Культура
logo

Специальные выпуски

Культура

Подготовила Дарья УЛАНОВА. Фото автора, Виктории КОРОТКОВОЙ и АСПИР

Поэтическое дыхание и уши мудрости

писателы2.jpg

Есть ли у поэзии молодых авторов «ослиная составляющая», у литературы Тихоокеанской России ― особая миссия, а у советских детских писателей ― собственный феномен? Ответы на эти и многие другие вопросы старательно искали участники межрегиональной дальневосточной писательской мастерской.

Ее проводила Ассоциация союзов писателей и издателей России (АСПИР). Она собрала в Хабаровске 40 перспективных начинающих авторов ДФО и привезла к Амуру ведущих российских литераторов, редакторов, критиков и исследователей, чтобы профессионалы могли задать им верное направление.

Получилось пять насыщенных и разнообразных дней, где серьезные разборы и дискуссии перемежались с нужной долей веселья и неформального общения.

Начнем с психиатрии

Прежде всего, конечно, ― знакомство с хабаровской землей. Город участникам показывал известный местный краевед Анатолий Жуков, который решил сразу зайти с козырей.

— Недалеко отсюда на улице Серышева находится психиатрическая больница — старое учреждение, в котором в свое время лечились известные советские писатели Аркадий Гайдар и Александр Фадеев, — заявил он, как только экскурсионная группа отошла от гостиницы.

Гости краевого центра впечатлились судьбами именитых коллег и притихли, задумавшись о тяжести творчества. Для тех, кто впечатлился недостаточно, Анатолий Михайлович уточнил:

— Лечились от алкогольной зависимости.

В общем, прогулка по главной улице Хабаровска прошла без лишнего пафоса. Тем не менее знаковые литературные имена были честно названы: краевед показал дебютантам хабаровские адреса Владимира Арсеньева, рассказал о кратком визите Антона Чехова, упомянул о Петре Комарове, Николае Наволочкине, Юлии Шестаковой.

Наставники мастерской в это время приобщались к культуре коренных малочисленных народов Севера, рассматривая древние петроглифы Сикачи-Аляна, листая страницы национальных книг и постигая искусство старинной нанайской рыбалки. А еще они познакомились с «дальневосточным Ван Гогом» Ильей Лихановым и его выразительной живописью.

Новые впечатления важны, когда впереди четыре дня интенсивной работы.

«Отдельные ласточки весны не делают»

Литературное плавание стартовало в холле концертного зала краевой филармонии.

— Сочетание преемственности и новаторства — это главные двигатели АСПИР, — подчеркнула руководитель проекта «Мастерские — писателям» Алена Кривцова. — Больших вам идей и стремлений!

— Здорово, что АСПИР приезжает в регионы, — добавил ведущий редактор известного российского издательства «Редакция Елены Шубиной» Алексей Портнов. — У нас огромная страна, и объединить ее может только культура.

Затем дебютанты разошлись на семинары по четырем направлениям: «Поэзия», «Проза», «Драматургия» и «Детская литература», чтобы после бурного обсуждения собственных текстов расширить разговор уже на всю восточную часть страны. «Литература Тихоокеанской России: особая миссия?» — вот так масштабно называлась первая общая дискуссия.

Первым делом литераторы попытались определить, существует ли особенный дальневосточный стиль и в чем его специфика. Сошлись на том, что он, безусловно, необходим.

— Дальневосточной литературе нужны свои манифесты и свои теоретики — тогда можно говорить о сложившемся направлении, — заметил литературный критик, профессор РГГУ Александр Марков. — И писатели-проводники должны непрерывно присутствовать в литературном процессе, ведь отдельные ласточки, даже талантливые, весны не делают. А в современной литературе в принципе наблюдается отсутствие школ и течений.

— Дальний Восток осваивала вся Россия, — возразил один из мастеров семинара прозы, глава Хабаровского отделения Союза писателей России Константин Куроленя. — И здешнее культурное пространство интересно в первую очередь разнообразием эстетических направлений.

Эту точку зрения разделила и ведущая семинара детской литературы Наталия Волкова: она отметила яркий «камчатский колорит» в текстах некоторых участников.

Спор про снежные усы

Подтвердилась гипотеза и в стихах семинаристов. Так, в подборке Даримы Николаевой из Бурятии много отсылок к буддизму и шаманизму, степи и пустыне Гоби. У Елены Чайки из Владивостока — к морю и скалам, движению освоения и переселенчества. Оказалось, даже снег у поэтов Дальнего Востока различается кардинально. Липкие приморские «снежные усы» совершенно непонятны жителям Амурской области, которые привыкли к рассыпчатым сугробам.

А ведь в построении поэтических образов важна любая деталь! Так, стихотворный спор внезапно развернулся вокруг… ушей. А точнее, строчки «У твоего характера вытянулись уши». Пока авторы из Хабаровска и Благовещенска выясняли, закладывал ли поэт туда «ослиную составляющую», указывая на глупость героя, их коллеги из Бурятии были уверены, что все наоборот:

— Вытянутые мочки часто изображаются, например, у статуэток Будды. И мы называем их «уши мудрости».

Чтобы разночтений не возникало, по словам мастеров семинара поэзии Светланы Михеевой и Элины Суховой, нужно обосновывать каждую метафору. А еще не слишком давить на читателя и контролировать поэтическое дыхание.

— Чтобы вас услышали, нужно в пять раз понизить голос. Дышите реже, кричите тише, а слова проверяйте по словарю, — резюмировала Элина Сухова.

Один язык на всех

Перечислить все, что постарались вложить организаторы в благодарных дальневосточников, очень сложно. Литературный критик Александр Марков рассказывал им, как новейшая литература существует в блогах, соцсетях и политической прессе, писатель, художник и заведующий библиотекой Дома творчества Переделкино Денис Крюков объяснял, что такое «советский детлит» и «русский малышизм», член редколлегии журнала «Новый мир» Ольга Новикова учила редактировать свои произведения. И много, много чего еще.

— Удивило и порадовало, что АСПИР добрался до Хабаровска и собрал дальневосточных писателей вместе, — поделилась впечатлениями писательница Татьяна Троценко. — Целых четыре дня все вокруг говорили со мной на одном языке. Этого счастья мне хватит надолго!

Впрочем, впечатлениями результаты не ограничились: шестерых авторов направили на Всероссийский форум молодых писателей «Липки», еще пятеро рекомендованы к публикации во всероссийских сборниках. Среди победителей хабаровчанки Татьяна Троценко и Дарья Уланова.


Когда красавица довольна

кукла-вся.jpg

Антикварную немецкую куклу возрастом в 160 лет случайно восстановила хабаровчанка.

Когда Виктория Короткова заказывала в интернете разбитые антикварные детали, она даже не предполагала, что те имеют культурно-историческую ценность.

— Это был фарфоровый набор: крошечные ручки, ножки и голова с осколком оплечья, — рассказывает она. — Думала: «Такой себе осколок, сделаю куколку для другой куклы». Попыталась отремонтировать шею и выложила результат на кукольный сайт «Бэйбики.ру». Тут все и началось...

Набор, который она купила, был находкой современных копателей, работавших на отвалах фарфоровых фабрик Германии. Поэтому знатоки игрушек, увидев любительскую «реставрацию» из нетканой салфетки и суперклея, очень расстроились: негоже, мол, так относиться к ранней барышне из белоснежного фарфора выпуска… 1860—70-х годов.

— Не думала, что все окажется так по-взрослому, — призналась Виктория. — Стала изучать матчасть, посмотрела иностранное исследование M.G.Krombholz, посвященное этому вопросу. И выяснилось, что это бисквитный не тонированный фарфор производства известной немецкой фабрики Kister&Co. Головка всего 2,5 см, но даже синие глазки есть, как в описании. И локоны в нужном количестве!

Пришлось хабаровской кукольнице браться за дело всерьез. Ей не впервой ремонтировать старинных красавиц, но восстанавливать фарфор она еще ни разу не пробовала.

— Как это делать? Из чего? Оказалось, нужен эпоксидный пластилин. На улице зима, а его нельзя перемораживать. Но мне же приспичило! Нашла нужный на теплом складе, запихнула в рукав шубы, ехала и хохотала сама над собой!

Основой для покатых женственных плеч послужила… ручка масскажной расчески. Подошла идеально! А вот потом пришлось самостоятельно кроить, шить и перешивать тело: дамочка оказалась врединой       .

— Обычное кукольное ей не подошло: это взрослая, модная кукла, хоть и крошечная. Ей понадобилось другое, с осиной талией и пышными бедрами. Так что я была вынуждена чертить эти «выдающиеся» подробности сама с учетом размера, а затем набивать тельце мельчайшими опилками. Потом кукле не понравились ручки: она потребовала более изящные. И снова пришлось пороть…

Однако в итоге мастерица своей подопечной все же угодила. Теперь красотка ждет исторически достоверного наряда.

— Уже изготовила ей нижнее белье, турнюр, корсет и нижнюю юбку, — перечисляет хабаровчанка. — Пока все, кукла еще не доделана. Планирую платье с кассетными складками на юбке, рукавом «баранья нога» и декольте. Вроде выбраны ткань и кружева, но все может измениться. Ведь главное, чтобы кукла осталась довольна. Звучит странно, но так и есть!


Пятерка книжных юбиляров

Эти издания обязательно нужно перечитать! Поэтому мы и решили завести для вас вот такую новую рубрику. Обещаем, что в каждой из подборок непременно будет наша, хабаровская книга.

В этом году среди именинников по-настоящему знаковые русские книги. Некоторые завоевали без преувеличения мировую славу. Так, исполняется 155 лет со дня публикации романа-эпопеи Льва Толстого «Война и мир». Это одно из величайших и самых масштабных произведений нашей литературы, главная тема которого — историческая судьба народа во время Отечественной войны 1812 года.

Немного — на 60 лет — его опередили «Басни» Ивана Крылова. Они имели ошеломляющий успех. Николай Гоголь назвал творения Ивана Андреевича «книгой мудрости самого народа», а Александр Пушкин провозгласил соратника «истинно народным поэтом». Всего самый знаменитый русский баснописец оставил после себя 236 мудрых историй.

Кроме того, 185 лет назад Михаил Лермонтов закончил поэму «Мцыри», которая учит нас никогда не сдаваться и бороться за свои идеалы. А другому произведению о силе духа и преодолении трудностей — роману Николая Островского «Как закалялась сталь» — в 2024-м исполняется девяносто лет.

Такой же юбилей и у повести Аркадия Гайдара «Военная тайна» — той самой, куда вошла сказка о Мальчише-Кибальчише и его твердом слове, которую классик советской детской литературы написал в Хабаровске. Так что давайте отсалютуем Мальчишу!

Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)