Специальные выпуски
День памяти воинов-интернационалистов отметили в нашей стране вчера. Афганистан и Чечня — это те горячие точки, в которые ехали рядовые и офицеры, чтобы помочь народам этих республик обрести свою независимость.
И все они «Бессмертны, как огонь. Спокойны, как гранит. Мы — армия страны. Мы — армия народа.
Великий подвиг наш история хранит». Эти слова Роберта Рождественского как нельзя лучше говорят о роли защитников Отечества и воинов-интернационалистов.
Однополчанам посвящается
Книгу «Чеченские записки вертолетчика», в которой рассказывается о той страшной войне, написал хабаровчанин Станислав Штинов.
По друзьям и однополчанам это повествование разлетелось мгновенно, так как у него был небольшой тираж. Со всех концов страны Александр Борисович стал получать письма с просьбой переиздать книгу. Весной в Новосибирске выйдет уже третий тираж записок. А в Хабаровске диктор ДВТРК Андрей Архипов и Станислав Штинов записали аудиокнигу. В ближайшее время спонсоры разместят ее в интернете.
В сердце навсегда
В семье вертолетчика слово «война» под запретом. Он даже наложил вето на свой любимый фильм «В бой идут одни старики». Но из памяти выбросить пережитое сложно, поэтому и появились эти записки. Да и как можно забыть эпизоды тех дней, лица боевых товарищей, раненых мальчишек…
По-разному сложились и судьбы дорогих сердцу однополчан и друзей, с которыми судьба свела Станислава Борисовича в тот период. Всегда перед глазами и те, для кого командировка в Чечню стала последней в жизни. Это полковник Юрий Угнивой, подполковник Александр Аксенов, майоры Владимир Погорелов, Александр Черепанов и Александр Грязнов, прапорщик Сергей Стельмах, военврач подполковник Александр Бирюля, рядовой Александр Федоров…
Книгу можно читать и перечитывать на одном дыхании, залпом, впечатляясь героизмом и мужеством солдат и офицеров, которые ехали в длительную командировку не за наградами и званиями, а по долгу и совести.
Как это было
На второй день пребывания в Чечне Станислав Штинов чуть не погиб. Но сумел выбраться из каменного мешка гор, спас и машину, и всех, кто в ней находился. Вот краткое описывание того вылета в главе «Пропасть»:
«Нам поставили задачу: высадить десант в горах, по всей границе южной Чечни, чтобы вытеснить бандитов с равнинной части самопровозглашенной Ичкерии, не дать им просочиться в Дагестан и Грузию. Обозначили посадочные площадки на картах, порядок полета и взаимодействия, и пока техники заправляли вертолеты, в них уже вовсю загружался спецназ.
Набрали высоту 1 800 м и пошли в горы, в район между Шатоем и Махкетами. Слева и справа от вертолета показались уходящие вверх скалы. Впереди и сзади пятачка для высадки десанта — пропасть. Посадочная площадка, если таковой ее можно было назвать, находилась на уровне наших глаз. Плавно подходя к ней, я начал подгашивать скорость, но склон в остеклении вдруг поплыл вверх. Интуитивно стал рычагом «шаг-газа» увеличивать мощность, но склон продолжал уползать вверх. Впереди были видны лишь огромные каменные валуны, которые быстро приближались. Мы просто падали на скалы! Запас по мощности был практически исчерпан, рычаг «шаг-газа» уже был подмышкой! Первый раз за всю свою летную работу я услышал страшный вой двигателей своего вертолета. Как будто стая из тысячи волков выла на луну.
Отказал первый генератор постоянного тока, потом второй. Это означало, что оборотов несущего винта у нас уже не было! Боковым зрением я видел, как мой штурман Андрюха Васьковский, вжавшись в пилотское кресло, ждал удара о землю. Вертолет, как клиновый лист, покачиваясь с боку на бок, медленно падал на скалистый склон, поддерживаемый остатками тяги несущего винта. Выключился из-за прекращения электропитания автопилот, хоть как-то помогающий удерживать машину. Говорят, перед лицом смерти вся жизнь пробегает перед глазами. У меня же в эти секунды в голове была только одна мысль: перед ударом, успеть выключить двигатели, чтобы они не взорвались и мы не сгорели, когда вертолет будет кувыркаться по склону в пропасть. Выжимая все соки из ручки управления, я пытался хоть как-то удержать вертолет. В это же время педалями плавно разворачивал его влево, стараясь отвернуть от скал.
Второй день рождения
Машина медленно, чуть накренившись, начала разворачиваться. Боковым зрением я видел, что слева начинается огромная пропасть, уходящая далеко вниз. В это же мгновение правая стойка шасси ударилась о склон, ее
амортизатор сжался и, выполняя свою работу, оттолкнул вертолет в обратную сторону. Он, как футбольный мячик, отскочил от камней. И этого оказалось достаточно, чтобы накренить его еще больше влево и, опустив нос, начать разгон скорости туда, вниз, в пропасть! От этого прыжка немного восстановились обороты несущего винта. Вертолет медленно набирал скорость, покачиваясь, заскользил между огромных валунов вниз.
— Включай автопилот! — почти выкрикнул я, давая команду борттехнику. Обороты винта уже полностью восстановились, и вертолет, дернувшись, полетел более устойчиво. Пропадав метров четыреста в пропасть, разогнав скорость, я понял, что мы летим и что теперь надо как-то выбираться из этого каменного мешка. Плавно подняв нос машины и начав отворачивать от несшегося навстречу уже противоположного склона, перевел вертолет в набор высоты. Борт послушно потянул вверх…»
Станислав Штинов — полковник запаса. Окончил Сызранское высшее военное авиационное училище. С 1988 по 1989 год воевал в Афганистане, награжден медалью «За боевые заслуги» за спасение товарища. В 1996 году в составе вертолетного полка ДВО принимал участие в боевых действиях в Чечне. С июля по сентябрь совершил 273 вылета, перевез более 2 000 военнослужащих, 150 тонн груза, эвакуировал 350 раненых. Награжден орденом Мужества за эвакуацию группы спецназа и экипажа подбитого вертолета.
После возвращения в Хабаровск стал летчиком-испытателем на авиаремонтном заводе. С 2009 года поступил на службу в МЧС. Начинал командиром звена, сегодня возглавляет отдел авиации Дальневосточного регионально центра МЧС. Участвовал во многих спасательных операциях. По итогам 2017 года Ассоциация вертолетной индустрии признала Станислава Штинова лучшим летчиком вертолетной авиации России.
Помним тех, кто не вернется
Очисткой от снега мест захоронений афганцев и военнослужащих, погибших в других горячих точках, два дня занимались ветераны боевых действий, юные хабаровские добровольцы.
День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества, отмечается 15 февраля. К обелискам отдать дань уважения придут родные, друзья героев, представители общественности и молодежь.
— Наш священный долг — привести в порядок могилы своих боевых товарищей, — говорит председатель совета общероссийской общественной организации ветеранов «Боевое братство» по Хабаровскому краю Сергей Демин. — 12 и 13 февраля мы очищали от снега дорожки, обелиски воинов. Важно, что привлекаем к этой деятельности молодое поколение. Им хранить память о парнях, которые не вернулись из Афгана, Чечни, с других локальных войн.
Слова благодарности мы выражаем в адрес мэра Хабаровска Сергея Кравчука и администрации города за оказанную материальную помощь в благоустройстве мест захоронений. В прошлом году за счет выделенных бюджетных средств были заменены мемориальные плиты, проводилось бетонирование, подсыпка могил. В этом году с наступлением тепла эта работа продолжится.
Снежный десант в деле
В ходе акции за лопаты, веники, метлы дружно взялись ребята из школьных отрядов «Юнармии», воспитанники патриотических клубов, центров и объединений города.
— Чтобы соблюсти все ограничительные меры и не создавать массовости, придется разбиться на группы, — объявил участникам акции начальник муниципального штаба «Юнармии» Андрей Мухранов и определил каждому отряду свой участок.
Также четко ставили задачу ребятам руководители объединений и сами не забыли взять в руки необходимый инвентарь. Усердно, без проволочек кидали лопату за лопатой снег воспитанники городского военно-патриотического клуба «Взлет».
— Мы четыре раза в год участвуем в акциях по благоустройству мест захоронений солдат и офицеров, — рассказывает «взлетовец» Руслан Кривых. — Осенью убираем листву, сухие ветки, летом занимаемся покраской, иногда выносим строительный мусор, который остается после ремонта памятников. Со мной часто в таких мероприятиях участвует папа. Сегодня он тоже здесь, потому что афганские, чеченские события затронули тогда многие семьи, и он знал многих, кто не вернулся с войны.
— Мне кажется, такое патриотическое направление, как уход за обелисками погибших воинов нужно не только их родным и близким, — считает воспитанник «Взлета» Святослав Бойков. — Но главное, это должно быть необходимо и интересно молодым. Ветераны «Боевого братства» иногда приходят к нам в клуб, рассказывают о событиях войн в Чечне (первой и второй кампаниях), Афганистане. Потом в своих школах мы пишем доклады на эту тему. Кому-то становится интересно, и они тоже вступают в ряды добровольцев.
Всех военнослужащих, участников боевых действий, отдавших долг Родине по ее защите, поздравляем с праздником — Днем памяти воинов-интернационалистов. Кто воевал в горячих точках, хорошо знают цену чести, взаимовыручке и боевому братству, без которых невозможно было выстоять и победить.
Только десятилетняя война в Афганистане унесла жизни более 15 тысяч наших солдат и офицеров. До и после этой горячей точки наши соотечественники участвовали в вооруженных конфликтах на территориях Кореи и Алжира, Египта и Йемена, Вьетнама, Мозамбика, Эфиопии, других государств. Самоотверженность, с которой наши воины принимали участие в их урегулировании, доказали, что они достойны героизма отцов и дедов, победивших фашизм в годы Великой Отечественной войны. Желаем воинам-интернационалистам, ветеранам всех войн, их родным и близким удачи, здоровья, успехов в военно-патриотическом воспитании подрастающего поколения
Павел ТРОЦЕНКО, председатель Хабаровского городского совета ветеранов