Специальные выпуски
Уважаемые хабаровчане, ветераны Великой Отечественной войны, боевых действий, солдаты и офицеры Российской армии!
Есть такой остров...
Через год исполнится 55 лет событиям на острове Даманском, когда в мирное время погибли 58 пограничников.
За тот подвиг пять человек удостоены звания Героя Советского Союза, 148 отмечены боевыми наградами. Многие стали героями очерков и воспоминаний о тех мартовских сражениях 1969-го. Среди них и Владимир Иванович Стаценко, стрелок-гранатометчик второго батальона 199-го стрелкового Верхне-Удинского полка.
— Вечером 2 марта мы возвращались с учений, — вспоминает Владимир Иванович. — И вдруг по колонне эхом прокатилось: китайцы расстреляли наших на Даманском. До гарнизона не доехали, нас развернули и направили обратно в сторону границы. Половина батальона, в котором оказался и я, разместилась на погранзаставе Кулебякины сопки, командовал ею Виталий Бубенин. Вскоре поступил приказ выдвигаться на подмогу к Нижне-Михайловской, пограничники которой первыми вступили в схватку с китайцами.
Так начал свой рассказ ветеран, встретившись со старшеклассниками военно-морского лицея им. адмирала флота Н.Д. Сергеева. На лицах ребят был неподдельный интерес, они внимательно слушали воспоминания Владимира Ивановича, будто сопереживая вместе с ним. Готовясь к этой беседе, лицеисты проштудировали всю информацию о Даманском, узнали, что по-китайски он называется Чженьбао («драгоценный»). Почему сопредельная сторона начала охоту за этим островом, непонятно, никакого стратегического значения, а тем более промышленного он не представлял, каждую весну уходил под воду. Но именно здесь произошел вооруженный конфликт, который мог перерасти в полномасштабную войну.
— Мы не могли этого допустить, — подчеркнул Владимир Иванович. — Поэтому 15 марта с нашей стороны началась артиллерийская подготовка, после которой мы пошли в атаку на БТР, потом десантировались, развернулись цепью и направились к острову. Увидев раненого офицера, я кинулся к нему и стал оттаскивать его на безопасное расстояние. Головой упирался ему в ноги и двигал вперед. При этом еще успевал отстреливаться. А потом кинулся догонять своих. Ох и злые мы были на китайцев за погибших ребят! Они раненых добивали штыками, выкалывали глаза, многим вырезали звезды на груди. Без слез нельзя было смотреть на растерзанные тела. Взрослые мужики плакали и клялись отомстить за смерть товарищей.
И сдержали слово. Именно здесь советская сторона впервые применила «Грады», тогда еще секретное оружие. Они сравняли с землей все укрепления китайской стороны. А кадры, которые успел сделать рядовой Николай Петров, стали неопровержимым фотодоказательством провокации на Даманском. В тот же день СССР и КНР договорись о прекращении конфликта. Судьба острова оказалась предрешена, осенью 1969 года он отошел китайской стороне.
— Главное, что я вынес из своей службы, — нельзя быть равнодушным к тому, кто рядом с тобой, особенно в бою, — замечает Владимир Иванович. — А воевавшие против нас тогда хунвейбины — точная копия бандеровцев на Украине сегодня. Никогда не забывайте о том, что рубежи нашей Родины неприкосновенны, и наша задача — беречь их.
Ребят интересовало буквально все: почему у Владимира Ивановича, единственного из взвода, был автомат с ночным прицелом, сколько магазинов с патронами он носил при себе, страшно ли было идти в штыковую, во что был одет, почему навечно зачислен пограничником, ведь основную службу проходил в мотострелковом полку.
Владимир Иванович на все вопросы обстоятельно ответил и пожелал лицеистам хорошо учиться и всегда быть патриотами своей страны.
На днях 98-й день рождения отметил Юрий Михайлович Ласьков, участник Великой Отечественной войны, почетный ветеран ДВЖД и заслуженный ветеран Хабаровского края.
Он все еще мечтает написать книгу воспоминаний о своей жизни, такой долгой и трудной, даже стал делать наброски в тетрадке. Но как только перед глазами встают сгоревшие деревни и села, погибшие друзья, захлебнувшиеся атаки, волнение накатывает такое, что сердце начинает ныть. Юрий Михайлович знает, что пока он жив, он не забудет ни одного фронтового дня.
Напутствие дала мама
Жили Ласьковы в подмосковном городе Коломна на тихой улочке Дачной. Отца Юрий Михайлович толком и не знал, а вот мама для него и остальных детей всегда оставалась непререкаемым авторитетом.
— В начале июня 1941 года я окончил седьмой класс и с аттестатом бежал домой, чтобы показать его старшим братьям и маме, — вспоминает ветеран. — Я не знал, пойду ли учиться в восьмой, ведь требовалось заплатить 130 рублей, а лишних денег у нас не было, поэтому пошел работать помощником слесаря на машиностроительный завод, чтобы заработать и учиться дальше. Но все перечеркнула война. Хорошо запомнил 22 июня, меня отправили за хлебом, хотя мама сама пекла караваи в русской печке на капустных листьях. Но в тот день она занималась другими делам…
Очередь собралась приличная, а рядом на столбе вдруг начала кашлять черная труба с раструбом — местное радио. Оттуда сначала вылетела стайка воробьев, после чего началось выступление Молотова, который сообщил о нападении фашистской Германии.
Первыми на фронт ушли братья Михаил, Николай и Василий. К осени 1942 года одна за другой пришли на них похоронки. Юрий Михайлович и сейчас с дрожью в голосе повторяет слова мамы, когда принесли третье скорбное письмо: «Юрка, теперь твоя очередь пришла Родину защищать. Но в военкомат не ходи, не возьмут, иди в райком комсомола, проси, тебя поймут».
И он пошел, но ему предложили пройти курсы снайперов в специальной школе подготовки. Через полгода на экзаменах по стрельбе Юрий показал удивительные результаты — все его выстрелы легли один в один. К гимнастерке к значку «Ворошиловский стрелок» прибавился еще один — «Отличник снайперской подготовки Московского военного округа».
В ноябре 1943-го
Юрий Ласьков вышел из школы снайперов в погонах сержанта и отправился в распоряжение Первого Украинского фронта. Командир полка, посмотрев его документы, сразу понял, что парень достался им нужный, ведь владел всеми видами оружия. Похвалил за такое умение и назвал сынком, а у Юрия после сказанного из глаз покатились слезы. Он никогда не слышал таких слов от своего отца. Определили парня командиром четвертой роты, в которой осталось 28 человек.
— Когда заходили на хутора и в села, кроме сгоревших хат, ничего не было, — вздыхает Юрий Михайлович. — Людей перед отступлением фашисты безжалостно расстреливали и сбрасывали в колодцы. Забыть такое невозможно.
Юрий Ласьков освобождал от фашистов Харьков, многочисленные села от Киева до Житомира. Медаль «За боевые заслуги» как напоминание о тех боях. В ноябре 1943-го при форсировании реки Тетерев получил тяжелое ранение. Лечился больше месяца, а когда подошел день выписки, поступил приказ Сталина о переучивании молодых бойцов, не достигших 18 лет, на танкистов и летчиков. И попал Юрий Михайлович в летное училище, где освоил военную специальность стрелка-радиста.
Задом наперед
Помимо этого, научился управляться со специальными фотоаппаратами, которые используются для аэрофотосъемки.
— Восемь человек, в том числе и меня, отправили на Дальний Восток, в третий аэросъемочный отряд, — продолжает Юрий Михайлович. — Базировался он неподалеку от станции Хабаровск-2. Место для меня в самолете оказалось в хвосте, и летал я задом наперед, то есть спиной к экипажу. Фотоаппарат был больше метра в высоту, с пятью объективами. Снимки получались примерно 30 на 30 см. Вели съемку передовой линии японских укрепрайонов, это оказало существенную помощь в разгроме Квантунской армии.
Для всех война закончилась 2 сентября 1945 года, а Ласьков еще до декабря в составе экипажа совершал полеты над территорией КНР, помогая составлять карты. Потом летали над южным Сахалином, также ведя топосъемку. Задание выдало главное управление картографии и геодезии страны. Погоны он снял только через пять лет, вернулся в Хабаровск, где его ждали жена и маленькая дочка, и сразу устроился в локомотивное депо токарем.
Предприятию Ласьков отдал 56 лет. После ухода на заслуженный отдых долгие годы возглавлял ветеранскую организацию, стал инициатором создания музея. Здесь он по-прежнему желанный гость, ведь Юрий Михайлович прекрасный рассказчик и всегда готов поделиться своими воспоминаниями.
В нашей ветеранской организации жилмассива «Авиагородок» нет равнодушных.
Мы решили помогать нашим военным. А что могут бабушки? Только связать теплые носки или рукавички. Вот мы и вяжем. Нас 15 человек, свои изделия приносим в центр работы с населением «Исток», где формируют посылки для отправки в зону СВО. Получат солдаты наши носки, и станет им теплее, сердце порадуется, что помнят о них в родном Хабаровске. За январь и февраль мы связали 18 пар носков, еще 30 купили.
Может быть, кто-то хочет присоединиться к нам или помочь с пряжей? Будем только рады, не откажемся от помощи.
Искренне поздравляем всех защитников Отечества.
С уважением, Екатерина РОСТИНА, председатель первичной ветеранской организации