Культура
logo

Специальные выпуски

Культура

Подготовила Дарья УЛАНОВА. Фото автора, Хабаровского ТЮЗа, центра «Исток» и краевого фонда культуры

Эстафета любви

Под занавес 80-го, юбилейного сезона Хабаровский ТЮЗ представил немного волшебную и проникновенную премьеру. «Умеешь ли ты свистеть, Йоханна?» — щемящий спектакль о конечности жизни, родстве (прежде всего душевном) и подлинных, не навязанных семейных ценностях, которые так нужны всем нам.

Первые показы прошли с аншлагом, а зрители не раз намочили слезами платочки и программки. Все благодаря тому, какой глубокий запас искренности вложила команда в простую историю про двух детей и одного старика.

Что звенит в руках?

А ведь она и правда семейная, с какой стороны ни посмотри. Лет шесть назад коротенький рассказ Ульфа Старка «Умеешь ли ты свистеть, Йоханна?» в самое сердце поразил актрису ТЮЗа Анастасию Дымнову. Она тут же показала его мужу — актеру и режиссеру Виталию Федорову.

— Ну а когда книга такая хорошая, что буквально звенит в руках, я всегда мечтаю ее поставить, — признался Виталий.

Сюжет лаконичен: у Ульфа есть друг Берра и замечательный дедушка. А вот у Берры дедушки нет. Тогда дети решают найти его в ближайшем доме престарелых и там знакомятся со всеми забытым старичком Нильсом. Так рождаются трогательная дружба, настоящая привязанность, ну и смешные приключения, конечно. Но в конце Нильс умирает — он ведь старенький, а жизнь имеет свой срок. И дети учатся жить с этим новым знанием и чувствами.

В хабаровском варианте, правда, Ульф превращается в девочку Ульфу.

— Почему? А потому что мне очень хотелось играть в этом спектакле, — улыбаясь, раскрыла секрет Анастасия.

Роль Берры Виталий взял на себя. Так герои стали разнополыми, и действие приобрело дополнительные трогательные оттенки. Ну а маленький рассказ на 15 минут превратился в полноценную почти полуторачасовую постановку, полную осторожного баловства, задорных фокусов и маленьких бытовых чудес. Как это получилось? Рассказываем.

Почему спектакль называется именно так? «Умеешь ли ты свистеть, Йоханна?» — это песенка, которую старичок Нильс любит насвистывать сам и учит свистеть маленького Берру. Йоханной звали умершую жену Нильса, которую он преданно любил всю жизнь и по которой очень скучал.
Маленькие-маленькие человечки

Два года «Йоханна» ждала своей очереди на постановку. Не только когда вызреет и оформится концепция, но и когда освободится главный художник театра кукол Наталья Павлишина — визуальное воплощение постановки хотели отдать именно ей. В итоге к актерскому составу спектакля присоединились еще и необычные куклы: они играли обитателей дома престарелых.

— Никогда не делала таких огромных — больше трех метров! — призналась Наталья Геннадьевна. — Я и сама очень хотела поработать на большой сцене ТЮЗа и счастлива, что мне это удалось.

Еще как удалось! Благодаря ей человеческая история поднялась на уровень магии. Старики-исполины не только живут и двигаются с помощью артистов — они то и дело превращаются в дома с загорающимися окнами. Дедушка Нильс в одной из сцен парит среди гигантских ягод вишни, круглых и светящихся, — «будто в ладони у бога», сравнивают постановщики. Ну а когда на сцене появляются почти необъятные обрывки давней фотографии, весь зал будто становится старинной коробкой со снимками…

— Как взрослым людям играть детских персонажей? Это ведь сложная задача! — объяснил Виталий Федоров. — И тогда мы решили, что весь мир вокруг них будет просто громадным, а они будут бегать среди всего этого — такие маленькие-маленькие человечки.

Однако есть у кукол и другая смысловая нагрузка.

— Попав в дом престарелых, потеряв связь с родными и окружающим миром, эти старики стали уже как будто не совсем живыми, — раскрыл задумку режиссер. — У нас ведь и Нильс сначала предстает перед детьми в образе куклы. И только когда они называют его дедушкой, он оживает…

Интересные факты

1. В постановке также занят маленький сын Анастасии и Виталия Георгий — за каждый спектакль родители платят ему 100 руб.

2. Все думают, что в финале Виталий Федоров свистит песенку под фонограмму. Это не так: он владеет искусством художественного свиста и все делает сам.

Секрет интонации

Но ведь это, получается, сказка? Как есть сказка! Откуда тогда ощущение предельной честности, которое не оставляет зрителей от начала и до конца? Ответ и тут несложный: это документальная сказка. Разве так бывает? Бывает, если очень захотеть и проделать кропотливую сценарную работу.

Оригинальный текст рассказа Ульфа Старка Виталий Федоров дополнил не только цитатами из знаменитого писателя и кинорежиссера Тонино Гуэрра, но и настоящими детскими воспоминаниями актеров, занятых в «Йоханне». Все, что они говорят со сцены о своих бабушках и дедушках, чистая правда. Даже заслуженный артист России Владимир Годованец, произнося главный монолог своего героя Нильса, на самом деле озвучивает впечатления из собственного детства, когда он, пятилетний, прятался под праздничным столом.

— Мы долго искали интонацию — способ рассказать об обретении родства и потере, о том, как дети, переживая это вместе, становятся еще больше дороги и небезразличны друг другу. Так от предыдущих поколений передается эстафета любви, — говорит Виталий Федоров.

Мы сможем принять ее в новом театральном сезоне — в том числе и по Пушкинской карте. Захватите платочки и обнимите близких.


Штаны и их карьера в искусстве

img_20240603_230457.jpg

Новый вид творчества освоили в центре работы с населением «Исток». Там мастерицы… шьют картины из старых джинсов.

Участницы арт-студии «Винтаж» за несколько месяцев совместной работы создали уже больше 40 «деним-шедевров».

Взяться за неизведанное искусство креативных дам-пенсионерок побудила… практичность: пара старых, ненужных и потому абсолютно бесплатных штанов сегодня найдется практически у каждого. А оттенков у денима при этом столько, что «рисовать» им можно не хуже, чем красками. Ну, может быть, чуть сложнее и дольше.

— Сначала на бумаге рисуется эскиз, — перечислила этапы руководитель клуба Ольга Янкович. — Затем подбираются цвета, вырезаются детали из ткани и выкладываются в нужном порядке. Потом их нужно аккуратно нашить друг на друга, а уже после — на основу.

В итоге на одну текстильную картину уходит минимум две недели, а то и месяц — совсем как на живопись. Вряд ли американский промышленник Ливай Страусс, создавая 171 год назад удобные штаны для золотоискателей, думал, что потом их лоскуты будут оформлять в рамы и с гордостью вешать на стены…

Материал для творчества они собирают у друзей, родственников и знакомых. Или, как Валентина Ткаченко, у случайных людей в поликлинике. Она решила сшить пейзаж с Амурским утесом и забуксовала на парковой зоне: деревья ведь зеленые. Где же достать подходящую по цвету ткань?

— Получилось случайно: на пути к врачу встретила женщину в брюках цвета хаки и рассказала ей о своей проблеме, — призналась мастерица. — Оказалось, что дома у нее есть еще одни такие же, но уже ненужные. И она мне их принесла!

А когда для самого здания на утесе не хватило белого денима, «в жертву» пошли уже джинсы подруги. Хотя и жертвой это не назовешь: они все равно порвались в районе коленки. В итоге подруга получила шорты, а Валентина Ткаченко — такой необходимый материал.

А на полотне Нины Бухаровой «Старый Хабаровск» и вовсе десять домов — маленьких, но разных:

— В ход шло все, даже пояса, карманы, заклепки и прострочка, — отметила она.

img_20240603_231037.jpg

Рукодельницы из «Винтажа» вообще не боятся сложных задач: вот вам стая кетовых рыб, вот таежный ландшафт, вот розовый «дом со шпилем» в Комсомольске-на-Амуре, а вот вздыбленный конь и даже мастерски исполненный портрет Владимира Высоцкого! Жалко прятать всю эту красоту у себя, решили мастерицы.

— Однажды я показала фото картин из нашей коллекции директору хабаровского краевого благотворительного фонда культуры Анне Плахотник, — рассказала Ольга Янкович. — А она предложила сделать экспозицию в Арт-подвальчике.

В итоге выставка «Джинсовые картины», которая проходила с 4 по 16 июня, объединила работы восьмерых текстильных художниц. Кроме Ольги Янкович, Валентины Ткаченко и Нины Бухаровой, это Галина Ефимова, Ирина Иванычева, Ольга Амшенникова, Наталья Орехова и Галина Никулина.

К картинам они добавили сумки и предметы интерьера — получилось непафосно и очень уютно.


Пятерка книжных юбиляров

Эти издания обязательно нужно перечитать! Поэтому мы и решили завести для вас вот такую новую рубрику. Обещаем, что в каждой из подборок непременно будет наша, хабаровская книга.

Самый зрелый юбиляр в этой подборке — знаменитый поэтический цикл Александра Блока «Стихи о Прекрасной даме». В 2024-м исполняется 120 лет с момента его первой публикации. Цикл признан лучшим творением Блока, а выход книги сделал его имя широко известным.

Столетие в нынешнем году отмечает знакомая всем нам с детства «Муха-Цокотуха». Сказка Корнея Чуковского впервые была опубликована в 1924 году под названием «Мухина свадьба». Самое удивительное, что Корней Иванович создал ее всего за один день. Однажды писателя озарило вдохновение такой силы, что строки пришлось записывать прямо на куске обоев, содранном со стены.

В этом же году на свет появилась «Лесная газета» Виталия Бианки, которая считается самым известным его произведением. Удивительный мир, который умел создать писатель, сочетает в себе любовь к живой природе и волшебство.

А еще 75 лет исполняется сборнику «Стихи детям» Агнии Барто, за который она в 1950-м получила Сталинскую премию. «Апрель», «Идет бычок, качается», «Игрушки» — эти и другие стихи стали настоящей классикой детской литературы.

И, наконец, 50-летие отмечают в этом году «Амурские версты» Николая Наволочкина. Замечательный исторический роман об освоении Амура и судьбах первых переселенцев переиздавался больше 10 (!) раз, последний — в 2007-м.

 



Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)