Мужество
logo

Специальные выпуски

Мужество

Подготовила Елена ЧЕРНИКОВА при содействии городского совета ветеранов войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов, фото автора и из архива

Опасно, но выхода нет

Возложить цветы к «Черному тюльпану» по случаю 35-летия вывода советских войск из Афганистана пришел и Константин Корытин.

Он отправился в эту республику добровольцем в 27 лет в 1984 году, в самый разгар боевых действий.

Правительственная командировка

— Я тогда служил в 235-м мотострелковом гвардейском полку, который находился в Вяземском, — рассказал Константин Иванович. — В подчинении у меня была рота, но пришлось попрощаться и с ней, и с семьей. На сборы дали несколько часов. Летел туда и думал: что меня ждет в чужой стране, с кем судьба сведет, вернусь ли обратно? Хотя последние мысли гнал, веря, что непременно останусь живым.

Попал Константин Корытин в провинцию Газни, где дислоцировался 191-й отдельный им. Александра Невского мотострелковый полк, принял роту. Вместе с ней неоднократно сопровождал колонны и караваны, участвовал в войсковых операциях в составе других соединений 40-й Отдельной армии по уничтожению бандформирований. А потом роту прикомандировали для охраны ЦБУ (центр боевого управления), который во время боевых действий располагался в так называемой машине-бабочке. На базе ЗИЛ-130 оборудовали будку, которая раздвигалась и становилась в полтора раза шире. Командовал ЦБУ генерал Дубынин.

— Так судьба свела с Виктором Петровичем, о котором всегда вспоминаю тепло, — продолжает Константин Иванович. — Он приехал в Афган раньше меня всего на месяц, к подчиненным относился по-отечески и с заботой. И та операция, которую он доверил мне, еще больше сблизила нас — генерала и капитана.

Погода несколько дней стояла нелетная, вертушки не могли в тумане вывезти раненых и погибших, поэтому Дубынин принял решение сделать это с помощью БТР. Вызвав Корытина, он долго обсуждал с ним предстоящий переход по тылам моджахедов. Решено было выдвигаться поздним вечером, потому что враг практически никогда не использовал ночь для боев.

Не подвел

— И сейчас помню те слова, которые он мне сказал: «За то время, что мы в Афганистане, еще никогда по ночам военные колонны не ходили. Опасно, но выхода нет. Не подведи!» — вспоминает Константин Иванович. — Я сказал, что мне надо четыре БТР, два танка, инженерную машину, которая убирает на дорогах завалы. Еще к нам прикомандировали медицинский транспорт. В 22.30 колонна вышла из расположения соединения, пройти предстояло около 30 км. Только начали спускаться с горы, как произошел взрыв, оторвало на последнем БТР заднее колесо, но никто не пострадал. Полчаса ушло на перебортировку —и вновь в путь. Примерно через 5 км опять подрыв, на этот раз не повезло танку. Возились с ним не менее двух часов. Все это время моя рота находилась в боевом охранении. Добрались к точке, где нас ждали, уже перед рассветом. Эвакуацией занимались полтора дня, и двинулись обратно. Когда вышли из ущелья на плато, в воздухе появились два Ми-8 в сопровождении пары «крокодилов» — Ми-24 — вертолетов прикрытия. Загрузили раненых и погибших, а сами отправились в расположение части.

Заслуга капитана Корытина в том, что правильно спланированная операция была выполнена успешно, без потерь. Не успели отдохнуть — новое задание сопроводить около 40 афганских армейских машин на гору Нарай. И так на протяжении двух лет во время командировки сюда. Память о ней хранит орден Красной Звезды. Хотя за ту ночную операцию Константина Корытина представляли еще и к ордену Красного Знамени. Но почему-то награда до него так и дошла. Возможно, что-то штабные исполнители не довели до конца или затерялись нужные бумаги. Обида давно прошла, но горечь осталась.

Вернувшись на родину, Константин Иванович служил в Московском военном округе, участвовал в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, окончил военно-инженерную академию им. В.В. Куйбышева. В запас Константин Корытин ушел в звании подполковника. Но дружбу со своими однополчанами не растерял и всячески ее поддерживает через общественную организацию «Боевое братство». А еще он желанный гость в любом коллективе, где делится с детьми, студентами, рабочими, своими воспоминаниями.


Из поколения непобежденных

Эмилия.JPG

Сколько помнит себя Эмилия Компанченко, она всегда работала.

Девочка с красивым именем родилась в Сталинграде за два года до начала Великой Отечественной. Отец с первых дней воевал, а вскоре на него пришла похоронка. До ухода на фронт он успел рядом с домом выкопать землянку. Как знал, что пригодится. В 1942 году, когда город оккупировали немцы, Миле  уже исполнилось три.

Детская память все хранит

— На последний пароход мы не успели из-за бомбежки, да еще контузило старшего брата, — вспоминает Эмилия Яковлевна. —  Мама несла его на руках, за спиной болталась котомка, а рядом шла я с медным чайником. Для маленькой девочки он казался огромным и тяжелым. Тут опять самолеты налетели. Пришлось возвращаться назад, а дома-то нет — разбомбили. Поселились в землянке, каждый день вспоминая добрым словом папу. А потом в город вошли фашисты. Детвора первые дни на улицу не выходила, а  потом осмелела, на Волгу начала бегать, смотреть на красную воду. Глупые были, не знали, сколько крови там пролили… А гул самолета остался в памяти, до сих пор если слышу, не по себе становится.

Как пережили то страшное время, для Эмилии Яковлевны до сих пор загадка. Мама трудилась на погрузке вагонов, поэтому кусок хлеба у них всегда имелся. А к концу 1942 года уже стало ясно, что фашисты продержатся недолго. И точно, февраль 43-го начался с оглушающей тишины, воцарившейся на руинах города. Маленькая Миля запомнила пустые глазницы окон домов, бесконечные воронки и братские могилы.

—  Когда Сталинград освободили полностью, мы с братом и другими детьми ходили восстанавливать город,  — грустно вздыхает Эмилия Яковлевна. — Убирали ветки и песок с  разбитых тротуаров, разбирали руины. Понятно, в силу возраста на тяжелых работах ребятню не использовали, но нам очень хотелось помогать. Уставали быстро, потому что постоянно голодали. Как только заработали предприятия, мама пристроила нас в круглосуточный детский сад при лесопильном заводе.

Куда иголка, туда и нитка

А потом наступил победный май 45-го. Сталинградцы плакали, обнимались, смеялись, кричали от радости. Город ликовал вместе со страной. Через год Миля пошла в первый класс, а когда окончила седьмой, об учебе пришлось забыть: новый мамин  муж поехал осваивать целину.

— А куда иголка, туда и ниточка, — продолжает Эмилия Яковлевна. — Приехали сначала в город Калач, а от него по тряской дороге добирались еще 18 км до совхоза «Победа Октября». Утром вышла — вокруг несколько домов и степь. Как начала плакать. В то утро мое детство закончилось. Где и кем я только не работала! Птичницей, дояркой, поваром, штукатуром… Домой приходила, ни рук ни ног не чуяла. Иногда сейчас по ночам вспоминаю свою молодость и потихоньку слезы текут на подушку. Кроме работы, ничего не видела.

Счастье обрела в Адыгее

Мамина сестра жила в Майкопе и пригласила Эмилию к себе, так как жила одна и тянуть хозяйство стало тяжеловато. Сменить привычный уклад жизни для молоденькой девушки  показалось заманчивым, и она уехала к тетушке. Устроилась поваром, дело-то привычное. Вскоре познакомилась с будущим мужем, он трудился плотником и частенько обедал в столовой, где ему и приглянулась юная Миля. Чтобы не разлучаться, перешла к нему в бригаду штукатуром.

— Пока осваивала профессию, приходила домой вся в растворе, — смеется Эмилия Яковлевна. — Но быстро привыкла. Справлялась, меня хвалили. Потом дети пошли.  У меня  их трое, а сейчас уже и трое внуков и восемь правнуков. Богатая бабушка. А в Хабаровск меня дочь забрала. Мне здесь понравилось, хоть и живем почти на самой окраине города, из окна лес да поля видны.

Первое, что сделала Эмилия Яковлевна, когда поселилась в Березовке, — узнала, есть ли в центре народной культуры и досуга хор. И пришла в него. Ведь поет она всю жизнь.

— Не знаю, какая я певунья, но меня всегда хвалили, я занималась в хоре 53 года, — восклицает Эмилия Яковлевна. — Силы и желание есть, не дома же сидеть. Возраст этому не помеха, а когда  поешь, чувствуешь себя моложе, да и горести уходят.

— Старшее поколение всегда активно, — добавила председатель совета ветеранов Краснофлотского района Светлана Филина. — Эмилии Яковлевне скоро исполнится 85 лет,  она пережила войну,  разруху, голод, многое помнит и готова рассказывать о своей жизни подрастающему поколению. У нее два удостоверения — ветерана Великой Отечественной войны и «Дети военного Сталинграда». Ей есть чем поделиться. 

Дорогие ветераны! Уважаемые хабаровчане!

Хабаровский городской совет ветеранов поздравляет вас с Днем защитника Отечества!

23 февраля — всенародный праздник сильных духом и мужественных людей, для кого защита Родины стала профессией.

Слова особой благодарности нашим фронтовикам и труженикам тыла,  кто в годы Великой Отечественной войны  победил фашистские полчища благодаря непревзойденному героизму, непоколебимой силе духа на фронте и в тылу.

 В этот день чествуем действующих защитников Отчизны, которые являются достойными наследниками поколения победителей. Они бережно хранят и приумножают славные боевые традиции. Мы гордимся подвигами участников СВО, среди которых немало наших земляков, воспитанных на патриотических примерах отцов и дедов.

Желаем ветеранам, всем военнослужащим и жителям Хабаровска доброго здоровья, благополучия, добра, мира, уверенности в завтрашнем дне.

П.А. ТРОЦЕНКО, председатель Хабаровского городского совета ветеранов

 






 

Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)