Культура
logo

Специальные выпуски

Культура

Полготовили Дарья УЛАНОВА и Татьяна ЦВЕНГЕР, фото их архива

Вообразите женщину

Юлиана.jpg

Хабаровская художница Юлиана Громова вместе с соратницей Ириной Кочергиной из Комсомольска-на-Амуре придумала международную женскую выставку и собирается устроить ей гастроли.

Суть ее обозначили просто и четко — она называется «Женщина в искусстве». Правда, 8 Марта событие посвящать не стали, чтобы его ненароком не приняли за феминистский манифест.

— Это, безусловно, открытое заявление, но у него нет подтекста или подоплеки, — объясняет Юлиана. — Хотя идею я вынашивала давно. Сегодня женщины стали проявлять себя в самых разных областях, в том числе и в искусстве. Настало время это показать.

Колорит и путь

Экспозиция объединяет 17 имен из Татарстана, Хакасии, Кемеровской и Сахалинской областей, Республики Саха (Якутия), Москвы, Харбина и, конечно, Хабаровского края.

— Среди авторов есть заслуженные художницы, а есть молодые и перспективные, — говорит Юлиана. — Самой младшей 27, самой старшей — 62. И они все абсолютно разные. Это можно увидеть по их работам — мы собрали живопись, графику и керамику, всего 80 произведений. Хотелось, конечно, больше, но нас останавливали пространственные рамки.

Хабаровчанок в этом художественном хоре, помимо самой Юлианы, еще пять: живописицы Валентина Попова и Инга Федосеева, керамистка Альбина Гречанова и мастер вырезной графики Вероника Янышева.

— Мы сразу решили, что авторы нам нужны характерные, прямо колоритные, — объясняет куратор выставки. — И я сразу вспомнила про них. Остальных подбирали по принципу «С кем-то знакомы, а с кем-то очень хочется познакомиться». У каждой из них не только богатый послужной список, достижения и регалии, но и собственный тернистый путь, которым она шла к мечте. Его мы отразили в каталоге: каждая участница выставки написала о себе несколько слов.

Обнаженные яблоки

громова-работв.jpg

Дорога самой Юлианы, надо сказать, тоже весьма извилиста. Если еще шесть лет назад ее представляли как последовательницу советского сурового реализма, то сегодня абстрактные полотна за ее подписью отправляются в категорию «Актуальное искусство».

— И это меня радует, — признается художница. — Значит, я нахожусь в движении. Люблю перевоплощения и эксперименты, наверное, у меня даже такой принцип жизни. Не могу писать все время что-то одно — это нереально, да и зачем?

Женская тема в творчестве не отпускает ее уже довольно долго, принимая подчас причудливые формы. Как, например, в серии раскованных натюрмортов с плодами и бутылками.

— Мне не нравится нынешняя тенденция слишком откровенно изображать обнаженную натуру, — говорит она. — Думаю, в этом нет гармонии, но есть безвкусица. Зачем показывать голое тело, если тот же смысл можно передать через предмет? Поэтому за женское начало у меня отвечали яблоки и сосуды, а за мужское — перцы.

Впрочем, женские силуэты и портреты она тоже вниманием не обходит:

— Я даже знаю, когда это началось. Одно время часто говорили, что у меня мужской почерк, мужская творческая энергия — жесткая, мощная. И мне стало казаться, что меня как женщины в моих картинах нет, а есть что-то другое…

Но делит ли она сама искусство на мужское и женское?

— Если честно, нет. Нельзя отрицать, что сейчас в живописи сложились более мужские и более женские сюжеты или стили. Но для меня как для члена Союза художников и человека, работающего в театре, есть профессионалы и непрофессионалы. А какой у них при этом почерк, мужской или женский, абсолютно неважно.

Вполне нормальная ревность

А вот коллеги противоположного пола, по ее словам, обычно проводят границы гораздо четче и даже пытаются не пускать завоевательниц на свои территории.

— Мне кажется, это ревность, и это абсолютно нормально, — рассуждает Юлиана. — Мы теперь не только детей рожаем и держим дом, а еще и собственные проекты делаем. Подобные результаты не могут ее не вызывать. К такому надо привыкнуть.

Начать привыкать можно уже с 29 февраля — именно тогда «Женщину в искусстве» начнут показывать в музее изобразительных искусств Города Юности.

— Решили начать там, где еще не выставлялись, нужно ведь расширять границы, — отмечает художница. — В Комсомольске выставка пробудет до конца апреля, а после хотим привезти ее в Гродековский музей, уже начинаем переговоры. Хочется охватить как можно больше зрителей, потому что я вообще не помню у нас подобного художественного проекта. Мы первые, и это здорово.

А чтобы стало еще лучше, организаторы намерены отправить выставку также и в Китай. Будем держать пальцы.

Поверьте своим глазам

томин, лицо.jpeg

Гуляя по городу, замечали ли вы прищепки, которые клюют крошки с асфальта? Или как проказничает курсор компьютерной мышки, выкапывая землю где попало и пряча мешок с мусором под асфальт? Никаких галлюцинаций, все законно.

Подобные сюжеты можно увидеть в работах художника диджитал-среды Владимира Томина. С 2004 года хабаровчанин занимается motion-дизайном — анимационным оформлением статических изображений. За 16 лет работы Владимир стал арт-директором второго по величине международного закрытого арт-общества Slashthree, поработал на телеканале MTV Russia, а его работы вошли в сборник главного в мире фестиваля дизайна и цифрового искусства OFFF.

Подвижный холст

Как признается художник, отучившись в вузе пять лет на инженера-системотехника, работать по профессии он мечтал в самую последнюю очередь.

— Я решил податься в творчество и нанялся дизайнером на местное ТВ, — вспоминает Владимир. — Договор был честный: я ничего не умею, поэтому и платить мне будут меньше всех. Там и научился основам motion-дизайна.

С этого и начался его путь в большой мир искусства. Замечать ролики художника на всероссийском и международном уровнях начали уже к 2007-му. А через год новым местом работы Владимира стал телеканал MTV Russia.

— Это были золотые времена! Полная свобода творчества, — говорит дизайнер. — Тогда мне никто не говорил, что делать, но зато все всегда были довольны результатом.

В 2011 году Владимир совместно с цифровым куратором Арсением Весниным и иллюстратором Евгением Киселевым представлял и защищал российский motion-дизайн на фестивале OFFF Barcelona. После этого зарисовки хабаровчанина попали в сетку вещания телеканалов в США и Европе.

— Для цифрового художника основным холстом является экран. Поэтому мои работы хоть и редко появляются в галереях, но на экраны попадают довольно часто, — объясняет Владимир Томин. — Например, в Германии их крутили на экране GOV. И много раз они оказывались на главных страницах Behance — это социальная медиа-платформа компании Adobe и американского видеохостинга Vimeo.

Лайк, шер, пост

томин обложка.jpg

А вот популярность среди зрителей работы Владимира завоевали благодаря Максиму Галкину.

— Я не знаю, как это видео попалось ему на глаза. Но именно после перепоста моего ролика про Хабаровск, где мышиный курсор плохо себя вел на улицах нашего родного города, начался рост числа подписчиков.

Сейчас у Владимира в Instagram более 60 тысяч фолловеров. При этом практически половина подписчиков аккаунта tomin.works — иностранцы.

— Комментарии мне обычно пишут четыре типа людей: те, кому мое творчество нравится, которые ищут технические косяки, критикующие сами идеи и желающие научиться делать так же, — добавляет дизайнер. — Последние просят обучающие курсы, но к этому я пока не готов. Слишком много всего хочется попробовать, времени хватает не всегда, а серьезно заниматься обучением — это совсем другая область, мне неизвестная и пока не очень интересная.

Но, к счастью, перенять опыт Владимира вскоре смогут все желающие. В этом году художник планирует выпустить книгу, в которой и расскажет о том, как он работает над созданием идей.

— В этом деле главное с интересом и открытостью воспринимать окружающий мир, развивать внутренний контроль качества и исходить из своих возможностей, — говорит Владимир Томин. — Ведь именно благодаря твоей работе человек сможет посмотреть на привычный объект свежим взглядом.

Шоу-лица краевой столицы

8 марта. «Щелкунчик и кошки». ДК профсоюзов

Премьерный спектакль под музыку П.И. Чайковского представит хабаровским зрителям Московский театр кошек Владимира Куклачева. В это сложно поверить, но на представлении зрителей ждет бой кошек и Мышиного короля, путешествие с кошками в сладкий город Конфитюрбург и многое другое. Показы пройдут в 12.00 и 15.00. Детям до трех лет вход бесплатный.

11 марта. «Нотр Дам де Пари. Ромео и Джульетта». Городской дворец культуры

Мюзикл-шоу начнется в 19.00. Постановщики обещают динамичную театрализованную программу с яркими костюмами и проекционными декорациями. Главные партии исполнят профессионалы музыкальной сцены Светлана Светикова (официальный голос русалочки Ариэль в России), Эд Шульжевский, Александр Постоленко, Петр Маркин, Вячеслав Гнедак и другие.

22 марта. Александр Розенбаум. Музыкальный театр

Российский певец и композитор обещает, что концерт «Мы живы» пройдет, как и всегда, по-домашнему. Без лишнего пафоса и с душой. Любимец публики исполнит лучшие песни из своего репертуара, такие как «Ау», «Вальс-бостон», «Утиная охота» и другие. Начало в 19.00.  

26 марта. Наталья Краснова. Городской дворец культуры

Комик, кандидат педагогический наук, писатель, мама двоих детей и популярный блогер Наталья Краснова уже несколько лет смешит страну на просторах интернета и телевидения. Ее ироничные зарисовки о современных стандартах красоты и взаимоотношениях мужчин и женщин нашли интерес у аудитории разных возрастов. В 19.00 в своей программе «Вот и все, вот и все» стендапер расскажет, как в 38 выглядеть на 37, кто такой идеальный мужчина и куда он исчезает, когда вы протрезвеете, и посмеется со зрителями над насущными проблемами. 


Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)