Специальные выпуски
Грант на четырехглазую собаку
Современная московская художница Янина Черных приехала в Хабаровск не просто так. Во-первых, именно здесь она решила собрать материал для нового проекта о шаманизме и мифологии коренных народов Севера. Ну а во-вторых, это город ее детства.
— Я здесь родилась и прожила первые 14 лет, а в Москве всегда ощущала свою чужеродность, — рассказывает она. — И сейчас, как многие, почувствовала фантомную боль от того, насколько удален от меня мир природы и рассказов моей родной земли.
Город из ниоткуда
Финансы на творчество выделил «Дом культуры ГЭС-2» — один из самых крупных и передовых арт-центров нашей страны. Для Янины, впрочем, сотрудничать с именитыми институциями не впервой. Она участвовала в нашумевшем фестивале «Арт-Овраг» в Выксе и Московской международной биеннале молодого искусства, выставлялась в галереях «Электрозавод» и Random, а однажды на три месяца застряла в горной обсерватории в Карачаево-Черкесии в рамках арт-резиденции GFAR. Но так далеко — домой — ее занесло впервые.
— Правда, у меня тут было всего четыре дня — надолго уехать не получилось, — говорит Янина. — Очень хотелось что-то понять про свои корни, про свой ― не люблю это слово ― бэкграунд. Ведь по сути Хабаровск — город, которого не должно было быть на карте. Белые люди пришли сюда из другой части мира, практически ниоткуда. Если вы захотите что-нибудь почитать и забьете название в поиск, вам выпадут публикации про три холма, Муравьева-Амурского и 1858 год. А вот что было до — о нанайцах, маньчжурах, более ранних наименованиях этого места — на первых страницах «Гугл» не выдает. Мне хочется изобразить такой идеальный «Хабаровск мечты», где дореволюционные дома соседствуют с традиционными национальными жилищами на сваях…
«Аборигенную» историю и шаманские артефакты она изучила в Гродековском музее. Местную флору подробно рассмотрела на Хехцире, а еще побывала в «столице Нанайского края» — селе Троицком. С собой в столицу повезла камни, куски коры, книгу о нанайском искусстве и выразительную корягу. Говорит, что к искусству приспособит все. Она любит совмещать разные техники: скульптуру и видеоарт, вырезки на бумаге и текстиле, исталляции и 3D-печать.
— У проекта, кстати, уже есть имя — не примерное, точное, — добавляет художница. — «Четырехглазая собака».
Звучит внезапно. Но вообще-то, для нее вся эта большая история и правда началась с собаки. Зовут ее Ами — сокращенно от реки Амур. Так что история про стремление к корням — совсем не пустые слова.
Какая у вас шкура?
— Появление щенка действительно перевернуло мою жизнь, — признается Янина. — Знаете, сейчас, когда современные художники встречаются поговорить, они обсуждают антидепрессанты. А меня из пустоты вывел зверь. Я давно хотела пса, а он оказался, скажем так, с ментальными особенностями. Безумно боится всего: улицы, шуршащих пакетов, пластиковых стаканчиков. Зато обожает природу, насекомых. И я постепенно стала смотреть на мир его глазами. Пыталась понять: почему он так страшится города?
Поиск философских ответов на этот вопрос и привел ее к дальневосточной мифологии:
― У нивхов собака, живущая на Луне, сьедает ее во время затмений. У собак есть свой загробный мир, отдельный от людей, но самое важное ― собака является проводником между мирами. Человеку никуда нельзя отправляться в одиночку. Если приходится идти, нужно взять с собой собаку-«четырехглазку» со светлыми пятнами в районе бровей. Второй парой глаз она видит мир духов и защищает от них человека.
Интересное совпадение: у второй собаки, которую Янина взяла из приюта, именно такой окрас.
― Еще в северных мифологиях животные воспринимались как «иные люди», близкие к духам природы, ― продолжает художница. ― Есть люди-медведи, люди-тигры или люди-вороны. Они живут в своих мирах и выглядят как звери и птицы только при контакте с нами. И наоборот: животные тоже видят людей зооморфными. Другими словами, мы взаимодействуем друг с другом, снимая и надевая разные шкуры. И шаман, надевая их, переносится в другие миры…
На выставке она решила показать, как могли бы выглядеть и работать такие «волшебные» шкуры сейчас. И… в кого можно превратиться, если их надеть.
― Как именно воплотить это технически, еще не решила, ― признается девушка. ― Скорее всего, буду печатать сегменты на 3D-принтере и соединять между собой, использую металл. В идеале хотелось бы, чтобы зритель мог примерить ее на себя…
Эти арт-объекты она дополнит серией скульптур и анимацией. И там будут не только шаман и собака. В художественное пространство перекочуют сороки, которых она часто встречала в городе, очертания площадки на площади Блюхера, образы дальневосточного декоративно-прикладного искусства. Как это все «подружить»? На шлифовку и воплощение замысла есть еще пять месяцев.
Бабушка и клумба
В принципе Хабаровск Янине понравился:
— Мне показалось, он честный. В Москве я живу в районе, который не в центре, но считается крутым. Выходишь из дома — порши, теслы, люди в кутюре. А здесь почти не встречаешь пафосные машины: за четыре дня видела один «порше» и один «мерседес» с мигалкой. И на окраинах нет особой претензии на дизайн: как смогли — так сделали. Людям надо жить свою жизнь, им не до рюшечек. Вот что будет, если свернуть за угол Патриарших. Россия — такая.
И она, к слову, не видит в этом ничего плохого. И даже замечает, что могла бы здесь жить.
― А еще очень хочется сделать выставку в Троицком, это удивительное место, ― добавляет Янина. ― Вот так все меняется: сначала ты, как и другие знакомые ребята, мечтаешь об экспозиции в Париже или Нью-Йорке, а теперь ― в Нанайском районе. Знаете, чему я радуюсь больше всего? Когда во дворе обычного многоквартирного дома какая-нибудь бабушка начинает обустраивать клумбу, собственный мини-садик. Мне кажется, я такая же бабушка с клумбой: беру свой кусочек мира и делаю, как считаю нужным.
Рыба из камня и перчатка из космоса
Альбом-каталог «130 шагов в будущее», посвященный самым ярким и легендарным экспонатам, презентовал Гродековский музей в честь своего 130-летия.
Юбилейные «жемчужины» выбирали из полумиллиона претендентов.
― Поверьте, это серьезная работа и труд, более того ― это разрыв аорты для хранителя, ― пошутила на презентации замдиректора музея Нина Маркова.
― Мы долго спорили о том, какая должна быть обложка и какой формат, ― отметил генеральный директор Гродековского Иван Крюков. ― Это первый каталог за всю нашу историю, который рассказывает не об отдельной выставке или конкретной коллекции, а обо всех огромных фондах нашего музея.
«Героев» альбома автор-составитель Марина Белкина расположила в хронологическом порядке, начиная с окаменевшего отпечатка доисторической рыбы и заканчивая перчаткой космонавта Петра Дуброва, которую он надевал во время своего легендарного полета на международную космическую станцию. Впрочем, тут у каждого предмета есть своя легенда.
― Например, в каталоге есть скатерть Муравьева-Амурского, ― рассказала Марина Белкина. ― Не простая, а там самая, на которой, по преданию семьи, и был в 1858 году был подписан Айгунский договор. Ее, кстати, нам передал внучатый племянник генерал-губернатора Василий Муравьев-Амурский как раз как подарок к одному из прошлых дней рождения.
Рассказывает альбом и про серебряный поднос, подаренный барону Корфу, и про «хиты» коллекции Гродековского: каменную черепаху, литую пушку, скелет финвала и даже тот самый синий трактор, который красуется во дворе.
Такие машины производились в СССР с 1920-х, а преподнести технику Гродековскому дачники товарищества на «Садовой» решили уже в 1977-м. Так вот, до места экспонирования машина, между прочим, ехала сама!
На презентации сотрудники музея, смеясь, вспоминали, как забыли перчатки в витрине при монтаже выставки о первом «блогере» Хабаровска Андрее Бодиско ― экскурсоводу пришлось импровизировать перед гостями, придумывая, для чего они там оказались.
― В общем, здесь нет цифр, дат и скучных фактов, ― заключила Марина Белкина. ― Это не академическое издание, а разговор с посетителем, чтобы у него сложился собственный яркий образ музея.
Продолжаем нашу новую рубрику об изданиях, которые стоит вспомнить и даже перечитать. Как и обещали, в каждую из подборок непременно включаем нашу, хабаровскую книгу.
Давайте начнем сначала. В 2024 году праздничная дата у всего российского книгопечатания: в 1564-м, или 460 лет назад, вышло первое на Руси датированное типографское издание «Апостол». Для того чтобы оно увидело свет, понадобилось 10 лет. Рукописные варианты текста кропотливо собирали по монастырям, а тираж по древним меркам был невероятно внушительным: две тысячи экземпляров.
Но это не самая старая книга, о которой мы хотим поговорить. Двойной юбилей отмечает памятник древнерусской литературы ― «Хожение за три моря» Афанасия Никитина. По одной из датировок, рукопись была закончена в 1474-м, то есть 550 (!) лет назад, а в 1489-м воспроизведена в летописном своде. Никитин посетил Кавказ, Персию, Крым, но большую часть сочинения посвятил Индии. Оно считается первым русским произведением, точно описывающим торговое, а не религиозное путешествие.
В 1859 году великий Александр Островский закончил свою знаменитую «Грозу». Эта пьеса до сих пор остается одной их самых известных ― и, кстати, самых востребованных в русской драматургии.
Круглую дату ― 100-летие ― отмечает сказочная повесть Юрия Олеши «Три толстяка». Остросюжетную книгу о революции в вымышленной фантастической стране автор посвятил Валентине Грюнзайд — девочке, которую он просто случайно встретил в Москве. Имя главной героини Суок — девичья фамилия возлюбленной писателя. На вымышленном языке персонажей оно означает «вся жизнь».
А 40 лет назад, в 1984-м, была издана повесть хабаровской писательницы Тамары Чинаревой «Однажды в Шишкино весной», написанная на основе документального материала о детях строителей БАМа, который автор собрала в журналистких командировках. Что интересно, она стала первым опубликованным произведением Тамары Федоровны, но отдельным изданием сначала вышла другая повесть ― «Переулок Птичий, дом 1». Через четыре года ее имя стало известно всему Советскому Союзу.