Культура
logo

Специальные выпуски

Культура

Дарья УЛАНОВА, фото из архива

От казармы до сезона

Нынешний октябрь — юбилейный для театрального дела в Хабаровске. Ему исполняется 130 лет.

Официальной точкой отсчета историки театра выбрали осень 1894 года, хотя первый любительский спектакль в нашем населенном пункте (тогда еще, кстати, селе) сыграли за 20 с лишним лет до этого. Кроме того, вскоре в Хабаровке успели увидеть звезду Мариинского и Большого театров и даже построить специализированные здания. Почему же тогда именно эта дата? Давайте разбираться.

Простудили и побили

Считается, что первый любительский спектакль в Хабаровке состоялся благодаря визиту великого князя Алексея Александровича (летом 1873 года он возвращался из кругосветного плавания через Сибирь) и открытию в селе первого учебного заведения, которое в честь царственной особы назвали Алексеевским училищем.

Именно ради него — а точнее, ради сбора на учебники для детей — под Рождество хабаровцам решили показать театральную постановку. Режиссером стал инженер-механик Амурского пароходства по фамилии Владыкин, а сценой и зрительным залом — фактически первое попавшееся помещение. Вот как высказалась об этом в своих воспоминаниях жена военного инженера Раиса Фриессе: «Отыскали какую-то старую казарму, привели ее в порядок и на третий день Рождества изобразили «Что имеем, не храним, потерявши — плачем» Соловьева. Владыкин оказался неплохим актером, но остальные играли плоховато, да и в казарме было так холодно, что многие простудились и жалели, что пошли. Спектакль дал 90 рублей».

И знаете что? Такой итог вполне можно считать удачным, а по сравнению с Владивостоком — вообще невероятно успешным: заплатили, еще и рецензии написали! У соседей в этом же году отставной военный фельдшер Бакушев рискнул поставить в китайской фанзе «Гамлета» с собой в главной роли (остальных играли каторжные женщины и писари Сибирского флотского экипажа). И вот там прямо во время спектакля вообще началась драка. Серьезно: пьяные офицеры, которым что-то не понравилось, вломились на сцену, сокрушили декорации и избили актеров.

«Местный Гамлет, осерчав на такую неблагодарность, покинул город. Театральная жизнь во Владивостоке замерла», — писали приморские коллеги. А вот у нас вполне себе продолжилась.

Оплата соболями

ДарьяЛеонова.jpg

Зато Владивостоку больше повезло с одной из главных по тем временам российских знаменитостей — великой оперной певицей Дарьей Леоновой, много блиставшей на столичных сценах. Там обладательница уникального контральто и ученица Глинки провела почти месяц, ожидая отъезда в Японию, а вот у нас дала всего два концерта, да и то из-за настойчивых просьб попутчиков, плывших с ней на пароходе (среди них очень удачно оказался «губернатор Благовещенска»).

После концерта в доме начальника инженерной дистанции зрители устроили певице бурную овацию, а купец Андрей Плюснин преподнес ей 40 шкурок «чудных черных соболей». На самом деле, задаривать оперную диву начали еще в Иркутске. Кажется, к концу гастрольного тура ей можно было не только сшить из них шубу, но и, к примеру, обить диван.

Однако будем честны: не то чтобы знаменитости на рубеже XIX—XX веков приезжали к нам регулярно. Пришлось справляться самим. По данным историков, на постоянной основе любительские спектакли в Хабаровке начали играть в 1880-х, когда она стала городом и превратилась в центр Приамурского генерал-губернаторства. Рассказывали, что театром стремились разбавить основное привычное развлечение — карточные игры. Специализированных зданий по-прежнему не было, поэтому артисты и зрители собирались прямо в доме китайского купца Тифонтая либо в зале военного собрания. Первую постановку там показали прямо в день открытия — 14 ноября 1887-го. Это была вечнозеленая комедия «Свадьба Кречинского» Сухово-Кобылина. Писали, что офицер-топограф Петр Гроссевич со своей главной ролью справился блестяще, а вот остальные подкачали. Спектакли, кстати, играли в паре: более обстоятельную пьесу обычно «полировали» водевилем. Так, после «Кречинского» публике показали «Зачем люди женятся» Григорьева.

В следующее воскресенье ― «опять двойка»: комедия Крылова «В осадном положении» плюс водевиль «Экономка». Там, утверждал «Сибирский вестник», все оказалось еще хуже: играли «кто в лес, кто по дрова», хотя цена билетов доходила аж до пяти рублей. При этом зал все равно был полон ― настолько сильно хабаровцы тянулись к культуре.

Губернатор и заборы

газета-кнауф.jpg

Профессиональный коллектив наши земляки в первый раз увидели в мае 1892 года: по дороге во Владивосток у нас остановилась труппа М. К. Шумилова. Большого впечатления она, впрочем, не произвела: репертуар привезли облегченный, а выступали в невзрачном, тогда еще деревянном общественном собрании.

Зато совсем скоро стало понятно, что город готов к новой театральной странице. Во-первых, ощутимо поднял свой уровень любительский кружок: зимой 1892-го его сильно укрепили артисты И.Н. Фомин и А.М. Вольская, а в 1893-м взяла под покровительство жена генерал-губернатора Варвара Духовская. Уже в начале 1894-го «Приамурские ведомости» оценивали повторную постановку «Свадьбы Кречинского» так: «Пьеса прошла очень хорошо, при дружном и успешном исполнении всеми любителями своих ролей…»

Надо сказать, что периодическая печать внесла в процесс свою немалую лепту (с 1894-го «Приамурские ведомости» печатали отзывы о каждом (!) спектакле и концерте). Как и… городские заборы: все они были обклеены афишами. И никак нельзя не упомянуть, что глава и первая леди Приамурья сами посещали такие события с завидной регулярностью, подавая отличный пример остальным.

Почему же все это даже в совокупности не считают началом театральной жизни? Четкий ответ дает театровед и заведующая литературно-драматургической частью хабаровского ТЮЗа Анна Шавгарова:

― Любительские спектакли были важной, а сначала и единственной формой объединения интеллигенции. Однако они все же не дотягивали до полноценного художественного явления. Появление у нас профессиональных коллективов также не могло дать скорый эстетический результат: малые труппы и случайный репертуар говорят об этих приездах скорее как о своеобразной разведке нового края. А вот проведение полноценного театрального сезона указывает на устойчивый зрительский интерес и рост запроса на высокое искусство: в Хабаровске появились люди, способные не от случая к случаю, а каждый вечер приходить в театр.

Такой сезон обеспечило нам «Товарищество драматических и оперных артистов под управлением Кнауф-Каминской и Тальзатти», которое прибыло в Хабаровск в октябре 1894-го и осталось на всю зиму.

И никаких трагедий!

Это, утверждают историки, требовало настоящей отваги ― без навигации, железнодорожного сообщения и субсидий, полагаясь только на качество своей работы и кошелек публики. Тем не менее все более чем удалось: каждая постановка собирала не меньше тысячи зрителей! Играли в основном музыкальные комедии («Чайный цветок», «Лиса Патрикеевна», «Сердце и рука»), давали оперетту «Цыганский барон» Штрауса и оперу «Галька» Монюшко. А вот невероятно популярный во всей стране Островский с его трагическим посылом в Приамурье был не в почете.

От распорядительницы труппы, ученицы великого Антона Рубинштейна Марии Кнауф-Каминской все остались в полном восторге. «Госпожа Каминская — пианистка и заменяет своей игрой оркестр, ― писала Варвара Духовская. ― Мне понравились тенор Васильев, баритон Тальзатти, сопрано Станиславская и mezzo soprano Морелли… На бенефисе Станиславской и Васильева давали оперу «Галька». Бенефицианты получили массу цветов и несколько ценных подарков. Публики было очень много, надо было за неделю записываться на билеты, некоторым пришлось даже стоять вдоль стен».

Не остались в долгу и театралы. В своем очерке «Театральное дело в Сибири» Тальзатти написал о Хабаровске: «Жизнь здесь серенькая, тихая, отчего хабаровцы относятся к театру очень тепло... дело идет, но театральный вопрос все-таки на очереди!»


Пятерка книжных юбиляров

миланич-сольвейг.jpg

Эти издания обязательно нужно перечитать! Поэтому мы и решили завести для вас вот такую новую рубрику. Обещаем, что в каждой из подборок непременно будет наша, хабаровская книга.

А на этот раз ― даже две! Но начнем традиционно с самого старшего именинника. А точнее, именинницы: 420 лет исполняется легендарной пьесе Уильяма Шекспира «Отелло».

Сюжет великий английский драматург и поэт придумал не сам: он основан на рассказе итальянского писателя Чинцио «Венецианский мавр». А тот, в свою очередь, с большой вероятностью основан на реальных событиях. Маурицио Отелло командовал войсками на Кипре с 1505 по 1508 год и потерял там жену при подозрительных обстоятельствах.

Шекспировская версия впервые упоминается в… счете Банкетной службы. «На всех святых, то бишь первого новембря … акторы королевского величества сыграли пиесу в Банкетном доме Белых палат под заглавием «Венетский мавр» пера Шексберда», ― гласит он.

Тоже немало ― 305 лет ― существует в мире повесть Даниэля Дефо «Робинзон Крузо». До этой истории Дефо сделал карьеру как автор сатирических стихов, памфлетов и трактатов о торговле и финансах. И, между прочим, не раз был арестован за свои остроумные произведения. Основа «Робинзона», кстати, тоже подлинная ― это описание жизни шотландского боцмана Селькирка на необитаемом острове в 1704—1709 годах. Только вот Селькирк на острове одичал, а Робинзон нравственно возродился.

В 1864 году Николай Некрасов написал поэму «Железная дорога», которая стала одним из самых значимых его произведений (ей сегодня 160 лет). В ней он затронул важные проблемы, такие как социальная несправедливость и тяжелый труд простых людей. В итоге из-за цензуры поэму запретили и опубликовали только в конце 1865-го.

А в 1944-м, 80 лет назад, в самый разгар Великой Отечественной вышла отдельной книгой первая часть знаменитой трилогии Николая Задорнова «Амур-батюшка». Над эпопеей он стал работать в 1941-м, а закончил в 1946-м. В первых двух книгах повествуется о буднях крестьян-переселенцев в 60—70-е годы XIX века: освоении дикой природы, условиях жизни и взаимоотношениях с коренными народами. Третья книга, «Золотая лихорадка», рассказывает о дальнейшей судьбе героев и преобразования самого Приамурья.

Кроме того, небольшой, но важный юбилей празднует последний сборник поэтессы Людмилы Миланич «Песня Сольвейг»: книга избранных стихов стала подарком к 80-летию автора в 2014 году. Ее составление Людмила Ивановна доверила своей дочери Елене Добровенской, тоже известному в Хабаровске поэту.



Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)