Специальные выпуски
Когда узор живет дальше
Превратить коренных жительниц Приамурья в героинь стильных иллюстраций, ввести моду на нанайские татуировки и создать собственную коллекцию одежды с этно-мотивами — все это под силу одной творческой девушке за несколько лет.
На стенах новой мастерской краевой ассоциации коренных малочисленных народов Севера — знаменитые национальные узоры со старинных ковров и халатов. Только в актуальном цветовом решении, кремовые на белом.
— Этот — от Людмилы Уламовны Пассар, а тот, что наверху, — работа Очу Лукьяновны Росугбу, — Оксана Кучекта проводит небольшую экскурсию и одновременно ликбез по орнаментам. — Первый — нанайский: они любят густо заполнять пространство. А второй уже наш, ульчский: видите, здесь между линиями больше воздуха.
Все началось с подиума
Интерьер она в основном оформляла сама: светлые стены, лаконичные полки, уютный коврик на полу.
― Здесь планируется проводить творческие занятия и мастер-классы по ремеслам КМНС, но пока в основном тусуюсь здесь только я, ― улыбается девушка. ― Когда ассоциация задумала мастерскую, мне сразу предложили перебраться ― я арендовала помещение в этом же здании. Так что оборудование долго нести не пришлось: тут стол для раскроя, полка с красками, швейные машинки, а вот этот черный чемодан ― на самом деле кушетка, на которой я бью татуировки…
И это мы еще не упомянули про графику в рамах и украшения ручной работы, раз ложенные тут же. Да, сейчас она делает все сразу. А недавно еще и шелкографию освоила ― чтобы удобнее было печатать на ткани авторские принты.
― На самом деле мне от этого уже немного тяжело ― хочется наконец определиться, ― признается Оксана. ― Сейчас на первое место выходит шитье, однако и остальное не забрасываю. Так получается.
На вешалках рядом с принтованными футболками ― халат, жилетка и жакет с вышивкой. Вроде бы все к этому и шло: мама Оксаны швея, а сама она еще в 8―9-м классах запоем смотрела выпуски шоу «Проект «Подиум» про молодых модельеров и вдохновлялась нарядами, которые они делали. А потом желание почему-то угасло. И девушка поступила сначала в судостроительный колледж, а затем в педагогический институт на переводчика с английского и китайского. Успела даже поработать по специальности на проекте «Сахалин ― 1». Как от этого уйти в творчество?
― На самом деле, все началось с арт-маркетов, которые делает в городе художница Саша Белобородова, ― вспоминает девушка. ― Она собирает вместе творческих людей, и мне тоже захотелось быть с ними. А я тогда просто рисовала для себя и делала тату, никуда не ходила. Саша предложила превратить рисунки в открытки и стикеры. И понеслось.
Кто произошел от косатки?
Стоп. Откуда вообще в этой истории тату? Получается, само собой, как и все остальное.
― Я еще в 21 год сказала друзьям, что хочу попробовать. Они скинулись деньгами мне на день рождения, и я смогла купить свою первую машинку и краски ― не очень хорошего качества. Тренировалась на себе и на подругах: первые наши татуировки с красным пигментом теперь стали желтыми.
Примерно тогда же у творческой ульчанки появился графический планшет — и она начала рисовать, хотя никогда не училась. Традиционные орнаменты почти сразу проникли и туда, и туда — было бы странно, сложись у уроженки национального села Булава все по-другому. Татуированные девушки с ее иллюстраций быстро нашли воплощение на улицах Хабаровска. Причем не только среди представителей КМНС.
— Начинала, конечно, с обычных эскизов, но потом все чаще стали поступать запросы на национальные узоры, — говорит Оксана. — Не могу сказать, что прямо много, но достаточно. Думаю, такие распределяются у меня примерно 50 на 50: половина от носителей культуры, другая — нет. Но если русские ребята просят что-то из популярной мифологии или сказок, то у коренных приамурцев более глубокие идеи. Нужно, чтобы это что-то значило. Например, символика, связанная с жизненными событиями. Или герб рода.
У ульчей, кстати, гербов нет — они рассказывают историю рода в своих коврах. А вот животные-тотемы есть, как и у других коренных народов.
— Род Киле, например, произошел от оленя, Ходжер — от дракона, — замечает художница. — А Кучекта — это острый клык косатки, говорил папа.
Правда, для своего бренда она выбрала фамилию Галдан:
— Это сокращение от Галданча — «живущие на сопке Галдан». Так мои предки называли холм в районе Советской Гавани. Мне показалось, такой вариант лучше запоминается.
Перерыв на зубы
Был в ее жизни, кстати, неожиданный поворот: на восемь месяцев Оксана уезжала в Москву. Но вернулась.
— Все просто: мне предложили перспективную работу. Сказали: «У тебя есть чувство цвета, умение визуализировать. Ты подходишь». И я полетела… красить зубные коронки, — смеется девушка.
Говорит, это очень неплохой заработок. Но не сложилось — она уволилась и отправилась обратно:
— Все равно чувствовала, что надолго там не останусь.
Но, возможно, скоро ее снова ждет столица — уже как автора модной коллекции на всероссийских и международных показах. Художница работает в ударном темпе: нужно сделать 15 комплектов за два месяца. Дело движется медленнее, чем планировалось: кто-нибудь постоянно что-то покупает.
— Представители ассоциации, знакомые, которым важна национальная культура, да и просто прохожие на ярмарках, — перечисляет Оксана. — Нашила недавно жилеток, а их взяли и все разобрали. Даже не знаю, как так получается…
А мы, кажется, догадываемся. Наверное, так бывает, когда культура твоих предков не замирает в прошлом, а продолжает жить вместе с тобой. Когда рядом с собственными придумками на одежде, сшитой тобой, соседствуют узоры твоей прабабушки, которые ты бережно используешь.
— Хочу, чтобы мои вещи носили каждый день, а не только на праздники, — мечтает Оксана.
Пусть так и будет.
Пятерка книжных юбиляров
Мы продолжаем рубрику об изданиях, которые стоит вспомнить и перечитать. И в каждую из подборок непременно включаем нашу, хабаровскую книгу.
Этот выпуск решили сделать сказочным — в прямом смысле. Благо, таких книжных именинников у нас достаточно.
Ганс Христиан Андерсен, король сказок, 180 лет назад выпустил свою легендарную «Снежную Королеву». История о девочке Герде и мальчике Кае, похищенном царицей холода, о настоящей любви, дружбе и самопожертвовании — одна из самых длинных и самых популярных сказок писателя. Кстати, биограф Кэрол Роузен утверждает, что у Снежной Королевы был реальный прототип — оперная певица Енни Линд, которая не ответила Андерсену взаимностью.
В 1934 году, 90 лет назад, на свет появилась «Леди Совершенство» — вышла первая книга Памелы Трэверс о Мэри Поппинс. Серия повестей о самой необычной няне, которая летает по ветру и приносит в жизнь обычной семьи Бэнкс чудеса и приключения, стала невероятно популярной во всем мире и особенно — в СССР. Есть мнение, что принципы волшебницы сильно напоминают советскую систему воспитания.
А теперь перенесемся на родину — здесь 85 лет назад впервые был опубликован отдельной книгой сборник «уральских сказов» Петра Бажова «Малахитовая шкатулка». Между прочим, увлекательные истории про Данилу-мастера и Хозяйку Медной горы частично основаны на реальных событиях. А точнее, людях. Дед Слышко, от лица которого идет повествование, — это сторож заводского склада Василий Хмелинин. Данила-мастер — горщик Данила Зверев с весьма схожей биографией, а старик Прокопьич — его реальный наставник Самоил Прокофьич.
Как ни удивительно, а «Приключениям Незнайки и его друзей» Николая Носова в этом году уже 70 лет — непоседа в оранжевой рубашке и голубой шляпе, получается, уже несколько лет как почтенный пенсионер. Но при этом вечный ребенок: ведь именно обобщенный образ обычного ребенка, по признанию самого автора, он держал в голове, когда писал своего персонажа. А за веселые события в стране коротышек писателю, кстати, вручили Сталинскую премию.
А в 1969 году читатели увидели первые экземпляры «Сказок дремучей тайги» — сборника хабаровской художницы Эльвиры Кириченко, которая в то время уже стала известна как иллюстратор. Оказалось, что она прекрасно пишет сама. В 1970-м истории о харзе-плясунье, кабарожке, чудо-кабаненке, росомахе, лотосе и других лесных героях с самобытными рисунками автора были выпущены в Москве и принесли ей большую известность. В 1971-м книга заняла первое место на столичной выставке, а затем переиздавалась еще как минимум трижды: в 1976-м, 1978-м и 1985-м.
Главное — мурашки
Фестиваль актерской песни «Театральный Орфей» им. Владлена Павленко (12+) пройдет 2 декабря на сцене театра драмы.
Его впервые открывают для широкой публики.
— Обычно это событие проходит в узком кругу, но на этот раз мы предлагаем хабаровчанам и гостям города стать его зрителями и соучастниками, — говорит представитель организаторов фестиваля Любовь Крылова. — Фестиваль проводится с 2004 года и этой осенью соберет артистов из всех театров краевого центра. Материал для выступлений они выбирают сами.
Большой концерт будет состоять из двух отделений: в первом нас ожидает конкурсная, а во втором — внеконкурсная программа. Участники представят сольные, дуэтные и групповые номера.
— Актерская песня — это маленький спектакль, прожитый и сыгранный за 3—5 минут, — объясняет зампредседателя Хабаровского отделения Союза театральных деятелей РФ Татьяна Копытина. — Здесь могут быть костюмы, грим и всевозможные эффекты или только артист, зритель и песня. Главное — мурашки, которые мы так любим.
Жюри, правда, будет оценивать номера по другим критериям — профессиональным. На этот раз в него вошли хормейстер театра драмы Татьяна Архагородская, руководитель фолк-фьюжн-проекта «Красные бусы» Татьяна Иконик, зав. музыкальной частью ТЮЗа Елена Кретова, солист музыкального театра Олег Исаков и лауреат международных конкурсов, джазовая певица Наталья Носова.
Зато мы с вами вполне можем брать мурашки как основной показатель: в рамках фестиваля появилась новая номинация «Приз зрительских симпатий».
Начало большого конкурса-концерта в 18.30. Окончания, по обещаниям организаторов, дождутся самые стойкие.