Культура
logo

Специальные выпуски

Культура

Подготовила Дарья УЛАНОВА. Фото Дарины ПОПОВОЙ и из архива

Душа свободного театра

Буквально несколько дней назад, 23 мая, исполнилось 75 лет со дня рождения легенды хабаровской сцены, заслуженной артистки России Валентины Соловых.

Ее с полной серьезностью называли примадонной. Она осталась единственной на Дальнем Востоке актрисой, которая с одинаковым успехом выступала сразу в пяти жанрах: оперы, оперетты, мюзикла, комедии и драмы.

В творческой карьере Валентины Михайловны было еще много знакового. Она стала первой в России исполнительницей главной женской партии в суперзвездном «Призраке Оперы» Эндрю Ллойда Уэббера (1996), второй (после Надежды Юреневой) ― в моноопере Франсиса Пуленка «Человеческий голос». В 1994-м режиссер Лидия Славутская сняла по ней фильм, который впервые в истории Хабаровского телевидения получил премию на чешском фестивале «Злата Прага», где участвовали больше 70 стран.

Драгоценное наследство

Великолепный голос достался Валентине от бабушки. О той в родном селе ходили легенды: говорили, голос был такой силы, что если она запевала на одном конце села ― подхватывали на другом. А сама артистка вспоминала, как любила затянуть задушевные народные песни с мамой и говорила: «Мне кажется, я пела еще в утробе». Хотя мать вообще-то была строителем (а отец художником). И Валентина даже ненадолго пошла по ее стопам ― до поступления в театр музкомедии успела поработать на стройке.

Она получала образование в Хабаровском училище искусств, потом в институте во Владивостоке. В музтеатр ее пригласил уже на третьем курсе тогдашний главный режиссер А. Туговиков. Дебютировав с партией царицы Спарты в оперетте Оффенбаха «Прекрасная Елена», она стала любимой актрисой нескольких поколений дальневосточников, выходя на сцену почти 30 лет.

Ее превозносили за уникальный тембр, широчайший диапазон и «прекрасные верха», огромное сценическое обаяние и невероятную работоспособность. Коллеги вспоминали, что она выходила на подмостки, несмотря на болезни и переутомление, а после спектаклей выглядела так, будто провела несколько дней в шахте. Но какие яркие это были роли! Одетта в «Баядере», Софья в «Свадьбе в Малиновке», мадам Пендрик в «Женихах» — Валентина Соловых стремительно стала признанной звездой местной оперетты. И при этом завоевала отдельную славу как выдающаяся исполнительница русских романсов, а это ведь совсем другое. Говорят, ее сборник «Жемчужина России», выпущенный с ансамблем «Коробейники», стал настоящим хитом в Японии.

Другой взлет

Когда же карьера стала клониться к закату, Валентина Соловых создала и возглавила Свободный театр — первую и до сих пор единственную независимую антрепризу на современном Дальнем Востоке. Она управляла им 11 лет — с 1996 года до своего последнего дня. «Призрак Оперы», «Клеопатра» и скандальная «Венецианка» — последовал новый взлет, когда артистка Соловых стала еще и кумиром молодежи.

Впрочем, она всегда воспринимала успех с иронией — этого ей было не занимать. Сохранилось искрометное «Блиц-интервью с примадонной», которое взял журналист Леонид Кербинский в 2001-м. Читать его — чистое удовольствие:

«— Что будете делать, когда переиграете всех цариц?

— Начну играть королев.

— Говорят, вы семь раз были замужем?

— Что вы! Всего лишь пять.

— Что больше всего цените в людях?

— Простоту.

— Как вы относитесь к современной музыке?

— Я ей удивляюсь.

— Слышал, вы были в Париже. У вас был там роман?

— Нет, мне всего лишь предлагали выйти замуж.

— Какие машины вам нравятся?

— Стиральные.

— Как относитесь к критическим рецензиям на ваши спектакли?

— Я измеряю их длину».

Летом 2007 года город и край облетела весть о трагической кончине известной артистки — Валентина Соловых погибла в своей квартире во время пожара. Ей было 58 лет. «Сгорела подобно звезде», — напишут журналисты.

Сайт Свободного театра svobodnyiteatr.ru работает до сих пор. Кроме текстов и фото, там можно найти аудиозаписи легендарных партий «Призрака Оперы» — доступ к ним открыт.


Маленький, но своп!

квартирник1.jpg

На культурной карте Хабаровска появляются новые точки. Теперь в это поле включаются… секонд-хенды. Да, то есть магазины «подержанной» одежды. Нет, мы ничего не перепутали.

Тем, что осознанное потребление, повторное использование и креативная переделка вещей вошли в моду и переживают бум, никого уже не удивишь. Кастомизация (индивидуальное изменение) и апсайклинг (создание новых шедевров из старых вещей) вполне можно считать творческими направлениями, а не методами производства.

Но вот то, что сегодня расписание работы наших, хабаровских секонд-хендов вообще не уступает афише какого-нибудь арт-пространства, пожалуй, все еще приводит в недоумение. Квартирники и кинопросмотры, рукодельные мастер-классы и литературные обсуждения, в конце концов, даже коллективные медитации! Что происходит и с чего все началось?

Все началось с помойки

Кажется, со свопов (вечеринок по обмену одеждой и другими вещами) и гаражных распродаж. Не то чтобы они появились в нашем городе совсем недавно, но настоящее культурное событие из них сделали, кажется, всего пять лет назад.

В 2019-м в Хабаровск приехал владивостокский проект «Фэшн юродивый», который по-настоящему взбудоражил город. Совместно с хабаровскими художниками и артистами его организаторы расписали мусорные контейнеры абстрактными узорами, устроили живой концерт у помойки, а завершили все фееричным модным показом коллекции со свалки и свопом. И пока хабаровчане отходили от удивления, «Фэнш Юродивый» взял и отметился на престижном международном фестивале современного искусства Cosmoscow.

Наши такой смертельный номер повторять не стали (к сожалению). Но вот свопы стали регулярно проходить, например, в художественной мастерской Platonnika и в одном из молодежных баров. Естественно, они стали сопровождаться творческими выступлениями.

Примерно тогда же стал набирать обороты популярный сейчас секонд-хенд Svalka. Когда два эти направления пересекутся, было лишь вопросом времени. Начав с мастер-классов по росписи одежды и коллажам, Svalka быстро расширила «культурный ассортимент» — и вот здесь уже обсуждают кино, поют авторские песни и анализируют творчество писателя Германа Гессе.

Отличный результат! Особенно учитывая, что такое место в Хабаровске теперь не одно.

Такой был план

Молодежный секонд-хенд «Вязаный кот» заработал в декабре и сразу зашел с творчества: прямо в день открытия ребята устроили литературный вечер. И началось: концерты, музыкальные посиделки, прослушивания винила, турниры по компьютерным и настольным играм… Когда потеплело, из маленького помещения арт-активность выплеснулась во двор: на недавнем «уличном квартирнике» были замечены поэты Галина Лакнер и Виктор Степанцов, музыканты Дмитрий Шакиров и Александр Кандауров и другие вполне узнаваемые в молодой творческой среде люди.

— Такой план был у нас сразу, — признается руководитель «Вязаного кота» Дарина Попова. — Наша целевая аудитория очень перекликается с гостями местных творческих мероприятий — это неформальные и креативные молодые люди. Мы решили, что это отличный способ познакомить их с нами. Темы подбираем в зависимости от актуальных событий: Новый год, встреча лета и т.д. Ну а выступающих находим в соцсетях или по знакомствам — тех, кого не слышали раньше, просим показать записи выступлений или описать настроение своего творчества. Жанры зависят от темы, но мы открыты для многих направлений.

И это не преувеличение: весной в «Вязаном коте» взяли и устроили… коллективную медитацию.

— Наши друзья занимаются такими практиками, и мы подумали, что подобное мероприятие точно привлечет к нам новых людей.

Целью арт-работы она называет поддержку местных творцов и их слушателей. Но не отрицает, что есть и другая:

— Это в большей степени поддержка концепции магазина. Мы постоянно развиваемся, взаимодействуя с нашей аудиторией и устраивая интерактивы.

Что ж, это логично, учитывая, что немало внимания тут уделяется авторской и кастомной одежде. Да и для местной культуры хорошо, ведь встречи в «Коте» пока бесплатные.


Новое забытое старое

сбруя.jpg

Двумя новыми средневековыми экспонатами пополнилась знаковая выставка «Откуда есть пошла русская земля» (6+) в музее истории Хабаровска.

Сокровища очень ранние и принадлежащие к разным культурам. Первое — копье IX—X веков из вооружения викинга. Второе — украшение конской сбруи эпохи Хазарского каганата (а это уже VII—IX века).

Чтобы собрать коллекцию для этой экспозиции, завотделом музея Сергею Меховщикову пришлось прочитать больше 200 серьезных монографий и научных статей, а потом месяцами искать нужные предметы по аукционам. Интенсивный период занял полтора года, а в общей сложности вся эта работа длилась около 10 (!) лет. Зато теперь в собрании больше 250 экспонатов.

— Самые древние — меч I—IV веков и римские монеты II—III веков, — говорит Сергей Геннадьевич. — И это лучшая историческая коллекция за Уралом.  

Выставку «Откуда есть пошла русская земля» открыли в ноябре прошлого года и изначально хотели завершить в апреле, но теперь решили продлить до конца декабря. Мы поддерживаем — очень уж много поистине униальных предметов одновременно выставлено в музейных залах. Это, к примеру, одна из шести сохранившихся монет Тмутараканского княжества — такое правда существовало! А еще печать Владимира Мономаха, одежда, оружие, прялки и огромное количество украшений из бронзы и серебра: амулеты, подвески, браслеты, фибулы.

Особо Сергей Меховщиков гордится образцами пермского звериного стиля, распространенного на территории Пермского края и современной Удмуртии.

— Есть еще и зауральский, — отмечает он. — Приобрел я, например, пряжку, сделанную обскими уграми. Продавец говорил, что там нарисован медведь. Начал изучать, а там никакой не медведь, а вообще козел и по бокам два соболя…

Посмотреть на редкие фибулы и многие другие вещи, составлявшие жизнь и быт восточнославянских племен, финно-угров, народов Хазарского каганата и германцев, можно еще и по Пушкинской карте. Время есть.



Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)