Специальные выпуски
Душа изогнутой палочки
Если бы лет 10 назад кто-то сказал, что в будущем Ирина Бубон станет раздавать интервью на собственной выставке, она бы, наверное, не поверила. Все-таки бухгалтер — неподходящая для этого профессия.
— Но мне все равно хотя бы раз в год надо было сделать куклу, — признается она. — Вот сидело оно где-то внутри! Мне даже выделяли день, и я занималась творчеством: брала бумагу, сгибала, резала, клеила… Потом в кабинете была целая коллекция!
Чего не вернешь за деньги?
Возможно, дело так бы и ограничилось спонтанной бумагопластикой да новогодними сувенирами для близких, если бы не акция «Ночь в музее».
— Мы с мужем любим выбираться на такие события,— говорит мастерица. — Пришли, а там был мастер-класс по традиционной русской кукле. И как думаете, что я решила? Конечно, как и многие, что все потом сама посмотрю в интернете. Только вот сеть не дает ни теплоты, ни душевности. Так что на мастер-класс я все-таки сходила.
А потом на другой, третий… Не успела Ирина оглянуться — а в доме уже полно дорогих тематических книжек, да и сама она с головой погрузилась в исторические тонкости, пристально изучая труды и работы крупного культуролога-«кукловеда» Марины Мишиной. Увлеклась, в общем, не на шутку, делая тканевых берегинь и для себя, и для друзей, и на продажу.
— Все-таки мало что я тогда про это понимала, — вздыхает Ирина. — Обережных кукол ведь не просто так не продавали: ты вкладываешься, отдаешь часть себя, своей энергии. Потом это ни за какие деньги не вернешь. А я все не могла сообразить, почему мне после ярмарок тяжело, ведь должно быть наоборот! Потом все осознала и перешла на авторских персонажей, зверят в лоскутной технике. Но они у меня все равно в русских костюмах!
В своем творчестве Ирина объединила две эти составляющие с самыми разными экспериментами. И на традиционных кукол приходится добрая половина ее произведений. Вот столбушки — советчицы и помощницы в домашних делах. Кубышка-травница — защитница от болезней на круглом ароматном основании. Широкие крупенички, чтобы приумножить достаток, яркая манилка — для привлечения успеха, десятиручка, чтобы все успевать… А целой гроздью на ветке — крошечные, но важные лихоманки.
— Они считались очень сильным оберегом от недугов, — объясняет Ирина. — Их вешали на печь. Если духи хворей залетали в дом через печную трубу, то могли перепутать куклу с человеком и заселиться в нее. И так помогали семье пережить осень и зиму, а по весне их сжигали.
Разные болезни вызывали в людях сестры Трясовицы: Глупея, Немея, Ветрея, Дремлея, Ледея, Глядея, Огнея, Ленея, Дряхлея, Трясея, Желтея, Авея, а самая большая и злая — Кумоха, дух коварной весенней простуды.
Обережными были куклы, обрядовыми, игровыми — в общем, сопровождали человека в самых разных жизненных обстоятельствах. Редкую функцию — обучающую — выполняла кукла-каша.
— Она не зря рядом с горшком сидит, — улыбается мастерица. — По талию надо было насыпать крупы, по шейку — залить водой. А по голову выходило готовой каши. Так даже шестилетняя девочка сама могла приготовить обед.
Стоят рядышком старинные куклы — нет-нет, да и начинают оживать по задумке мастера, объединяться в композиции. Это муж с женой несут в тряпичную церквушку своего младенчика — крестить. Это деревенская девушка дождалась наконец милого с войны и крепко его обнимает, а это мать благословляет дочь, и обе уже с лицами.
— Не все куклы в старину делались безликими, только те, кому приписывались магические свойства, — уточняет Ирина, беря в руки даму в пышной юбке — на чайник. — У тех, что уцелели и обнаружились на раскопках, были вот такие вышитые личики.
Но волшебство, считает она, есть у них у всех:
— Делаешь и начинаешь чувствовать природу: землю, небо, растения, птиц…
Оно и неудивительно: в основе почти всех старинных русских кукол — чурочки да щепки, то есть части деревьев. Поэтому в каждой палочке интересной формы для Ирины уже живет кукольная душа. Подберешь изогнутый кусок ветки, накинешь на него два лоскутка — и он превращается в молодую женщину, укрывающую младенца от порыва ветра. Приладишь одну щепку к другой, окружишь бахромой из мешковины — тут же перед глазами морда взъерошенного львенка.
— А Буратино, Буратино моего видели? — хвастается мастерица. — Целиком в лесу нашла. Какие там бывают корневища, с ними же вообще ничего делать не нужно! Была б моя воля — весь лес бы к себе домой переселила…
С удовольствием пробует она и более современные техники, но остается верной главному принципу: ее маленькие детища должны нести в себе культуру. Оттого и носят лоскутные зверята славянские косоворотки и картузы, а фигурки новой серии из папье-маше — нанайские халаты. Они посвящены «Амурским сказкам» Нагишкина и иллюстрациям Геннадия Павлишина.
— Еще Ломоносов говорил, что народ, на знающий своего прошлого, не имеет будущего, — серьезно замечает Ирина. — К традициям и искусству это тоже относится. Поэтому я так люблю этнофестивали и часто на них езжу — в Благовещенск, в Казань. Хочется, чтобы у нас в крае их было больше.
Какие шкурные песни!
Этому проекту уже два с лишним года, а он до сих пор каждый раз собирает аншлаги. Причем, как вы думаете, где? В археологическом музее!
Речь про сезонные «Пещерники» (16+) — это как знакомые многим музыкально-поэтические квартирники, только в окружении шкур, пеньков и наскальных рисунков. То есть такие же неформальные, но еще более атмосферные.
Идея родилась достаточно неожиданно, и сначала никто не думал, что взрослые стихи и песни так лихо впишутся в детскую археологическую экспозицию «Лабиринты Подземья». А вот поди ж ты!
— Однажды, в 2022 году, у нас проходила выставка, посвященная Владимиру Высоцкому,— вспоминает организатор и бессменный ведущий «Пещерников», лектор-экскурсовод музея археологии Денис Горшунов. — Мы решили сделать музыкальный вечер, и я собрал знакомых музыкантов. Потом случилась другая выставка, «Пять фотографов, один город» — о Хабаровске. И тут квартирник стал уже авторским — ребята пришли со своим материалом.
А потом Денис подумал-подумал и понял: такая акустика пропадает! Надо направить ее в мирное, то есть творческое, русло. Ведь под сводами пещеры, даже небольшой и искусственной, голоса и инструменты звучат совершенно по-особому даже без микрофона и усилителей. Так квартирники превратились в пещерники — без всяких преувеличений.
Дальше началась кропотливая работа организатора — он старательно подбирал разнообразный и многообещающий состав участников. Здесь, к примеру, регулярно можно услышать голоса «молодой женской волны» Хабаровска — Веру Пидченко, Аглаю Гололобову, Анну Дарт, Катарину Лебедеву. Заглядывают и «немножко легенды», такие как Илья Шевченко из группы «Лев. Шиншилла. Батискаф» или коллектив «ПапаРок», и современные барды, как Илья Андреев. Можно услышать не только гитару, клавиши и перкуссию, но и флейту, индийскую гармонику и даже металлический барабан ханг — на нем Кирилл Кравчук порой аккомпанирует стихам поэтессы Дарьи Улановой.
— Пещера — наше место силы, с помощью концертов мы заманиваем в «Лабиринты Подземья» и молодежь, и более взрослую публику, — шутит он. — Ядро участников сложилось с самого начала, но рамок у нас нет, мы постоянно приглашаем разных ребят и снобизмом не страдаем. Однако сначала нам все-таки нужно друг с другом познакомиться.
Ну а если вы еще не познакомились с археологическим музеем и его «подземельными» концертами, сейчас самое время. Пещерники проходят раз в квартал, и ближайший — уже через три недели.
В золотом списке
Художественный руководитель Хабаровского музыкального театра Никита Туранов вошел в экспертный совет Национальной премии «Золотая Маска».
Он будет оценивать постановки российских трупп в категории «Музыкальный театр».
Хабаровчанин стал единственным представителем нашего края в престижном перечне из 23 фамилий, среди которых главный режиссер Малого театра Алексей Дубровский, дирижер Большого театра Алексей Богорад, писательница и театральный обозреватель Лариса Каневская, прима-балерина Большого театра Мария Александрова, хореограф Ольга Пона и другие.
— Для меня большая честь войти в состав экспертов вместе с коллегами из Большого, Мариинского и других театров, директорами, режиссерами, танцорами, артистами из разных уголков нашей страны и познакомиться с лучшими спектаклями России, — отметил он.
Также Никита Туранов — один из самых молодых театральных руководителей Дальнего Востока. Сейчас ему 31 год.
Российская национальная театральная премия «Золотая Маска» учреждена Союзом театральных деятелей РФ в 1993 году как профессиональная награда за лучшие спектакли, созданные во всех видах театрального искусства: драма, опера, балет, оперетта и мюзикл, современный танец, театр кукол. В сезоне 2024—2025 годов проект поддерживается Президентским фондом культурных инициатив.