Специальные выпуски
Грамота на права и выгоды
21 апреля 2021 года в России в девятый раз отмечается День местного самоуправления. Праздник учрежден указом президента Российской Федерации от 10 июня 2012 года № 805.
Почему именно в этот день?
— 21 апреля 1785 года императрица Екатерина II подписала важный документ — Грамоту на права и выгоды городам Екатерина Челышева, начальник отдела по правовому информированию, координации и связям с общественностью городского юридического управления. Российской Империи, — поясняет— Документ определял систему управления в городах, права и обязанности населения. Каждые три года жителям предписывалось избирать общую городскую думу, городского голову и судей. Это стало первым шагом в развитии местного самоуправления.
Старосту не выбирали
В 1864 году в уездах и губерниях по указу императора Александра II стали действовать земские собрания, которые вели все местные хозяйственные дела. В 1870-м в городах России появились управы и думы почти такие же, как сегодня. Они решали все местные вопросы.
Однако нашим землякам-прапрадедам на первых порах не довелось поучаствовать во всеобщем становлении системы самоуправления, поскольку здесь был еще не город, а военный пост Хабаровка. Отдаленность от центра, малонаселенность территории, этническое разнообразие и социальная разрозненность никак не вписывались в нужную схему.
В апреле 1880-го Хабаровка возведена в статус города. Однако и это не особо повлияло на положение дел: избирателей было так мало и средствами они обладали столь ничтожными, что город получил упрощенный вид местного самоуправления: старосту и комиссию при нем. Причем выборами тогда и не пахло: староста был назначен. Им стал купец 2-й гильдии Иван Матвеевич Протодьяконов.
Первые выборы в городскую думу Хабаровска состоялись 5 декабря 1893 года.
Депутаты тогда назывались городскими гласными. Из их числа в январе 1894-го был выбран городской голова. Им стал надворный советник, чиновник при Амурской казенной палате Алексей Александрович Рассушин.
Полномочия те же
— Круг вопросов, которые решали органы местного самоуправления, уже в тот период в большей своей части схож с тем, которые решают действующие органы местного самоуправления, — говорит Екатерина Челышева. — Сегодня полномочия определены Федеральным законом № 131-ФЗ. В соответствии с Уставом города это более 40 вопросов местного значения. Среди них благоустройство территории, застройка и планировка улиц, отдельные вопросы сферы земельных отношений, организация предоставления услуг образования, обеспечение услуг для развития физической культуры, школьного и массового спорта, проведение различных досуговых и культурных мероприятий и многое другое.
В России Государственная дума стала избираться с 1905 года. Но первый созыв обошелся без дальневосточного электората. Слишком много сложностей возиться с такой отдаленной территорией, попробуй-ка поезди из Питера до нашего края земли!
Хабаровск жил спокойно, не лез в большую политику, люди строили быт, успешно выживали в суровом краю. За 1906—1912 годы городским общественным самоуправлением была реализована солидная программа развития. На улицах появились автомобили, причем дума установила предел скорости их движения — не более 12 верст (12,8 км) в час. Появились первые кинотеатры и общественные сады.
В марте 1917 года телеграф разнес весть об отречении Николая Второго. В Хабаровск прибыл комиссар Временного правительства.
Казалось бы, Октябрьская революция, названная народной, должна была возродить местное самоуправление. Ведь власть, по словам большевиков, принадлежала народу. Однако этого не произошло.
Избирательное право
К началу 1920-х в Стране советов окончательно установилась однопартийная система. А на Дальнем Востоке еще какое-то время царила неразбериха и некая вольница. В судьбе Хабаровска отразилась вся трагедия Гражданской войны. До 1920 года город несколько раз переходил из рук в руки — то белогвардейцев, то японских интервентов, то советских властей.
Самоуправление этого периода выражалось в выборных КОБах (комитет общественной безопасности). КОБ обезоружил и распустил городскую полицию и жандармерию, организовал милицию.
— В январе 1921 года в Хабаровске прошли выборы в учредительное собрание Дальневосточной республики, — рассказывает Екатерина Челышева, начальник отдела по правовому информированию, координации и связям с общественностью городского юридического управления. — Избирательного права были лишены несостоятельные должники, дезертиры, военнослужащие, виновные «в проматывании выданных им амуничных и казенных вещей или лошади», от политической жизни были отстранены женщины.
К слову, большевики эти выборы проиграли, а победили эсеры.
Все общероссийские процессы отражались и у нас, но проходили они несколько микшировано и с опозданием: только в феврале 1922 года белогвардейцы окончательно оставили Хабаровск.
Свобода совести и слова
К 1923 году Хабаровск был центром Приамурской губернии. Во главе города стояло городское собрание уполномоченных. В апреле прошли выборы в городской Совет Хабаровска, из него был избран исполнительный комитет Совета РКК и КД (рабочих, крестьянских, казачьих и красноармейских депутатов). Одним из первых дел Совета стало переименование улиц: в Хабаровске увековечили имена Карла Маркса и Ленина, а Соборная площадь стала Красной (нынешняя площадь им. Ленина).
Конституция 1936 года провозглашала свободу совести, свободу слова, печати, собраний и митингов, уличных шествий, неприкосновенность личности, жилья, независимость судов и право обвиняемых на защиту. Другое дело, что все это были лишь слова.
О местном самоуправлении речь тогда не шла: оно совершенно не вяжется с жестким администрированием.
В 1936 году в Хабаровске началось деление на районы: Кировский и Сталинский, затем Центральный и в 1939-м — Железнодорожный. В каждом действовала аналогичная городской структура советов.
В 1967 году Хабаровск занял первое место по благоустройству и озеленению среди городов РФ. В этом большая заслуга городского совета, который делал что мог в тех непростых условиях. Во всяком случае, соревнования по благоустройству между районами и предприятиями проводить не возбранялось не при каком режиме.
Календарь выборов городского головы и мэра, гласных и депутатов городской или краевой думы, исполкома горсовета и других прежде не крепился ни к какой дате. Июнь, май, январь, август — любой месяц, назначенный для часа икс, видим мы в исторических хрониках. 1 ноября 2012 года вступил в силу закон, согласно которому единый день голосования — второе воскресенье сентября.
Хабаровск быстро рос, и в 1936 году для эффективности управления был поделен на районы — Кировский и Сталинский, затем Центральный и в 1939-м — Железнодорожный. В каждом действовала аналогичная городской структура советов.
Перспективные годовые планы городского и районных советов депутатов трудящихся составлялись на основе наказов избирателей. Эти планы обсуждались на заседании исполкомов и утверждались на сессии совета.
Руководящая роль партии
При этом партия с одной стороны пыталась повысить роль местных органов власти и управления, с другой же полностью их контролировала.
7 октября 1977 года принята новая Конституция СССР. Согласно ей в стране уже построено развитое социалистическое общество. В тот же год в очередной раз поменялась структура власти. Если раньше был горсовет, и каждые его созыв работал по два года, теперь это стали Советы народных депутатов с 5-летним сроком полномочий. Подбором, обучением и расстановкой советских кадров занимались парткомы. Их решения обязательны для парторганизаций советов и исполкомов, коммунисты среди депутатов составляли почти 50 процентов.
О местном самоуправлении вспомнили только в конце 1980-х, а переломным стал 1985 год.
Теперь работники исполкомов и руководящие партийные работники не могли быть избраны депутатами советов. Изменился и качественный состав депутатов: среди них все меньше рабочих. По итогам выборов 1990 года рабочий класс оказался фактически вытесненным из советов народных депутатов.
Два вида управления
4 марта 1990 года — выборы местных Советов на альтернативной основе. Ликвидируются исполкомы и создаются органы исполнительной власти — местные администрации.
— Структура власти в эти годы реформируется несколько раз, — рассказывает начальник отдела по правовому информированию, координации и связям с общественностью городского юридического управления Екатерина Челышева. — Однако о самостоятельности местной власти можно говорить только с 1993 года, когда она была закреплена в Конституции Российской Федерации.
Постановление о новом реформировании в декабре 1993 года подписал глава администрации Хабаровского края Виктор Иванович Ишаев. С этих пор устанавливалось два вида управления. Первое осуществлялось главой администрации города, которого назначал край. Второе возлагалось на выборный орган — городскую думу.
Выборная должность
Хабаровская городская дума первого созыва избрана в марте 1994 года на срок 2 года. В ее состав входило 12 депутатов. Это были в основном учителя и врачи, то есть люди, которые знают о нуждах горожан не понаслышке. Председательствовал на заседаниях глава администрации города Павел Дмитриевич Филиппов.
Думцы постоянно учатся, так как опыта законодательной работы никто из них не имеет. Депутаты утверждают местный бюджет, принимают программы социально-экономического развития города.
В 1995 году утвержден Устав местного самоуправления. Теперь в городе выборный представительный орган — дума, выборный глава муниципального образования — мэр, исполнительный орган — администрация города.
В соответствии с уставом в 1996 году. в Хабаровске состоялись первые в истории выборы мэра города. На них одержал победу П.Д. Филиппов.
Через 4 года, в 2000-м, мэром был избран Александр Николаевич Соколов.
Статья 12 Конституции РФ определяет, что в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, его органы не входят в систему органов государственной власти.
В декабре 2000 года состоялись выборы Хабаровской городской думы третьего созыва. Депутаты начали приводить местное законодательство в соответствие с Федеральным законом № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
— Этот закон принят в октябре 2003 года, — уточняет Екатерина Челышева, начальник отдела по правовому информированию, координации и связям с общественностью городского юридического управления. — Статья 1 определяет местное самоуправление как «форму осуществления народом своей власти, обеспечивающую в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, — законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций».
Конституция города
В полном объеме этот закон вступил в силу только в 2006 году. Он входил в нашу жизнь постепенно, отдельными главами. Последовательно разрабатывались различные нормативные акты, создавалась база, с которой работают сегодня органы местного самоуправления.
Четвертый созыв городской думы разработал положение о бюджете и утвердил Устав Хабаровска — главный документ, «конституцию» города.
Сегодня работа органов местного самоуправления в городе Хабаровске налажена, ее структуру составляют городская дума, мэр, администрация города и Контрольно-счетная палата города Хабаровска.
Пост мэра с 25 сентября 2018 года занимает Сергей Анатольевич Кравчук. С сентября 2019 года приступили к исполнению полномочий депутаты VII созыва Хабаровской городской думы.
Эффективность работы органов местного самоуправления подтверждается многочисленными наградами. По результатам всероссийских и краевых конкурсов наш Хабаровск неоднократно признавался самым благоустроенным городом России и Хабаровского края, в 2020 году получил дипломы по 19 номинациям в XIII Международном смотре-конкурсе городских практик городов СНГ и ЕАЭС «Город, где хочется жить», в 2020-м Хабаровску присуждено первое место в региональном этапе Всероссийского конкурса «Лучшая муниципальная практика» в номинациях «Муниципальная экономическая политика и управление муниципальными финансами», «Укрепление межнационального мира и согласия, реализация иных мероприятий в сфере национальной политики на муниципальном уровне».
Всегда на виду
— Законодательство о местном самоуправлении продолжает развиваться, — говорит Екатерина Челышева. — В 2020 году в Конституцию Российской Федерации внесены поправки, направленные на совершенствование регулирования отдельных вопросов организации публичной власти. Статьей 132 Конституции РФ закреплено, что органы местного самоуправления и органы государственной власти входят в единую систему публичной власти в Российской Федерации и осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории.
Работа органов местного самоуправления всегда на виду, она открыта, прозрачна и направлена на удовлетворение жизненных потребностей горожан. Близость к людям и их доверие — главный капитал местного самоуправления и один из мощнейших инструментов, с помощью которого можно многого добиться в развитии местных территорий и находить новые подходы к решению проблем.
В соответствии с Уставом мэр является высшим должностным лицом города, возглавляет администрацию, осуществляет представительские, исполнительные, распорядительные и контрольные функции на основе единоначалия. Избирается на муниципальных выборах сроком на пять лет. Дума — представительный орган. Депутаты избираются на муниципальных выборах на пять лет. Структура администрации утверждается городской думой по представлению мэра.