Культура
logo

Специальные выпуски

Культура

Подготовила Дарья УЛАНОВА. Фото краевой филармонии и центра «Сириус 27»

Сделать великое новым

Представить к празднику 23 Февраля сугубо женский взгляд на музыку и вывести под софиты только дам — решение, рождающее интригу. Но не оно стало самым оригинальным в программе «Времена года. Вивальди. Подгайц. Рихтер» на сцене краевой филармонии.

Управлять Дальневосточным академическим симфоническим оркестром на этот раз пригласили Ольгу Власову из Москвы — уже удивительно. Приезжих женщин-дирижеров в Хабаровске видели так редко, что, кажется, вообще никогда.

Есть традиция, а есть свобода

Стереотип о том, что это сугубо мужская профессия, в нашем городе развенчивает Русский оркестр (сначала им руководила Ася Фурта, а теперь Ирина Плотникова). Но в целом он еще живее всех живых.

— И в принципе закономерен, потому что вытекает из исторического контекста, — говорит Ольга Власова. — Там мы редко обнаруживаем информацию о женщинах за пультом. Но скажу непопулярную вещь: то, что женщин-дирижеров мало, — это нормально. Профессия подходит не всем: она действительно очень тяжелая как физически, так и эмоционально.

Еще она считает, что никакой «мужской» и «женской» манеры ни в дирижировании, ни в целом в музыке нет — есть личность исполнителя:

— Мы можем определить, узнать его, если он действительно яркий, у него есть свой характерный звук. И это может быть как солист, так и оркестр.

К ее дирижерскому стилю эксперты тоже подобрали несколько определений: «детальная проработка, плавная фразировка, смелые акценты, элегантность, яркая эмоциональность и драматизм». Но все же знаменитый цикл концертов Вивальди — не просто великий шедевр XVIII века, а нашумевший, сверхпопулярный, звучащий практически постоянно, буквально отовсюду и при любых обстоятельствах. Казалось бы, ну как сказать здесь что-то новое?

— Думаю, что каждый, кто соприкасается с этой музыкой, играет ее по-своему, так или иначе ищет свой путь, — уверена Ольга. — Потому что она очень известная и имеет свою традицию исполнения, но тем не менее дает свободу для поиска своего высказывания.

Струна эксперимента

Однако концерт начали не с Вивальди, а с произведения, которое в Хабаровске еще не играли: «Времен года в Москве» современного композитора Ефрема Подгайца — концерта для домры с оркестром. Умная, невероятно разнообразная и при этом эмоционально насыщенная — наверное, так можно описать эту музыку, когда перестанешь сглатывать неожиданные слезы. А еще, конечно, новаторская: такое сочетание инструментов мы слышим, прямо скажем, совсем не каждый день.

— Сама идея свести звучание домры и смычковых, насколько я знаю, принадлежит Подгайцу, — делится солистка Ирина Плотникова (домра). — И я об этом мечтала! Вот так мечты и сбываются. Произведение оказалось для меня настолько приятным по восприятию, что хотелось бы еще это сыграть. И вообще повторить весь вечер!

А ведь зрители на концерте встречались с Ириной не еждиножды. За экспериментальным посвящением Вивальди следовали «Лето» и «Зима» самого мастера. И во второй нас снова удивили солирующей домрой. Сказать, что слышать в таком варианте партию, которая буквально вросла в нас как скрипичная, непривычно, — это не сказать ничего. Новое звучание буквально переворачивает восприятие, акцентируя внимание совсем на других музыкальных моментах.

— На самом деле Вивальди, Баха и другую классику часто играют на домрах, балалайках и т.д. — на народных кафедрах это обязательно включают в учебный процесс, — объясняет Ирина. — Другое дело, что до концертной эстрады такое доходит очень редко. И, конечно, тут есть технические различия: сольную партию приходится адаптировать, ведь домра имеет меньший диапазон, чем скрипка. Что-то надо видоизменять, ведь во времена Вивальди домры не было. Есть вещи, которые проще исполнить на скрипке, а есть и наоборот. Очень рада, что все получилось и создалось хорошее впечатление.

Уважительное хулиганство

Завершало концертную трилогию призведение одного из самых известных композиторов нашего времени — Макса Рихтера. И это буквально рекомпозиция оригинальных «Времен года». Британский автор взял основные темы шедевра и сделал с ними все, что захотел, добавив кинематографичные ходы, электронное звучание, приемы рок-музыки и много чего еще. Он, безусловно, подчинил великую классику своим задачам и фирменному почерку: игра с напряжением и постоянное использование «нагнетающих» мелодических цепочек — приемы XXI, а не XVIII века.

Солировала в этом «уважительном хулиганстве» скрипачка Ирина Русу. То, как кропотливо создатели и исполнители подошли к программе, было видно даже по выверенным сценическим образам Ирины: если Вивальди она исполняла в пасторальном пастельном платье под старину, то постмодернистский хит («Времена года» Рихтера держались в верхушках плейлистов пять лет!) — уже в брючном костюме с драматичным шлейфом.

— Знаете, мне нравится следить не только за миром исскуства, но и за миром моды, — признается артистка. — Первое платье было создано моей хорошей подругой, дизайнером Анной Камшилиной. Благодаря иллюзии накидки ей удалось создать образ нежный, немного старинный. Ну а второй был импровизацией замечательного хабаровского мастера Светланы Конкиной на тему неоклассики: хотелось выйти за рамки классического, стать частью оркестра, чьи партии не были не менее важными, чем мои.

Выйти за рамки классического — это, пожалуй, самое емкое описание происходящего. Музыканты говорят, что «Времена года» все труднее любить, настолько они вездесущи. Вернуть великий цикл из категории вечнозеленых клише в строй живых произведений, которые еще могут удивлять, — сложная задача и смелая попытка. Кажется, она удалась.


С рифмой, чувством и без слов!

ринг.jpg

«Кубок Лукоморья» разыграли на прошлой неделе среди школьников края.

На литературный ринг, посвященный развитию писательских навыков, в региональном центре «Сириус 27» собрались 46 учеников из 17 образовательных учреждений Хабаровска, а также сел Дружба, Мирное, Мичуринское и Тополево.

Их разделили на шесть команд, которые в этот вечер ждало много сюрпризов.

Стихи и даже ампутации

― Мы приготовили для ребят неожиданные и разнообразные творческие задания, ― рассказала руководитель направления «Искусство» центра «Сириус 27» Елена Рудь. ― Им нужно было показать не только литературную эрудицию, но и умение писать стихи и прозу, выступать перед аудиторией, работать в команде и быстро ориентироваться.

Путь до кубка состоял из семи этапов. Начиналось все достаточно легко: участникам предложили вспомнить, какой литературный жанр содержит мораль, к кому обращался за помощью царь Додон и с чего вообще начинается сказка, присваивая по одному баллу за каждый правильный ответ.

А затем напряжение стало нарастать: во втором и третьем конкурсах командам предстояло написать стихи за пять минут: сначала в модных интернет-жанрах «пирожков», «порошков» и «депрессяшек», а после ― с как можно более точной и обязательно оригинальной рифмой к слову «электростанция».

― Только пусть все ребята отложат в сторону телефоны! ― включились в процесс наблюдатели.

Видимо, кто-то из особо находчивых «рингистов» все же попытался схитрить и найти варианты по словарю. Однако креативные школьники все сообразили и без него.

«На электростанции

процветала прокрастинация,

работа шла не в той ориентации ―

по городу и вовсе выключили свет!

Как Вовочка зайдет-то в интернет?» ― вот такое сатирическое пятистишие сочинила команда № 3 с названием «Серьезные». У команды № 4 «Антоновки» получилось еще драматичнее: на электростанции происходили махинации, операции и даже ампутации! Самыми лиричными оказались команды № 1 и 6: они срифмовали электростанцию с Францией.

Проза и соленая масса

Отдохнуть от писательства ребятам предложили с помощью… «ну очень выразительного чтения». Нужно было взять незнакомую книгу и продекламировать отрывок из нее не просто так, а с чувством. Причем совершенно определенным, от восторга до брезгливости. Оно было указано на закладке, а издания организаторы подбирали с огоньком: участникам попадались то орфографический словарь, то руководство по эксплуатации утюга, то справочник болезней.

— На мой взгляд, это самое креативное задание, — поделилась восьмиклассница школы села Дружба Александра Родионова из команды № 6 «Дубовая роща». — Каждому из участников выпали разные эмоции и книги, так что было очень весело наблюдать, как они читали инструкцию к какому-то прибору с интонацией заигрывания.

После этого «рингисты» перешли к суровой прозе. Им надо было за пять минут описать природное явление, не называя его. Что оказалось ничуть не проще стихов. Вскоре стало ясно, что научное мышление девчонкам и мальчишкам пока ближе образного: в зарисовках появились «масса соленой воды», «порывы мощного потока воздуха» и «маленькие капли, оказывающие положительное влияние на природу».

— Написание прозы за пять минут показалось мне самым интересным конкурсом, — призналась десятиклассница из гимназии № 4 Анжелика Гончар — капитан команды № 1 «Десница короля». — Благодаря ограничению по времени начинаешь мыслить совершенно по-другому.

Ребятам, кстати, практически единственным удалось обойтись в тексте без школьного курса физики.

ИП и серый волк

— Мне тоже понравилось составление прозы и стихов, — поддержала соседку по команде семиклассница Аня Фиданян из школы № 26. — Но самым неожиданным было составление диалога вообще без слов и букв — только из символов. И у нас получилось!

Да, было на ринге и такое, причем участникам удалось удивить жюри разнообразием вариантов. Встречались среди них драматические ссоры, поиск консенсуса, недопонимание — и все это из запятых, кавычек и решеток.

— А самым веселым, конечно, было последнее задание — озвучка фрагмента мультфильма «Иван-царевич и серый волк», — добавила Анжелика Гончар. — Было очень любопытно посмотреть и послушать, как участники смогут сориентироваться в трудных условиях — например, таких как всего один микрофон на четверых.

А сориентировались они блестяще: рассказывали кто о потерянном в лесу мобильном телефоне, кто о любимых компьютерных играх, а кто и о том, как открыть ИП.

Жюри в итоге пришлось несладко — баллы команд к концу ринга зашкаливали за 100. В итоге золото в напряженной борьбе досталось «Деснице короля», серебро — «Серьезным», а бронза — «Дубовой роще». Ну а сам кубок Лукоморья вместе со званием лучшего игрока ринга забрала домой капитан «Дубовой рощи» София Якимчук из гимназии № 8.

Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)