Специальные выпуски
Портрет на чужом лице
«Не визажист, а художник по макияжу, — аккуратно поправляет Татьяна Евтушек. — Моя цель — не накрасить лицо по канону и выложить фото до и после, а раскрыть человека по-особенному. Просто обычно художники работают с плоским холстом, а я — с готовой структурой».
И это ни в коем случае не высокомерие. Просто есть разница. В ее «Инстаграме» @tanya.grimm — лица, усыпанные жемчужинами и микрофотографиями, раскрашенные под небо с облаками и неоэкспрессионистские работы Жана-Мишеля Баскии, покрытые акварельными потеками, смелыми надписями и серебристым кракелюром в виде актуальной нынче маски. И с каждым разом их все больше.
Достать изюм
Споры о том, нужно ли считать моду одним из видов искусства, уже почти утихли (мода победила). Теперь в этот же арт-лагерь стремятся и бьюти-практики, стараясь сделать основой для шедевра живого человека. На какой стороне в этой борьбе Татьяна, предельно ясно.
— Даже если я делаю просто макияж на свадьбу или светское событие, стараюсь высветить особенности, «достать изюм», — говорит она. — Не понимаю, когда его используют для маскировки и попыток нарисовать новое лицо. Мейк должен быть частью личности, а не еще одним способом надеть маску. Поэтому я не использую схемы: когда смотришь на фото таких работ, кажется, что это одна и та же девушка.
Что приходится делать чаще — «доставать изюм» или креативить?
— Примерно 50 на 50, — прикидывает художница. — Владелицы арт-пространств готовы сделать что-то интересное для фотосессий и мероприятий. А иногда и невесты приходят необычные.
Спасибо гоблину!
Путь к призванию у Татьяны как из книжки: сначала выучилась на помощника косметолога, потом окончила худграф, отважно прорвалась в салон косметики, поработала бровистом и наконец получила сертификат ICONFACE —престижной школы визажа. Так что «знать сферу со всех сторон» — это про нее в самом буквальном смысле.
А, что называется, творческий путь девушка начинала с уродливого макияжа: превращала людей в Бабу-Ягу и самку гоблина, старательно формировала на абсолютно здоровой коже страшные язвы и глубокие раны.
— Так я и приобрела своих первых подписчиков, — посмеивается она. — На самом деле мне просто было тошно, что надо все время соответствовать каким-то стандартам, что к женщинам выдвигаются непомерные внешние требования. И я начала уродовать лицо, использовала какие-то накладки, пробовала себя в гриме. Но потом поняла, что все-таки хочу создавать красоту. И искусство.
Это важное уточнение, потому что в ее работах всегда есть посыл, и порой он остросоциальный. Хабаровчанка говорит, что берется за арт-макияж, когда хочет высказаться. При этом перечисляет этапы подготовки, как в полноценной фэшн-съемке: идея, мудборд (коллаж для вдохновения), подбор фотографа, модели, одежды, связь со стилистом, зарисовки макияжа и поз, световые схемы… И сразу переходит на «мы».
— За каждой такой работой всегда стоит команда, ее нельзя недооценивать, — объясняет Татьяна. — Многие почему-то считают, что за съемкой стоит только фотограф, а это не так. И очень недооценивают моделей, считают их чем-то вроде материала. А ведь они практически актрисы, которые должны сыграть и передать настроение…
Западный мир и цензура
Ну а что потом? Куда отправляется готовое произведение? Тут ситуация любопытная.
— С местными глянцевыми журналами сотрудничаем только на коммерческой основе, — говорит художница. — Они предлагают обычные, не очень интересные образы. Мы в этом плане все-таки отстаем от западного мира лет на 20, поэтому сейчас гораздо проще опубликовать креативную фотосъемку в зарубежном глянце.
Шотландский FEROCE, канадские FLANELLE и HAUTE PUNCH, американские ELEGANT и LUCY’S MAGAZINE — нишевые издания, ищущие молодые таланты по всему миру (в основном виртуальному). А вот VOGUE ITALIA — уже немного другой уровень.
— Я очень долго мечтала к ним попасть, они максимально творческие и дружественные из всех направлений VOGUE, — вспоминает Татьяна Евтушек. — А когда увидела нашу работу у них на сайте, вдруг подумала: «Ну, это же не обложка». Людям свойственно обесценивать свои достижения.
Обложка в ее арсенале тоже уже есть, но пока одна — снимок Натальи Резниченко отобрал журнал MANUKA. Однако основной площадкой для самовыражения остается «Инстаграм». И здесь девушка, как и многие современные художники, уже успела столкнуться с жесткой цензурой:
— Мои работы скрывали, приходилось отвоевывать, хотя в них нет ничего оскорбительного или незаконного. Просто кто-то нажаловался. Соцсеть блокирует искусство, если кто-то пытается высказаться достаточно смело. Я думала, в мое время такого уже не будет, а оно до сих пор есть. Это очень грустно и тяжело.
Так что дальнейший путь ее работ — в галереи и музеи.
— Давно уже думаю об организации реальной выставки, только это связано с затратами, — замечает художница. — Но рано или поздно она обязательно будет.
Визажист против краски
Кстати, сама Татьяна, появляется в собственном «Инстаграме» нечасто и в основном ненакрашенная.
— Понимаете, у меня был протест, и долгое время я не носила макияж вообще. Надоело, что мне говорили: «Ты же визажист, должна всегда быть при параде». Нет, не должна. Макияж — это ритуал для творчества и удовольствия. Если нет ни того, ни другого, зачем его вообще делать? Надеюсь, что скоро «жестокий контуринг» и «вау-эффект», когда после работы визажиста человека нельзя узнать, уйдут в прошлое, а на их месте появится самовыражение. Например, цветные необычные стрелки на глазах уже набирают популярность. За этим будущее.
С миру по нотке
Свой четвертый альбом «Мегаптицы» выпустила хабаровская группа «Поль Бемоль». Десять треков о разных проявлениях любви «с элементами полета» музыканты записали на самоизоляции. При этом участие в их создании приняли не только хабаровчане, но и жители Приморского края, Еврейской автономной области и даже Канады.
Толчком к записи нового альбома для музыкантов стало свободное время, которое появилось благодаря коронавирусу.
— У меня никогда не возникает вопросов, куда потратить время. Чаще все происходит наоборот, его неоткуда взять, — признается басист и аранжировщик группы «Поль Бемоль» Игорь Козлов. — Поэтому когда в начале мая я неожиданно освободился (на моем предприятии прошло сокращение), мы с Денисом сразу же списались и поняли, что настал момент для нового альбома.
Блины под гитару
Предыдущий сборник они выпустили почти год назад. «Ниндзям нельзя» был ярким и слегка сумасшедшим проектом. Как вспоминают музыканты, в нем находилось место «любой шизанутой песне». «Мегаптицы» же получились совершенно противоположными — романтичными и в то же время философскими.
— Каждый наш новый альбом — это эксперимент. Например, в этот раз мы решили полностью отказаться от клавишных и сделали все композиции гитарными, — рассказывает автор текстов, вокалист и гитарист группы «Поль Бемоль» Денис Горшунов. — А срок, в который были созданы «Мегаптицы», для нас вообще рекордный — чуть больше месяца.
Как признаются музыканты, альбом собрали 50 на 50: половина песен уже была спета на концертах, а вторая часть — совершенно новая.
— Никакой концепции вроде не было, а как-то так вышло, что все песни о любви получились. Причем о самой разной, — говорит Денис. — У нас есть и взрослая, и роковая, и романтическая, и грустная, и драматическая, и безумная, и печальная. А в песне «Воробей» вообще философские размышления о смысле жизни, которым является любовь.
— Не забудь про композицию «Мегаптицы». Там о любви к блинам, — добавляет Игорь.
Самоизоляционное творчество
Новшества отслеживаются и в составе группы. Не так давно в коллектив пришел новый барабанщик — Денис Яремовский.
— Совпадение ли? В состав группы «Поль Бемоль» входят Денис, Игорь и Денис Игоревич, — смеется Денис Горшунов. — С ним мы успели отыграть лишь один концерт, еще в январе. Зато, так сказать, боевое крещение состоялось. Сейчас он находится дома в ЕАО. Свои партии записывал там и для сведения присылал нам по электронной почте.
Так же поступили и приглашенные музыканты. Гитаристы Владимир Зенков (Хабаровск), Григорий Куприянов (с. Вольно-Надеждинское), Павел Куприянов (Канада, г. Виннипег) и вокалист Илья Федченко (Уссурийск) тоже все высылали по электронке. Только с Дарьей Коваль удалось записать вокальную партию для трека «Мегаптицы» в офлайне.
— В этом нам очень помог скрипач хабаровской филармонии Денис Рихтер, который поделился своей домашней студией звукозаписи. Кроме того, свою площадку предоставил музей «Мир говорящих машин», — добавил Игорь.
В день выхода альбома «Поль Бемоль» дали старт сбору средств в рамках благотворительной акции «Меня касается».
— Это акция в поддержку людей, оказавшихся в сложных жизненных обстоятельствах из-за пандемии коронавируса и вызванного ею экономического кризиса, — объясняет Денис Горшунов. — Ситуация сейчас очень непростая. Но если есть возможность пожертвовать 50 рублей, то почему бы и нет?
Ссылку для участия в акции можно найти в сообществе «Поль Бемоль» во «ВКонтакте» (vk.com/polbemol).
Шоу-лица краевой столицы
3 и 4 июля. Lost Horizon Fest. Сайт: losthorizonfestival.com.
Самый масштабный независимый VR-фест музыки и искусства — вот чего не хватало любителям современного искусства. Присоединиться к просмотру онлайн-трансляции можно из любой точки мира совершенно бесплатно. По традиции будет четыре сцены, на которых выступят более 150 коллективов и музыкантов — как звезды галактического масштаба, так и креативные представители андеграунда. Кроме того, интерактивное виртуальное пространство можно свободно исследовать от сцены к сцене на десктопе, с помощью VR-устройств или мобильного приложения, а для большей реалистичности будет возможность общаться в толпе посетителей.
7 июля. Not to scale. Сайт: nts.tochkadostupa.spb.ru.
В рамках фестиваля искусств и цифрового театра «Точка доступа» состоится премьера спектакля-инструкции для двоих. Экспериментальный проект — это исследование возможностей и ограничений пустой страницы. Из наушников будут звучать указания, что делать с бумагой, которые участникам предлагается выполнить. На «Точке доступа» состоится мировая премьера спектакля. Позже спектакль покажут в Дублине на Dublin Theatre Festival и Португалии в рамках Theatro Barrio Alto (TBA). Начало в 19.00.
13 июля. «Последние луны». Сайт: vakhtangov.ru.
Две истории по пьесам Ф. Бордона «Последние луны» и Г. Мюллера «Тихая ночь» в двух действиях захватят внимание зрителей на целых три часа. Режиссер обещает лишь рассказать историю жизни двух пожилых людей, в которой не будет места веселью. Главные роли исполняют Василий Лановой, Елена Сотникова, Олег Макаров и Ирина Купченко. Начало трансляции запланировано на 2.00 по хабаровскому времени. Посмотреть запись можно будет в ближайшие 96 часов.
Весь июль. История денима. YouTube: Музей Моды / Museum of Fashion.
Онлайн-лекции про «ткань из Нима», из которой американский предприниматель Ливай Страусс (компания Levi's) изготовил первые джинсы, доступны для всех. Авторами цикла видеороликов выступили специалисты московского Музея моды. Научные сотрудники рассказывают о том, как развивалась история джинсовой ткани за последние полвека, какими методами боролись с джинсами в СССР, и почему джинсовая ткань стала неотъемлемой частью высокой моды.