Мужество
logo

Специальные выпуски

Мужество

Подготовили Андрей ВОЛОШЕНКО и Елена ЧЕРНИКОВА, фото авторов и из личного архива дочери Б.Г. Езерского

Хранить вечно

Автопробег «Дорогами Победы» ветеранов Краснознаменной Амурской флотилии и учащихся патриотической смены школы «Успех» состоялся вчера в Краснофлотском районе.

Около воинского захоронения на площади перед Дворцом творчества детей и молодежи «Северное сияние» прошел митинг, на котором глава района Сергей Ивашкин обратился к ребятам с просьбой, хранить всегда память о Великой Отечественной войне.

— Это необходимо для того, чтобы знать благодаря кому мы живем, — подчеркнул Сергей Иванович. — Низкий поклон всем героям, павшим в боях за нашу Родину!

Председатель совета ветеранов КАФ Виктор Петров напомнил детям об этой скорбной дате.

— Прошло уже 82 года с начала Великой Отечественной войны, самой разрушительной и бесчеловечной, унесшей миллионы жизней, — сказал Виктор Анатольевич. — Нет в России семьи, которая бы не прикоснулась к этой всенародной беде. Ваши деды и прадеды отстояли свободу и независимость нашей страны. Большой вклад в Победу внесли и жители Хабаровска, 10 000 моряков Амурской флотилии ушли на фронт, пятеро стали Героями Советского Союза, более 8,5 тысячи награждены орденами и медалями. Помните, что дороже мира нет ничего. Поэтому чтите историю своей страны и сделайте все от вас зависящее в жизни, чтобы подобная трагедия больше не повторилась.

Участники автопробега останавливались у каждом воинском мемориала Краснофлотского района, где их встречали школьники и жители, возлагали цветы, проводили митинги.


В небе войны

Езерский.jpg

В боевой биографии нашего земляка, почетного гражданина Хабаровска Бориса Езерского есть два эпизода, о которых рассказала его летная книжка.

После окончания авиационного училища морских летчиков Борис Григорьевич с первых дней войны участвовал в боевых действиях. Он героически сражался в воздухе на трех войнах: с белофиннами, с фашистами в Великую Отечественную и с японскими милитаристами на Дальнем Востоке. Горел в самолете, когда сбили, переходил линию фронта, помогал чешским партизанам, вывозил из блокадного Ленинграда стариков и детей…

Секретная операция в Крыму

Фашисты к 1943 году укрепились на Таманском полуострове основательно, создав так называемую голубую линию обороны. Сам полуостров считался воротами Крыма, а в Черном море базировался немецкий флот. Противник называл его непотопляемым авианосцем. На аэродромах находилось около тысячи боевых самолетов, которые беспрерывно бомбили Краснодар, Ставрополь и другие города, а также нашу линию обороны.

Командир 3-й эскадрильи 7-го гвардейского авиаполка майор Езерский перед наступлением советских войск получил секретное задание уничтожить немецкую авиацию в Крыму. Чтобы достичь большего эффекта, в партизанский отряд, базировавшийся здесь, забросили двух радисток, которые передавали бесценные данные. Так, они сообщили о ложной железнодорожной станции в Джанкое, которую немцы оборудовали в 4 км от настоящей.

Все вылеты эскадрилья Бориса Езерского совершала по ночам с первых чисел апреля по 24 мая. Десять самолетов ЛИ-2 cумели разгромить аэродромы в Симферополе, Евпатории, Керчи и других городах Крыма, при этом наши летчики не потеряли ни одной боевой машины.

Борис Григорьевич разработал тактику нанесения ударов по одному аэродрому или объекту, держа другие в напряжении. Каждую ночь немцы лихорадочно ожидали ударов там, где их не наносили. Командир будто читал мысли противника и направлял ЛИ-2 совсем на другие участки фронта. Это привело к тому, что немцы потеряли к концу мая большую часть самолетов и аэродромов, вынужденно оставили полуостров и перебазировались на Донбасс. А эскадрилья начала подготовку к Курской битве.

Ключевое сражение войны

В нынешнем году 5 июля исполняется 80 лет с начала этого величайшего сражения. Длилось оно 49 дней и ночей. С двух сторон в нем участвовали около 2 млн человек, 6 тысяч танков, 4 тысячи самолетов и много другого вооружения. Здесь на рубеже Орла, Курска и Белгорода решился исход войны. И гвардии майор Борис Езерский был одним из тех, кто участвовал со своими экипажами в этой битве.

Запись из его летной книжки гласит: «В ночь с 4 на 5 июля 1943 года экипаж Езерского бомбил южнее Белгорода технику, склады боеприпасов, живую силу немцев. Полет продолжался 3 часа 48 минут».

Летчики по-прежнему летали в основном ночью. С наступлением темноты они наносили удары по железнодорожным станциям, узловым пунктам дислокации противника.

12 июля под Прохоровкой произошло самое крупное в мировой истории танковое сражение. С этого дня началось контрнаступление по всей линии фронта. В честь освобождения Орла и Белгорода 5 августа в Москве грянул первый с начала Великой Отечественный войны салют в честь победителей в той страшной битве, а значит, и в честь бомбардировщиков 7-го гвардейского авиаполка, в котором служил Борис Езерский.

От Берлина до Хабаровска

После завершения Курской битвы Бориса Григорьевича назначили командиром всего соединения. Летчики перебазировались на аэродром Угловое, который располагался чуть ли не в центре Ленинграда, чтобы участвовать в прорыве блокады. Затем были Белоруссия, Польша, Чехословакия и Германия. Расписался Езерский и на Рейхстаге. Он закончил войну полковником, командиром 7-й гвардейского Краснознаменного Гатчинского авиаполка на Дальнем Востоке, где потом еще долгие годы охранял воздушные рубежи страны. Его боевые и трудовые награды могут рассказать о многих подвигах и ратных делах.

В мирной жизни Борис Григорьевич не расстался с небом. Почти 20 лет он возглавлял Дальневосточное управление гражданской авиации. Построил десятки аэропортов в регионе, причем место всегда выбирал сам, обучил сотни молодых пилотов, передав им свою любовь к небу.

Горожане в 1985 году единодушно избрали Бориса Григорьевича почетным гражданином Хабаровска.


Там остались его пацаны

DSC03092.JPG

Восемь месяцев длилась командировка депутата Хабаровской городской думы Константина Головко в зону специальной военной операции.

— Из них около четырех месяцев находился на передовой, или как там называют, за нулем, на границе Донбасса и России, — поделился Константин Анатольевич. — Уехал я туда добровольцем. Родители нормально отнеслись к моему решению, жена, конечно, возражала, но переубедить не смогла. Срочную служил в Советском Союзе, прошел подготовку в войсках специального назначения Главного разведывательного управления, выполнял интернациональный долг в отдельной роте. Я знаю, что и как делать, хотя там война идет совсем другая. Присягнув один раз Родине, ты должен быть ей верен до конца. Это мой принцип. И когда эта серая зараза подняла голову, не сумел оставаться в стороне.

В Ростовскую область приехал 27 октября на временную базу расположения бригады, а через два дня уже был там, куда снаряды долетали.

Не все жители освобожденных мест нам рады. По одному никогда не ходили, бывали случаи, когда военнослужащие пропадали бесследно. Поэтому всегда с автоматом на предохранители и двумя гранатами. Там люди не улыбаются, не включают музыку, молодежь не сидит на лавочках и не пьет пиво.

Мне довелось воевать на угледарском направлении в реактивной артиллерии. В нашу задачу входило сбивать «хаймерсы». За полторы недели как-то уничтожили 24 единицы.

Ранение оттуда, кстати, это второе. В мой день рождения в январе родился еще дважды. Мы установили для противника ложные цели, вызывая огонь на себя. И он поверил, начав обстрел. В 8.30 над нами сбили ракету «Ураган». Через пару часов прилетели еще два «хаймерса». Низкий поклон вагнеровцам. Они делают там огромную работу.

За ВСУ воюет много наемников, и никто из них не хочет стать двухсотым. Чувствуют, что перевес не в их пользу, ноги в руки и бегом оттуда. Бросают и технику, и вооружение, и раненых.

Но это все уже позади. Правда после ранения нога плохо ходит, предстоит еще одна операция. Но в сентябре, думаю, вернуться. Если не на передовую, то в прифронтовую зону. Там ведь мои пацаны остались, как я могу отсидеться дома? Они знают, что их товарищ с позывным «Депутат» всегда слово держит. Ведь поехали мы туда не за наградами, а по совести и велению сердца. 


Здравствуй, дед…

IMG20230518145826.jpg

Еще год назад я был уверен, что все мои воевавшие родственники живыми вернулись домой в 45-м, 47-м и 53-м.

Я же родился меньше чем через двадцать пять лет после войны. Мой отец — ровесник  Победы. Бабушка дождалась деда сначала с фронтов, а потом из госпиталей. Юрий Петрович окончил Великую Отечественную в звании майора,  а отец моей мамы, Тимофей Яковлевич, демобилизовался капитаном. Знал я и о том, что брат моего прадеда Петра Сидоровича — Константин, начинал войну младшим лейтенантом, а двумя годами позже уже стал полковником. Кстати, именно он был первым комендантом по линии госбезопасности в освобожденных  от фашистов Смоленске, Ивано-Франковске, Львове…

А недавно ко мне в руки попала старая фотография, на которой Константин десятилетним парнишкой  в 1916 году запечатлен со всей семьей: родителями, сестрой, старшим и младшим братьями. Был на фото еще один мальчик. Позже от отца я узнал, что это Сергей Сидорович — третий брат Петра и Константина, и что он пропал без вести во время войны. Где дед Сергей погиб и как это произошло,  никто не знал.

Полгода я писал запросы в архивы, искал информацию в интернете, по крупицам собирал факты и документы. К сожалению, выяснить удалось немного. Волошенко Сергей Сидорович  призывался на фронт в 1941 году в возрасте 35 лет. Во время тяжелых боев на юге  Ленинградской области в феврале 1944-го в звании лейтенанта, командуя стрелковым взводом, получил ранение и скончался от ран, похоронен возле деревни Лазарево. В 1953 году прах перенесен в братскую могилу в Большое Юрково Дновского района Псковской области. Здесь покоятся  235 человек, из них 8 офицеров, 224 солдата и сержанта, 3 партизана. Известны имена  лишь 185 воинов.

Этой весной, во время отпуска, мы с женой путешествовали по Карелии и Ленинградской области, побывали в Пскове и, конечно же, не могли не заехать в Большое Юрково. Путь от станции Дно до воинского захоронения проделали на попутной машине, водитель которой даже не знал о существовании мемориала. Если честно, то ожидали найти заброшенный, забытый всеми монумент — именно так он выглядел на немногих фотографиях, опубликованных во Всемирной сети. Каково же было удивление, когда увидели памятник и прилегающую к нему территорию! Все чисто, установлены новые плиты с именами погибших, отреставрирована скульптура Родины-матери, облагорожена братская могила.

Пробыли мы там недолго, надо было успеть на следующий поезд. Поклонились могиле деда и других советских воинов. Сказали слова благодарности за их мужество и героизм, почтили память всех, кто отдал жизни за нас. Уезжал я из деревни Большое Юрково с легким сердцем, ведь есть люди, которые заботятся об этой братской могиле и для которых понятия память, честь, патриотизм не пустые слова. Низкий им поклон…

 



Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)