Специальные выпуски
Талантливо и чуть необъяснимо
Участники фестиваля «Новые имена стран АТР — 2020», собравшиеся на репетицию в Городском дворце культуры, уже знают, что стали лучшими.
Правда, распределение мест для ребят все еще остается сюрпризом. А на их серьезный настрой радость победы не влияет, впереди два самых главных события «Новых имен» — церемония награждения и гала-концерт.
Девочкам в гримерках еще делают макияж и прически, а мальчики уже в полной боевой готовности, в рубашках и при бабочках, стоят кто на сцене, кто в очереди перед ней. Правила в Большом зале строгие: отыграл свое — выйди в холл, чтобы не отвлекать товарищей. Ведь времени совсем мало: до награждения уже меньше получаса.
На скамейках в фойе только и разговоров, что о том, кто же на этот раз абсолютные лидеры. Ребята спокойны, а вот педагоги волнуются: каждый старается быть поближе к своему ученику, дать полушепотом совет или напутствие.
Не жалеют сил
Малый зал к церемонии полностью готов: тщательно проветрен, а кресел должно хватить на всех. Гул родительских голосов приглушенный, подбадривающий: «Не переживай!», «Все хорошо!».
Награды традиционно вручает художественный руководитель фестиваля Алексей Никитин.
— Радостно видеть, как наши музыканты год от года растут и развиваются, — отмечает он. — В этом году особенно хороший уровень продемонстрировали нам Биробиджан и Уссурийск — среди их участников много тех, кто занял первые и вторые места. Это говорит о том, что ребята стараются, а педагоги не жалеют сил и времени.
Те, кто помладше, спешат за поздравлениями с гордостью и восторгом, а вот подростки стараются быть скромными. Те же, кому предстоит появиться на сцене, похожи на маленьких селебрити: нарядные платья и костюмы, замысловатые прически, а улыбки такие, будто они уже под светом софитов.
Гала-концерт начинается сразу после награждения.
— Главный критерий, по которому жюри проводило отбор номеров, — это гармония, — признается Алексей Алексеевич. — Талантливых ребят очень много, но самое важное — совпадение артиста со сценой, с произведением. Не просто техника, не просто харизма, а то необъяснимое ощущение, когда происходящее цепляет сразу.
Домра, фламенко, рок-н-ролл
Сидя в зрительном зале, понимаешь, о чем говорил художественный руководитель «Новых имен»: от выступлений и правда то и дело захватывает дух.
Шестилетний Матвей Грищенко из школы искусств № 6, сам чуть больше своей балалайки, легко заполняет игрой без аккомпанемента большое пространство. Домрист Данил Дмитриев из детской музыкальной школы № 1, начав с простенького наигрыша, внезапно выдает на инструменте практически рок-н-ролл. Десятилетний Игорь Мирзорахматов из детской музыкальной школы № 4 исполняет фламенко так, будто на сцене по меньшей мере трио, а не один маленький мальчик.
Один из лучших номеров — русская народная песня «Я на горку шла» в исполнении Насти Плахиной из фолк-фьюжн-проекта «Красные бусы». Девочке легко поверить: здесь не просто вышитая рубаха и косы под платочком, а особенный взгляд с хитрецой и такой звонкий голос, что хочется немедленно подпевать и пританцовывать.
Именно она, кстати, завоевала Гран-при музыкального конкурса. Двух других победительниц, художницу Лизу Скоблецкую из центра эстетического воспитания и Ладу Викину из гимназии № 6, чья компьютерная живопись очень похожа на реальную, чествуют вместе с ней на большой сцене. В малом зале они, похоже, слегка расстроились, что их не пригласили выйти за наградой вместе со всеми, но сейчас стоят под лучами софитов с букетами, дипломами и лучезарными улыбками. Ведь именно они на этот раз — те самые новые имена.
Кстати
В 2020 году на фестивале «Новые имена» сложилась беспрецедентная ситуация. Все зарубежные участники выступлений учатся в России — в Хабаровском институте культуры и Московской государственной консерватории. Художники, которые не смогли приехать в Хабаровск, прислали работы в цифровом формате. Среди победителей шесть иностранных имен.
У них киты заговорили
Андрей Алейник, Вячеслав Белкин и Матвей Сафонов из школы № 77 — настоящая мультипликационная команда. Они создали восьмиминутный фильм про Шантарские острова и получили за это первое место в номинации «Творчество и технологии XXI века».
Там есть киты и косатки, медвежата, лисенок и тюлень. А еще документальная база: в сценарий включили реальное спасение кита, застрявшего в речке, а еще уроки — совсем как в классе, только под водой. И вполне острый сюжет: взрослые обитатели Шантар предупреждают, что люди опасны, а бесшабашная усатая и хвостатая молодежь решает проверить это самостоятельно…
Этот, прямо скажем, непростой проект ребята готовили полгода. Все началось в декабре 2018-го, когда на встрече с руководителем Шантарского национального парка Иваном Насоновым выяснилось, что фильмов об островах много, а вот анимации для детской аудитории нет совсем.
Школьники под руководством учителя информатики Людмилы Ганиной взялись за дело. Сначала их было восемь, но до конца выдержали не все: очень уж трудоемкой оказалась эта детская работа.
— Ребята и раньше создавали мультфильмы (они занимаются мультипликацией с пятого класса), но такого масштабного и серьезного проекта еще не было, — отмечала Людмила Александровна.
Ролик выпустили в свет уже в конце июня 2019 года. Он понравился и краевой дирекции заповедников и национальных парков «Заповедное Приамурье», и простым зрителям. А теперь его оценили и эксперты. Возможно, это станет стимулом для создания продолжения, о котором ребят, кстати, просят еще с прошлого лета.
Есть только сцена
Во время концертного номера надо забыть обо всем, убеждена обладательница Гран-при фестиваля десятилетняя Настя Плахина.
Девочка поет в фолк-фьюжн-проекте «Красные бусы» уже семь лет и за это время научилась, выходя на сцену, сосредотачиваться на ней. Опыт у нее и впрямь серьезный: она уже успела съездить на гастроли в Китай, а Максим Галкин на шоу «Лучше всех!» в Москве заставил ее петь и одновременно жевать яблоко. А потом она сорвала овации мини-концертом.
— Мне кажется, что волнуются перед выступлением все, — говорит Настя. — Но чтобы все получилось, нужно думать только про свой номер: вспомнить характер песни, настроение, которое надо передать. На конкурсе было сложно это сделать, потому что за день до него мы в школе писали контрольную, и я все время переживала за оценку. Но когда меня объявили, все получилось будто само: надо ведь просто спеть, как я это делала уже много раз.
Но это не весь рецепт: нужно еще полюбить композицию и вжиться в образ. У Насти это получилось с блеском.
— Мне очень понравилась конкурсная песня, и я просто представила себя ее героиней, как будто сама несу зерно в горку, — делится юная фолк-певица. — Мы ведь не просто для красоты надеваем народные костюмы. Конечно, и для нее тоже, но больше для того чтобы и нам самим, и зрителям было легче увидеть полную картинку.
К слову, сценический наряд — это тоже важно. Его Насте приготовили незадолго до фестиваля. И, по ее признанию, это было самым приятным событием помимо выступления:
— Мне специально для конкурса сшили юбку, потому что из своего концертного сарафана я уже выросла. Он тоже красивый, но к нему не раз дошивали подол. А обновка меня очень порадовала — наверное, еще и поэтому все получилось.
Почему она выбрала именно народный вокал, девочка объясняет просто — так чувствуешь себя особенной:
— Это немодно? Ну и что, главное — отличаться от остальных. Все обычно выбирают другое, а я не хочу быть как все. Ну и еще это весело!
Главное — не бояться
Игорю Мирзорахматову 10 лет, и на фестивале он занял первое место в номинации «исполнительское искусство». В его руках одна гитара звучала как три.
Как только окончилась церемония награждения, парень, засидевшись, рванул вдоль холла к гримеркам — энергии хоть отбавляй! А чтобы тяга к подвижному образу жизни не мешала ежедневно музицировать, Игорь занимается самбо.
К слову, за гитарой сидеть приходится подолгу.
— Заниматься стараюсь хотя бы час ежедневно, — говорит он. — А на выходных только один день отдыхаю. Мне просто нравится музыка, и я понимаю, что для того, чтобы хорошо исполнять ее, надо много играть гаммы и разные упражнения. Так делают все музыканты. И это не просто так придумали, а чтобы укрепить руку, натренировать ее.
Игорь рассказывает, что на любое, даже самое сложное произведение, которое предлагает преподаватель, он соглашается сразу. Так было и с конкурсным «Романсом без слов».
— Учительница спросила меня: «Сможешь?» — и я сразу сказал, что смогу. Даже не раздумывал долго. Просто сел и стал заниматься.
Еще школьник говорит, что у него уже есть секрет успеха. Он звучит так: «Главное — не бояться».
— Во-первых, бояться нельзя на выступлениях, можешь переволноваться и все забыть, — объясняет Игорь. — Во-вторых, нельзя пугаться сложных пьес, потому что чем труднее, тем интереснее. А если что-то не удается, то нужно просто заняться чем-нибудь другим, переключиться, а потом попробовать снова — и все получится.
Свое первое место юный музыкант воспринимает спокойно и даже победителем называть себя не разрешает. Говорит, таким его можно будет считать, только когда он станет знаменитым гитаристом.