Специальные выпуски
Музейные специалисты и журналисты из Хабаровска обменялись опытом с коллегами на международном фестивале «Интермузей-2025».
Он по праву считается одним из событий года в культурной сфере. Сразу на шести московских площадках собрались 4,5 тысячи участников из 28 стран, в том числе 250 отечественных и 30 иностранных экспертов из национальных, региональных, муниципальных и частных музеев, галерей и культурных центров России, Италии, Турции, Бразилии, Египта, Индонезии, Мексики и других государств. А для программы фестиваля понадобился целый буклет: она включала около 100 событий — профессиональных дискуссий, образовательных блоков и круглых столов.
А еще частью фестиваля стал форум «Музейный гид — 2025», организованный Фондом Потанина. Именно в его рамках новые знания получали региональные журналисты — лауреаты конкурса «Искусный глагол», а среди них и корреспондент «Хабаровских вестей». И спикеров к ним пригласили без преувеличения знаменитых.
Делает человека человеком
Первым почетным гостем стал актер театра и кино, ректор Школы-студии МХАТ Игорь Золотовицкий. Он почти сразу затронул тему памяти, особенно о великих людях, которую надо сохранять. Но как это сделать, чтобы живой человек не превратился в застывшую бронзовую фигуру?
— Я не знаю такого способа, — признался Игорь Яковлевич. — Но это нужно делать. Потому что я столкнулся с тем, что говорю молодежи: «Представляете, я выхожу на одну сцену со Станиславом Андреевичем Любшиным, он всем вам знаком», а он им не знаком! Мы должны приучать людей к хорошим картинам, поэзии, фильмам, которые меняли наше мировоззрение. Это в наших силах — оставлять о них память.
Второму выступающему многие удивились: им стал популярный ведущий нашумевших телешоу Андрей Малахов. А ведь ему есть о чем рассказать помимо работы на федеральных каналах. Потому что, кроме всего прочего, он коллекционер современного искусства и галерист, который развивает свой родной город Апатиты в Мурманской области.
Андрей Николаевич передал Апатитам все свое арт-собрание, отреставрировал советский санаторий и превратил его в центр современного искусства. Теперь туда в арт-резиденцию едут художники со всей России и оставляют там уже свои работы. А еще благодаря телеведущему в городе появился памятник Пушкину работы Зураба Церетели. Место для него, правда, выделили на окраине города. Зато он так полюбился горожанам, что отдаленный район вдруг стал популярным местом. Закончилось все реконструкцией парка и полным преображением территории.
— Я думал: кто-то же должен взяться за Апатиты и показать всем, какое это прекрасное место! — рассказал он. — А потом понял: если не я, то кто?
А о том, в чем главная задача музеев, почему учить патриотизму — это не задача искусства и в чем феномен «образованщины», с прессой беседовал общественный деятель, культурный журналист, директор Московского театра мюзикла и экс-министр культуры РФ Михаил Швыдкой.
— Недавно мы обсуждали манифест, выпущенный директором Эрмитажа Миахилом Пиотровским, о том, что музей не должен быть затейником, — отметил Михаил Ефимович. — Позиция, что он должен зарабатывать деньги, неправильная. У него другая миссия — сохранение памяти и просвещение. Это не зрелища, это фонды и ценности. Экспонаты не выдерживают большого потока посетителей, вещи просто устают! Поэтому музеи — не для массового посещения.
И вообще, по его убеждению, с массивом культуры нужно обращаться бережно, не превращая его в «образованщину», то есть не подчиняя сугубо прагматичным целям:
— Часто говорят, что искусство должно учить патриотизму. Вообще-то вся жизнь должна учить патриотизму, не нужно перекладывать эту задачу целиком на искусство. Дидактический посыл нужен, но искусство больше и глубже. Это то, что делает человека человеком.
В это время сотрудники музеев только и успевали перемещаться между площадками — их программа была еще насыщеннее. Общую тему фестиваля «Музей — лаборатория наследия» организаторы разделили на четыре больших блока: «Культурный код» (про роль музеев в сохранении национального достояния), «Музей и общество» (про культурную инфраструктуру и образовательную функцию), «Креативный музей» (про встраивание в современный контекст) и «Архитектура впечатлений» (про технологии и дизайн, помогающие дать посетителю уникальный опыт). Каждому из них посвятили целый день.
— Я посетила очень много сессий и круглых столов, посвященных современному музейному делу, — рассказала директор музея «Мир говорящих машин» Евгения Веретенникова. — Главным для нас оказалось само участие в этом огромном событии — мы частная инициатива, создавались с нуля, и потребовалось время, чтобы интегрироваться в профессиональное музейное сообщество. Так что приглашение от Фонда Потанина было весьма почетным. Мне очень понравился семинар-тренинг фонда в рамках форума «Музейный гид»: нам показывали лучшие музейные практики, давали теорию, а затем мы сами создавали кейсы. Еще была очень полезной сессия «Музей плюс театр». Это, с одной стороны, редкая, а с другой, уже не новая форма сотрудничества. И поскольку у нас нет отдельного зала для выставок, мы постоянно перепридумываем свое пространство. И создание музейного спектакля — один из отличных способов это сделать.
К слову, именно на музейный спектакль «Мир говорящих машин» получил от фонда Потанина грант на 4 млн руб. — хабаровчане стали победителями конкурса «Музей 4.0».
— Мы создадим его вместе с режиссером и актерами музыкального театра, — немного раскрыла планы Евгения. — Это будет рассказ о переселении на Дальний Восток на основе историй наших дарителей. Пока сложно сказать, какие именно экспонаты попадут в сценарий, но у нас есть, например, настенный проигрыватель «Каравелла», который пережил с одной из семей немало переездов. Или, например, любимые пластинки бабушки, у которой был целый ритуал, связанный с прослушиванием русских романсов. И таких немало.
Были замечены на площадках фестиваля и директора Дальневосточного художественного и Гродековского музеев Наталия Толстая и Иван Крюков.
— «Интермузей» — это действительно очень мощная профессиональная площадка, — отметил Иван Владимирович. — Всегда важно послушать коллег из федеральных музеев: как создавались выставки-блокбастеры, как наладить работу пресс-службы, как быть интересными для федеральных СМИ. Также интересен опыт Мурманского областного краеведческого музея, который как раз открыл новую экспозицию, и музейного проектировщика Надежды Пантюлиной. А еще стоит сказать, что эксперты разбирали на площадке и проект нашего музея «Клещ. Поймать с поличным». Ну и, конечно, было много неформальных бесед и планов на совместные проекты с региональными и федеральными партнерами и друзьями. А что касается работы пресс-службы и пиара — то, что узнали, будем внедрять и использовать.
Это звучит обнадеживающе: совместные инициативы и взаимодействие музеев со СМИ на «Интермузее» обсуждали несколько раз. Так, директор екатеринбургского центра «Эрмитаж-Урал» Никита Корытин отметил, что в его учреждении этими вопросами занимается целый отдел, который без устали ищет новые форматы для сотрудничества:
— Мы понимаем, что однообразные пресс-релизы СМИ уже неинтересны. Поэтому у нас есть еженедельный календарь инфоповодов, а еще мы презентуем прессе план выставок на год — по-моему, такого больше никто не делает. И еще устраиваем специальные события: распаковки экспонатов, встречи с реставраторами, экскурсии по действующим музейным стройкам…
В Хабаровске мы о таком пока только мечтаем.
— Часто приходится объяснять, что музейная кухня — это очень интересно для аудитории, — призналась тележурналистка Наталья Курик, перед этим описав, какой успех уже много лет имеет у хабаровчан история про то, как в Гродековском музее в санитарный день пылесосят мамонтов. — Но не все и не всегда согласны или готовы ее показывать. Ну а с ведомственными музеями в принципе работать сложнее: доступ туда в основном можно получить только по запросу.
Что ж, сегодня у культурных институций и профильных журналистов есть достаточно инструментов, чтобы найти еще больше точек соприкосновения.