Специальные выпуски
На I фестивале новой музыки в Хабаровске не только музыкантам удалось удивить зрителей, но и зрителям — музыкантов.
Целую неделю жителей, гостей и исполнителей города погружали, как выразились местные СМИ, в «мелодии будущего». Но это неточно: футуризм и авангард составляли далеко не большую часть программы. Худрук фестиваля, московский композитор и резидент хабаровской филармонии Денис Хоров определил новую музыку так:
— Та, которая рождается сегодня. Все авторы, которых мы выбрали, — ныне живущие. И если вас попросить вспомнить, когда вы последний раз слушали академическую музыку ныне живущего композитора, вы наверняка задумаетесь.
Основная волна сегодняшнего музыкального творчества, по его словам, — это вовсе не сотрясание основ:
— Больше всего сейчас я вижу у молодых композиторов желание найти свою публику, выстроить с ней коммуникацию и вернуться к своим корням. Именно поэтому на фестивале получилось столько отсылок к древней культуре: национальным легендам, религиозным моментам и так далее.
Некрасов на безрыбье
Сам он, к слову, поддержал именно это направление: большой симфонический цикл из 10 частей, написанный Денисом специально для русского оркестра хабаровской филармонии, носит имя «Post: неоклассика. Русский пейзаж». И звучит ровно так, как называется, то есть ближе поклонникам Глинки, Мусоргского и Римского-Корсакова, чем любителям экспериментов. Здесь и аккуратное переосмысление большой русской музыкальной традиции, и транскрипции фольклорных мотивов разных регионов нашей страны.
Впрочем, элементы неожиданности в концерт-открытие фестиваля все равно добавили: вступление к «Русскому пейзажу» внезапно читал искусственный интеллект, а визуальное сопровождение создал моушн-дизайнер Константин Новиков в актуальном сейчас стиле минимализм: линии, углы и круги.
При этом для текстового сопровождения выбрали самую что ни на есть классическую поэзию XIX и начала ХХ века — без переосмысления, в первозданном виде.
— Все просто: я отбирал стихи сам, ориентируясь на образы, которые создал, — объяснил Денис Хоров. — И это было сложно. Вы удивитесь, как мало поэзии написано про такие традиционные вещи, как ярмарка или гулянья. Я не нашел ни одного стихотворения про ярмарку! Взял в итоге «Коробейников» Некрасова. Свадебные стихи все какие-то грустные: или невеста несчастна, или жених старый, или они друг друга не любят. Никакой радости! Ну а в период декабристов почти никто не писал про природу — все было очень политизировано.
Тем не менее он заверил, что современной поэзией интересуется и даже написал на ее основе несколько романсов.
Жизнь не останавливается
Тем, кто желал вызова, был готов столкнуться с непривычным и перевернуть собственное восприятие, тоже угодили с лихвой. Ведь когда организаторы заявляли, что решили показать нам самую разную современную академическую музыку, они ничуть не преувеличивали.
На камерном концерте «Новое. Лицом к лицу» зрителей посадили прямо на сцене, чтобы убрать барьер между исполнителями и аудиторией. Произведения подбирали «очень интимные» — это были либо личные посвящения, либо отражение особенных глубинных переживаний и внутреннего мира композиторов. Для их воплощения приглашенные столичные солисты — флейтистка Ирина Стачинская, пианистка Зарина Шиманская и балалаечник Константин Захарато — объединились с музыкантами хабаровской филармонии: скрипачкой Ириной Руссу, виолончелисткой Мариной Арьковой и пианисткой Верой Башняк.
— Если говорить про топ-5 современных русских композиторов, то, пожалуй, почти все есть в программе фестиваля, — отметила Зарина Шиманская. — Это Кузьма Бодров, Александр Чайковский, Денис Хоров. Еще Валерий Воронов — вот его в концертах нет, но я его очень люблю.
Зрителям в тот вечер показали не только авангардную сторону российской и советской музыки, хотя и ее оказалось более чем достаточно.
— Это был непростой свежий опыт, — с улыбкой призналась хабаровчанка Татьяна, литературный редактор. — «Рейнская соната» Кузьмы Бодрова, которую играли первой, стала слишком сложной для моего восприятия. «Медитацию в японском саду» Елены Фирсовой для флейты, виолончели и фортепиано тоже сначала не поняла, а потом прониклась: представила, как ты лежишь в шавасане, пытаясь отрешиться от всего, а вокруг бегают коты, чего-то требуют дети — в общем, жизнь не останавливается…
— А я, наоборот, в полном восторге! — возразила ее подруга Наталья. — Подобную музыку готова слушать часами, ведь именно так, по моему убеждению, звучит наше «сегодня»: с диссонансами, с ломаным ритмом, с синкопами. Гармонии Баха и Моцарта прекрасны, но это далекое прошлое. А сейчас время совсем иное.
Много сказочного…
Другой ракурс, с которого команда фестиваля рассмотрела понятие «новая музыка», — не только относительное недавно написанная, но и заново открытая. Например, «Медитация в японском саду» — как раз такая. В 1979-м музыка Елены Фирсовой оказалась под запретом в СССР — ее имя стояло первым в списке «хренниковской семерки» композиторов-авангардистов, которые подверглись гонениям из-за прославленного и титулованного советского автора.
Теперь Елена живет в Англии, а ее музыка звучит на одной сцене со знаменитым учеником Хренникова Александром Чайковским, который по духу явно ближе к ней, чем к своему учителю. Такие интересные повороты истории только обогащают общую картину искусства.
Своя история и у Первого концерта Александра Чайковского для фортепиано с оркестром. Он был написан в 1972-м, когда композитору было всего 26 лет, быстро принес ему славу, часто и много исполнялся им на гастролях. Однако после самого автора произведение много лет никто не играл. Вторым его исполнителем стала Зарина Шиманская, которая представила сочинение на концерте-закрытии фестиваля.
Тут, к слову, царила эклектика. Было много сказочного, национального, волшебного. Симфонические картины «Чайка-необычайка» и «Будамшу» Яна Круля написаны по мотивам байкальских легенд, сюита «Сказка Сказок» Евдокии Сандлер — по русскому фольклору, балет «Земля веры — Баргуджин Тукум» Анастасии Дружининой — на основе бурятского эпоса, а «Танцы в летнюю ночь» Эльмира Низамова (вторая мировая премьера фестиваля) пронизаны татарскими мотивами.
А восклицательный знак в программе поставило «Танго для флейты и аккордеона» Дениса Хорова, которое Ирина Стачинская сыграла вместе с худруком хабаровской филармонии Александром Веретенниковым.
…И немного крови
Между прочим, это было третье произведение, написанное специально для флейтистки и исполненное в Хабаровске. Ирина Стачинская — инструменталистка с ярким дарованием и невероятной сценической харизмой. Судя по всему, именно поэтому ее концертный график тяжело вообразить обычному человеку: за последние полгода — 70 выступлений и 15 премьер. А ведь она еще и преподает!
— Мне дают силы музыка и искусство, взаимообмен с публикой и другими музыкантами на концертах, — без пафоса призналась она. — С одной стороны отдаешь, с другой — получаешь. Это бесконечный круговорот энергий, причем разных. Музыка — не только радость и свет. Это может быть трагедия и печаль — в ней заложен весь спектр эмоций.
Своими мыслями участники фестиваля делились в рамках публичных бесед с горожанами — они входили в образовательную программу фестиваля. Рассказывали в том числе и про личные маленькие трагедии.
— Был случай, когда я упала перед важным концертом в Московской филармонии, — вспомнила Ирина. — И, собственно, разбила верхнюю губу. Нужно было собраться после такой травмы и найти возможность профессионально выступить на юбилее нашего главного дирижера Юрия Симонова. Вот демонстрация того, как успех достается плотью и кровью.
Много говорили и про искусственный интеллект: здесь и исполнители, и композитор сошлись во мнении, что сначала нужно использовать естественный.
— Для написания музыки я искусственным интеллектом не пользуюсь, — подчеркнул Денис Хоров. — Только для проектов на стыке жанров. Да, есть программы нотного набора, но надо не забывать, что использовать их надо только для нотного набора. А вот слушать свою музыку в программах не советую — ориентироваться на электронное звучание вредно.
В общем, большим музыкальным праздником в Хабаровске все остались довольны.
— Итоги оцениваем как очень положительные — нам все удалось, — высказался худрук хабаровской филармонии Александр Веретенников. — Звучала действительно новая музыка наши современников, география получилась достаточно обширной: Москва, Улан-Удэ, Иркутск, Казань. А главное, мы смогли за короткий срок собрать команду единомышленников. Денис Хоров живет и работает в Москве, но активно включился — его энергия и знания дали нам очень многое. Ведь кроме того, что он композитор, его основная работа — руководитель отдела музыкальных программ в музее Скрябина. Так что мы доверились его вкусу, и получилось яркое, интересное, большое событие в жизни города и региона. Да, мы рискнули сделать его летом, и в целом слушатели настороженно относятся к современной академической музыке, но нам удалось собрать большие залы, и в будущем, думаю, проблем с этим не будет.
Эти полные залы приятно удивили и гендиректора филармонии Игоря Мосина:
— Думаю, у фестиваля огромный потенциал и большое будущее. Мы все будем над этим работать. И еще хочу сказать, что, наверное, не каждая филармония может позволить себе такое событие. Почему? Потому что не у всех есть такой слушатель. Спасибо вам. Вместе мы идем в ногу со временем, и это главное.