хорошо знакомого финвала откуда ни возьмись появилась нога. Огромная, мощная и когтистая, как у древнего чудища-тиранозавра, она теперь подпирает экспонату ребра. Правда, всего одна, но для вау-эффекта и ее достаточно.

«Какая нога? Почему нога?» — возможно, подумаете вы. Я вот как раз подумала. «Неужели киты раньше ходили по суше на лапах?» Не исключено, что в голове возникнет и этот вопрос, если вы, как и я, не большие знатоки эволюционного процесса. Кстати, на самом деле так и было, но об этом позже. А еще Гродековский делает современное искусство.

Легенда вместо хохломы

нога.jpg

Если оправиться от эффекта ноги и дойти до черепа, то выяснится, что у скелета есть и другие дополнения, а именно «выдвижные» глаза на трубках, как у ракообразных. Все эти модификации ― творения известного художника Андрея Тена.

— На самом деле преображение кита — часть нашего проекта «Хабаровский худграф. Знак качества», посвященного юбилею факультета, — рассказывает сотрудница Гродековского и одна из кураторов проекта Анастасия Тыченко. — На конец прошлого года у нас как раз была запланирована выставка с Андреем Михайловичем. Мы показали пространство, ему очень понравилось. А идею он практически «привез» с пленэра на озере Байкал: когда бродил по пляжу, встречал много окаменелостей. Ну а мы с коллегой Светланой Вавилиной как раз вспомнили наши наработки про китов. Все красиво совпало, и мы сообразили историю на троих…

Инсталляцию назвали «А кит ли это?», и ее суть сам автор Андрей Тен объясняет так:

— Это игра со зрителем, где свои задачи и правила. Наши правила: есть исторический экспонат, который нельзя трогать. А задача — тем не менее превратить его в арт-объект. Чаще всего это делают с помощью костюма или росписи, к примеру, под хохлому — так он становится персонажем…

Ни одевать, ни расписывать финвала, естественно, не стали. Придумали кое-что получше.

— Решили, что будет такая легенда: а вдруг это и не кит вовсе? Вдруг раскопки были неполными, и теперь нашлись недостающие детали? — говорит Андрей Михайлович.

Как выяснилось, не такая уж это и легенда.

Возвращение в море

весь китозавр.jpg

Создатели «китозавра» поправят вас, если вы назовете их произведение мистификацией.

— Тут не совсем мистификация, а скорее Science art, микс науки и искусства, ведь мы строим свою теорию на основании реальных исследований и открытий, в том числе и наших, дальневосточных, — объясняет Анастасия Тыченко. — Другое дело, что некоторые из них оказались ошибочными…

Представления о том, как выглядели предки современных обитателей Земли, менялись. Так, строго говоря, «китозавром» финвал не может именоваться даже вместе с ногой. Ведь «завр» ― это ящер. А настоящий предок китов ― вовсе не огромная рептилия, а небольшая собака… с копытами.

— В целом наша инсталляция не так уж фантастична, — заявляет завсектором музея им. Гродекова и куратор проекта Светлана Вавилина. — Дело в том, что отряд животных, к которому относится финвал, называется «китопарнокопытные», и, согласно эволюционному учению, его предки действительно ходили на четырех лапах, а только потом вернулись в море. Так что и лапы, и глаза на стебельках имеют под собой научные основания. Правда, вряд ли они напоминали конечности тиранозавра. Но в процессе восстановления облика древних животных ученые часто заходят в тупик.

Когтям нужна дерзость

А как руководство музея отреагировало на неординарную идею «Давайте приделаем ногу киту» ?

— Мы показали не идею, а сразу макет, так что отреагировали прекрасно: всем очень понравилось, — смеется Анастасия Тыченко. — Сейчас планируем, что инсталляция останется в галерее до конца года, но будет преображаться. Сейчас она ждет тепла, чтобы мы могли начать изменения.

Какие? Андрею Тену кажется, что получилось «слишком деликатно», — хочется больше дерзости и театральности:

— Может быть, тут появится какой-то яркий цвет. Или вязаный костюм. А может, вообще дополнительные детали…

В общем, будем следить за обновлениями ноги.          

«Сольфеджио» ― не значит «тошнить»!

попграмота.jpg

Каждую неделю ученики школы № 77 собираются, чтобы на классных часах внимательно слушать модную певицу Зиверт, рок-группу «Звери» или рэпера Басту. Так они изучают теорию музыки ― на материале, который им хорошо знаком и абсолютно понятен.

Проект «Поп-музыкальная грамота» получил грант Росмолодежи в рамках форума «Амур».

― Сама я по специальности преподаватель сольфеджио, музыкальной литературы и организатор музыкально-просветительской деятельности, ― рассказывает его автор Авелина Антонова. ― Всегда хотела быть музыкантом, и теперь у меня своя творческая школа «ТаланТы»… где люди редко идут на сольфеджио. А это то же самое, что пытаться выучить язык, полностью игнорируя грамматику!

Сольфеджио ― это теоретический предмет, изучающий нотную грамоту и основные принципы создания музыки. А заодно самая трудная и ненавидимая дисциплина для тех, кто учится играть на инструментах. Так быть не должно, решила Авелина. И придумала свой способ:

― Я решила объяснять базовые понятия не на академическом материале, а на современном. Это гораздо понятнее и интереснее. Люди даже начинают спрашивать: «Это что, реально так просто?» Главное тут ― не потерять глубину, не превратиться в аниматора. Сольфеджио дано нам для того, чтобы было приятнее слушать музыку. Ведь чем глубже ты ее понимаешь, тем больше получаешь наслаждения. Как хороший читатель, погруженный в контекст книги.

Капитан Соль-бемоль

Почему старшеклассники? Авелина просто искала подходящую аудиторию и пошла по образовательным учреждениям рядом с домом. В школе № 77 проектом заинтересовались.

― У нас прошли уже четыре занятия: поговорили про мелодию, тембр, гармонию и лад, ― рассказывает девушка. ― Музыка ― универсальный язык, который могут понять все. А это составляющие музыкальной речи. Поэтому мы сразу смотрим, как они применяются в песнях.

При ней всегда пианино в плотном чехле и с подставкой ― именно на него Авелина и просила грантовые деньги.

― Давайте попробую объяснить на примере лада, ― увлекается девушка. ― Есть мажор и минор. Тут у нас обычно проблем нет, всем знакомы эти слова. А вот дальше… В словаре, конечно, объяснение жуткое: «Взаимосвязь звуков, их согласованность по высоте». А вот мое: лад ― это такая футбольная команда из семи нот, где у каждой своя функция. Есть капитан ― тоника (первая ступень). Он настолько главный, что даже дает команде свое имя. И если его зовут Соль-бемоль, то будет соль-бемоль мажор. Есть четвертая ступень, субдоминанта, которая борется за лидерство. А есть пятая, доминанта, которая вопрошает, тяготеет к тонике и ведет к миру. В общем, мы знаем, чего от них ожидать.

Она подходит к пианино и несколько раз берет до-мажорный аккорд:

― Слышите? Мы будто в массажном салоне, где все расслаблены и ничего не происходит. А вот если добавить субдоминанту, сразу появляется ощущение времени: начинается борьба, которая должна чем-то закончиться. Доминанта вообще буквально требует этого завершения! В соцсетях есть даже смешное видео про музыканта, которому играют аккорды и обрывают все на доминанте. Так он быстрее бежит домой, чтобы нажать на инструменте тонику и успокоиться!

С боем за гобоем

Так же они разбирают и мелодические ходы в песнях, их логику или, наоборот, парадоксы. Особенно, говорит Авелина, молодежь привечает Басту.

― Так он же не поет…

― Поет! «Медлячок, чтобы ты заплакала-а-а»… ― моя собеседница смеется и старается попадать в ноты так же приблизительно, как сам исполнитель на ранних записях.

Впрочем, не новой музыкой единой. Цой, уверяет она, и у школьников живее всех живых:

― В прошлый раз ко мне привели класс и сказали, что он трудный. Ребята, конечно, шумные и дерзкие, но под конец парни и аккорды мне на пианино сыграли, и даже петь вышли. Так что все получилось хорошо.

А тем временем не заставило себя ждать и первое бронебойное доказательство того, что «Поп-музыкальная грамота» работает. Один из учеников Авелины, раньше ненавидевший сольфеджио и мечтавший бросить музыкалку, справился с экзаменом, начал сам сочинять музыку, а потом и вовсе взял и поступил в колледж искусств, чтобы играть на гобое. Это достойно уважения даже от поп-звезд!

― Сейчас мы начали проводить встречи и в молодежном центре «Моя территория» ― там же хочу организовать итоговый отчетный концерт, ― добавляет музыкант и педагог. — А еще для срочников, которые служат в Амурском спасательном центре МЧС России. Хочется больше! Доказать всем, что слово «сольфеджио» не значит «тошнить». Это не только правильно, но и прекрасно!


Пятерка книжных юбиляров

Эти издания обязательно нужно перечитать! Поэтому мы и решили завести для вас вот такую новую рубрику. Обещаем, что в каждой из подборок непременно будет наша, хабаровская книга.

Целых 205 лет со дня выхода в свет отмечает самый известный исторический роман Вальтера Скотта «Айвенго», который рассказывает о времени правления знаменитого короля Ричарда Львиное Сердце.

Чуть меньше — 200 лет ― исполняется комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедова, одному из величайших произведений русской литературы. Писателю удалось создать бриллиант в короне отечественной драматургии, который тут же разобрали на афоризмы и повсеместно цитируют до сих пор.

Тоже круглую дату, 170-летие, отмечает трогательный рассказ И.С. Тургенева «Му-му», над которым мы так плакали в детстве. Это одно из самых сильных, искренних и, кстати, во многом биографичных произведений писателя.

Второе произведение Тургенева, у которого юбилей в 2024-м, ― роман «Дворянское гнездо», один из лучших в его творчестве. В этом году поэтичной, удивительно красивой истории несбывшейся любви, разбитых надежд и сложной судьбы человека, совершившего трагическую ошибку, исполняется 165 лет.

И сразу две даты связаны с международным успехом знаменитой повести Всеволода Сысоева «Золотая Ригма». В 1974-м произведение о тигрице и ее необычном тигренке, отражающее дух дальневосточной тайги, было издано в Чехословакии, а в 1779-м ― в ГДР.

                            
Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)