Специальные выпуски
Так влюбливаются…
Вы когда-нибудь пробовали «прожить» стихотворение? Ощутить его не только глазами, ушами и голосом, но и выразить через собственное тело, его движение и звуки… «Что-что?» — скорее всего, в этом месте с сомнением спросите вы.
И правда, объяснить сложно, проще показать или испытать самому. И такая возможность была у хабаровчан в ноябре и декабре — Белый театр запустил новый проект «Поэтическое слово. Традиции и современность» (12+), на который получил грант от Президентского фонда культурных инициатив. Команда взяла одно короткое стихотворение Марины Цветаевой «Так вслушиваются…» и решила вместе с обычными горожанами исследовать его со всех возможных сторон. То есть не только с точки зрения смысла — это было лишь начало. Затем поэтические строки клали на музыку, переводили на язык жестов, рисовали и даже танцевали. Я успела присоединиться к самому необычному этапу — телесной, или боди-перкуссии.
Два притопа, пять слогов
«Родить движение» — так участницы тренинга попробовали кратко описать суть процесса. Звучит слегка высокопарно, но вполне точно. В процессе боди-перкуссии вы превращаете свое тело в музыкальный инструмент: топаете, хлопаете, шурщите ладонями, стучите по грудной клетке, цокаете, шипите, мычите — все для того, чтобы озвучить нужные смыслы, каким бы странным это сначала ни казалось.
— Начинаем с простого: первое слово у нас — «так», — наш «тренер», музыкант Мария Рихтер, выстраивает нас в большой круг, точнее, овал лицом друг к другу. — Что будем делать?
Мы делаем первое, что приходит в голову: топаем. Но одного звучного шага будто не хватает. Нужен повтор, понимаем мы. «Так-так-так-так» — ритмично летит по залу.
— Дальше — сложнее, — Мария не дает нам застрять в одном движении. — Вслу-ши-ва-ют-ся. Очень трудное слово, здесь пять слогов. Как попробуем разложить его на движения?
Девушка слева берет инициативу на себя: два шага, два стука ладонью по бедрам, хлопок в ладоши — как раз пять действий. Еще раз. Мы подхватываем, стараясь не сбиваться: «Вслу-ши-ва-ют-ся», шаг-шаг-стук-стук-хлопок. Буквально секунд через 30 ловим единый ритм, а Мария начинает пропевать слова поверх.
— Подождите, — вдруг останавливает нас худрук Белого театра Андрей Трумба. — Вы можете оставить на движениях только два звука, «в» и «у»?
Мы в полном недоумении.
Немного вибраций
— Когда вы раскладываете слово на слоги, оно искажается, а смысл размывается, — объясняет режиссер Ольга Кузьмина. — Получается слишком много звуков, которые звучат просто так, без цели.
Звучит не очень понятно, но мы пробуем — и получается гораздо лучше. «В! У!» вместе с шагами и хлопками образуют ритмическую основу. «Вслушиваются… Вслушиваются!» — Мария кладет на нее импровизированную мелодию. Здорово!
— Следующие слова — «в исток», — идет дальше наш тренер. — У кого какие ассоциации?
— У меня вот так, — участница напротив меня резко ведет ладонью правой руки по левой, и получается негромкий свистящий звук. — В исток!
— Отлично! — реагируем мы и стараемся «просвистеть» так же. — В исток!
— Затем — «вслушивается устье». Очень сложно! Кто-нибудь хочет… похулиганить? — задорно спрашивает Мария.
Похулиганить вызываюсь я.
Кажется, в этот момент я должна растеряться, но тело будто подсказывает само.
— Хочу вот так: сначала высокий звук, а потом грудная вибрация, — выпеваю высокую ноту, растираю ладони, а следом стучу пальцами по грудной клетке — звук «у» в слове «устье» подрагивает.
— Класс! А повторить несколько раз сможешь?
К моему ужасу меня оставляют наедине с моим «изобретением», потому что мы собираем все элементы воедино. «В! У!» — топает и стучит круг. «Так-так, так-так», — поет Мария. «В исток!» — повторяет свистящее движение движение девушка напротив меня. «Вслу-ушивается у-устье», — аккуратно начинаю я и понимаю, что цветаевская строчка только что заново выросла из наших экспериментов. И теперь она звучит совсем непривычно — как многоголосый хорал.
«Вот это да!» — едва успеваю подумать я, как Мария все останавливает:
— А теперь попробуем что-то совсем другое.
Необходимый хаос
Она рассаживает нас на стулья и предлагает еще раз посмотреть на текст:
— Мы только что пытались упорядочить его, структурировать, а сейчас давайте просто почитаем его вслух — так, как каждому хочется.
Звучит очень просто. А значит, должен быть подвох…
— Только сделаем это каноном: следующий участник начинает читать после того, как предыдущий произнесет первую строчку, — дает задание «тренер».
Вот, собственно, и подвох. Попробуй не запутайся! Мы держимся изо всех сил: наши голоса сливаются и расходятся, спорят и объединяются, звучат аккордом и превращаются в эхо друг друга, когда последние из нас заканчивают читать. Кажется, мы все слегка потрясены тем, насколько красиво все это у нас получилось. Даже наша наставница.
— Надо же, никак не понимала, чего нам не хватило сначала, а оказалось, просто нужен был хаос! — признается она.
Под конец мы делимся чувствами — их много, они сильные и неожиданные. Знакомое со школьной скамьи стихотворение, похоже, открылось всем по-новому. Впереди — создание перформанса.
— Репетиции начнутся с нового года и обязательно будут проходить вместе с участниками, — говорит куратор проекта Алиса Кошелева. — Хотите присоединиться?
Я — обязательно. А вы? Если да, то следите за соцсетями Белого театра и ждите объявлений. Это лучший способ полюбить Цветаеву, честное слово!
Литературные ценности
В краевом центре в шестой раз подведут итоги конкурса им. Петра Комарова.
С 2012-го с его помощью выявляются лучшие поэтические, прозаические и публицистические произведения, опубликованные в государственных изданиях Хабаровского края за последние два года. При этом авторы-участники могут проживать в любом регионе России. Поэтому география творческого состязания и правда охватывает всю страну от Севастополя до Чукотки.
Впереди — публицистика
— В 2024 году мы получили 87 заявок — это 108 произведений, — рассказывает председатель жюри конкурса, и.о. главного редактора журнала «Дальний Восток» Наталия Родина. — Притом 30 участников хабаровчане, 14 — дальневосточники из Николаевска-на-Амуре, Советской Гавани, Приморья и Сахалинской области. А остальные живут в Москве, Санкт-Петербурге, Воронеже, Казани, Новосибирске, Красноярске, Барнауле, Краснодаре, Ростове-на-Дону, Екатеринбурге, Нарьян-Маре и других городах. На этот раз у нас 39 заявителей из других федеральных округов.
«Дальний Восток» — авторитетный «толстяк», через который многие писатели проложили себе путь в советскую и российскую литературу. Здесь начинали Римма Казакова, Аркадий Стругацкий, Александр Фадеев, Николай Задорнов, Всеволод Иванов и другие. Именно инициативу его тогдашнего главреда Вячеслава Сукачева о создании специальной профессиональной премии поддержало краевое правительство.
Поэтому не удивительно, что основную часть конкурсных текстов и сегодня составляют работы авторов «Дальнего Востока» — их 86.
— А кроме того, представлены журнал «Словесница искусств» и научно-практические издания «Культура и наука Дальнего Востока» и «Вестник Дальневосточной государственной научной библиотеки», — добавляет Наталия Васильевна.
Что тоже логично: «Очерк и публицистика» — самая популярная из всех номинаций (здесь 30 заявок). Их еще четыре: «Проза» (26 заявок), «Поэзия» (22 заявки), «Критика и библиография» (9 заявок), а также специальная премия за выдающееся произвездение. С 2022 года призовой фонд увеличили со 150 тыс. сразу до 1 млн руб., так что побороться действительно есть за что.
Буддисты и русалки
— Шорт-лист получился весьма разнообразным, — продолжает председатель жюри. — Например, в поэзии сошлись известный приморский автор Юрий Кабанков и хабаровчанин Игорь Лапшин, который представил сразу две объемные и интересные подборки: «Тор. Молот Тора», переосмысляющую скандинавскую мифологию, и «Колесо времен» — уже про буддийскую философию. В прозе выделяется замечательный роман красноярской писательницы с псевдонимом Жозе Дале «5:30». В нем современная героиня попадает во временную петлю и оказывается в общежитии, где собраны те, кто по разным причинам не может закончить земной путь. За ответами она возвращается в юность, которая пришлась на 1990-е, и понимает, что делать дальше.
Не менее любопытные претенденты на звания лауреатов — «Русалочка», отчасти сказка, отчасти фэнтези от Любови Безбах из Южно-Сахалинска, основанная на мифологических мотивах, и «Кривое зеркало» Алены Ершовой из Уссурийска — психологическая проза, которая начинается историей девочки, найденной в мусорном баке.
— Немало увлекательного и в публицистике, — отметила Наталия Родина. — Для себя я бы выделила отличную статью «Дулетно и темно», исследующую сатиру 1920-х годов, в журнале «Культура и наука Дальнего Востока». Ее автор — Александр Урманов из Амурской области.
Да и в целом, по ее словам, нынешний конкурс Комарова преподнес экспертам немало приятных сюрпризов:
— Например, старший научный сотрудник Гродековского музея Наталья Гребенюкова, которая известна в Хабаровске как исследователь и уже побеждала в номинации «Критика и библиография», теперь участвует со стихами.
Все это разнообразие уже оценили члены жюри, среди которых — представители краевого министерства культуры, Дальневосточной научной библиотеки и неоднократные лауреаты «комаровского конкурса», такие как хабаровский филолог Елена Крадожён-Мазурова, приморская поэтесса Галина Якунина, сахалинский писатель Николай Тарасов и другие. Осталось узнать имена победителей 2024 года и, конечно, почитать их.