Специальные выпуски
Дела дошкольные
Все родители с нетерпением ждут момента, когда детские сады начнут работать в нормальном режиме. Мамы и папы, чьи дети пойдут в сад впервые, — тоже.
И вот вам позвонила заведующая одного из садиков и сказала три главных слова: «Ваша очередь подошла».
— Первое, что нужно сделать, — прийти на прием к заведующей дошкольным учреждением, — говорит заведующая муниципальным детским садом № 83 Надежда Щеголева. — Там вам покажут вашу путевку, уточнят контактные данные и сообщат об общем вводном родительском собрании.
Следующий шаг — медицинское обследование, и от того, насколько быстро ваши дети пройдут его, зависит, как скоро откроется первая группа.
Первые списки
— Вид медосмотра зависит от того, куда ребенок поступает, — говорит Раиса Яковлева, заведующая отделением городской поликлиники № 7. — В ясли нужно получить допуск только от педиатра и стоматолога. Также педиатр решит вопрос об осмотре ребенка психиатром, даст рекомендации по вакцинации и направление на лабораторные исследования: анализы крови, мочи, кала и соскоб на энтеробиоз.
Для трехлеток нужна комиссия с полным списком врачей: окулист, хирург, невролог, лор, стоматолог, логопед, педиатр и для девочек — детский гинеколог. Список анализов тот же. Все данные осмотра и допуск заносят в медицинскую карту — форма № 026/у. Ее бесплатно заводит участковый педиатр. Туда же заносят данные о прививках.
— По закону непривитого ребенка в детский сад примут, — отмечает Раиса Николаевна. — От родителей нужен официальный письменный отказ. Но, исходя из здравого смысла, уже в два года у ребенка должен быть базовый набор вакцинаций.
Дополнительные расходы
В 2020 году стоимость одного дня в яслях — 148 руб., а в детском саду — 174. В среднем за месяц ясли обойдутся чуть меньше 3 000 руб., детский сад — около 4 000. Это оплата ухода и присмотра за детьми, основное дошкольное образование в нашей стране бесплатное. Но дополнительные образовательные услуги в садиках тоже есть, это кружки и секции. В среднем по городу их стоимость варьируется от 127 руб. до 228 руб. за одно занятие.
Конечно, к детскому саду придется обновить гардероб. Нужны будут сандалии для помещения и форма для занятий физкультурой (белая футболка без рисунка, черные трикотажные шорты, белые носки и чешки). Для собственного удобства неплохо иметь примерно семь комплектов (пять на каждый рабочий день и два запасных) нижнего белья (майка, трусы, носки) и семь комплектов одежды для группы. Она должна быть легкой и комфортной. А еще хорошо бы положить в шкафчик упаковку пакетов, чтобы воспитателю и няне было куда складывать испачканную одежду ребенка.
«Ребенок никому ничего не должен»
Когда с документами и финансами разобрались, неплохо бы подумать, как подготовить к детскому саду самого ребенка. Во-первых, нужно оценить, насколько он готов проводить время в коллективе.
— Все нормы развития условны, и ребенок никому ничего не должен, — говорит специалист по детскому развитию, логопед Лариса Партаменко. — Но все-таки есть вещи, которые неплохо бы уметь к детскому саду.
Хорошо, если к двум годам ребенок обладает элементарными навыками самообслуживания: держит ложку и не боится твердой пищи, пьет из стакана. А вот с горшком категоричными быть не стоит: устойчивого навыка к двум годам может и не быть. Но, конечно, знать и понимать назначение этого предмета нужно.
К трехлеткам требования выше: усвоение навыков бытового обслуживания (самостоятельно пить, есть, ходить в туалет, мыть руки и умываться) уже обязательно.
— Речь в два и три года тоже различна, — продолжает Лариса Алексеевна. — Для воспитанника ясельной группы средняя норма — 400—600 слов и элементарные предложения до трех слов. Словарный запас трехлеток может достигать 1 000 слов, ребенок овладевает прилагательными и способен сделать примитивное логическое умозаключение.
Он не на каторге, мам!
Во-вторых, стоит подготовить ребенка к посещению детского сада психологически.
— Делать это нужно заранее, — говорит педагог-психолог дошкольного образования Алексей Пастухов. — Рассказывать ему, зачем ходят в сад и что там происходит, делать акцент, что там нет мамы и папы, а есть воспитатель, создать ребенку режим дня как в детском саду. Это поможет облегчить адаптацию. В два года она сложнее, так как малыш еще не способен долго сохранять в памяти образ матери, но проще для родителей, поскольку он быстрее принимает происходящее как данность. В три года адаптироваться проще, потому что связь с матерью немного ослабевает, но тяжелее взрослым, потому что трехлеткам сложнее менять привычный уклад жизни, нужно подготовиться к капризам.
Но главное — справиться с родительской тревогой и отказаться от чувства вины за разлуку с ребенком.
— Ситуации, конечно, бывают разные, но нужно понять, что ни у кого нет намерения навредить вашему ребенку, — говорит Алексей. — Просто повторяйте себе: «Он не на каторге», и станет легче.
Игра в экстремальных условиях
Начало периода дистанционного обучения в школах даже прогрессивные хабаровские педагоги склонны определять как локальное бедствие. Но они поняли, как с этим справиться.
— Сейчас учебный процесс идет только у 8—11-х классов, остальные год уже закончили, — говорит учитель истории и обществознания средней школы № 38 Дмитрий Морозов. — Так что теперь моя личная нагрузка уменьшилась примерно вдвое. И это хорошо, потому что в первые две недели дистанционного обучения пришлось сильно напрячься.
Дмитрий известен своим креативным подходом к преподаванию, но даже он на этом пути столкнулся с трудностями. И первая из них — то, что имеющейся в школе материально-технической базы оказалось недостаточно.
— Учреждения, у которых она передовая, такие как лицей инновационных технологий, школа № 12 или краевой центр образования, этих проблем наверняка не почувствовали, — отмечает он. — А вот те, у которых все скромнее, как у нас, их ощутили. Например, когда вылетает интернет.
Падали и поднимались
Кроме этого, приключился межрегиональный коллапс: сервисы, рекомендованные федеральным министерством, не справились с нагрузкой.
— Падал «Дневник.ру», висели «Российская электронная школа» и «Учи.ру», обваливался Zoom и так далее, — перечисляет педагог. — При этом обычно дистанционное обучение предполагает более гибкий график освоения материала и выполнения заданий. Но мы в экстремальных условиях просто не могли прийти ни к чему другому, кроме сохранения обычного расписания уроков. В итоге ученики не успевали отправлять задания, а учителя с консервативным подходом ставили за это плохие отметки. Получилась волна двоек, которая сильно напрягла родителей. Их эмоции понятны, но тоже сыграли свою негативную роль, ведь это далеко не всегда подход «Давайте мы исправим». Часто встречается точка зрения, что это учитель не прав.
Здесь на помощь пришли несколько своевременных решений. Во-первых, «передышка» на майских праздниках, которая позволила школьникам подчистить «хвосты». Во-вторых, сокращение учебного года для младшего и среднего звена, которое снизило поток, чтобы дать спокойно доучиться старшим, у которых на носу экзамены. А в-третьих — свобода в выборе средств, которую предоставили своим педагогам руководители учреждений.
— Мы начали искать выходы, потому что иначе загружать задания получалось только глубокой ночью, — объясняет Дмитрий Морозов. — Я с ребятами, например, играл в сетевую компьютерную игру и общался по теме в ее чате. А когда нужно было рассказать что-то онлайн, устроил прямой эфир во «ВКонтакте», чтобы ничего не зависло.
Блогер Вика и древний мир
Социальные сети, кстати, в деле дистанционного обучения очень помогают. Их активное использование сильно облегчило молодому учителю работу:
— Прошу своих учеников не только присылать мне задания в паблик «ВКонтакте», но и выкладывать их в качестве постов. Это требует творческого подхода, ведь когда ты гламурный бьюти-блогер Vika66 и рассказываешь в основном про косметику, непросто выложить домашку по истории так, чтобы не потерять подписчиков. Так что вполне можно активно общаться с детьми в соцсетях, при этом избегая панибратства и нарушения границ. Единственный минус — ты остаешься учителем практически круглосуточно, преподавательская деятельность растягивается на весь день.
По его словам, дистант выявил ряд острых моментов, с которыми теперь, когда они на виду, можно будет бороться.
— Первое — это уровень цифровых компетенций самих учителей, который во многих случаях надо подтянуть. Некоторым пришлось срочно осваивать Zoom, а многие и на портале «Дневник.ру» до этого работали не очень активно, — замечает он. — Второе — отсутствие единой базы уроков и заданий по всем основным школьным предметам. Те порталы, которые мы используем сейчас, имеют много недостатков и не полностью укомлпектованы. Школьнику приходится помнить, что математика у него на одном сайте, история на другом, немецкий на третьем. Это, конечно, развивает самоорганизованность, но адски выматывает.
Но есть и то, что он перенесет в свою очную практику:
— Это, конечно, способы выдачи заданий и работа с видеоуроками на порталах. Кроме того, я понял, что теперь, даже уезжая в командировки, могу обучать своих ребят на расстоянии, сохраняя дисциплину, и не нагружать этим коллег. И вообще, правильно организованное дистанционное образование — хорошая вещь. Нужно только время подготовиться.
Ученые, художники, чтецы
Сразу несколько ярких побед на всероссийском уровне достались хабаровским школьникам и студентам в мае.
Двенадцатилетняя воспитанница театральной студии «Петрушка» центра «Народные ремесла» Азиза Гайназарова прошла в суперфинал конкурса юных чтецов «Живая классика». В чтении прозы соревновались 254 участника из 82 регионов России, и Азиза попала в пятерку лучших. Она выбрала отрывок из рассказа «Три ветки мимозы» Владимира Железникова. Суперфинал по традиции проходит в Москве.
Двое хабаровских школьников стали призерами Всероссийского конкурса научно-технологических проектов «Большие вызовы». Десятиклассника из школы № 12 Игоря Пилипчука отметили в номинации «Большие данные, искусственный интеллект». Он сконструировал «умный портфель», который помогает собраться на уроки с помощью QR-кодов.
Ученица лицея инновационных технологий Анастасия Бондаренко изучала влияние условий выращивания микрозелени на содержание витамина С и хлорофилла и получила приз в номинации «Агропромышленные и биотехнологии».
Ну а первокурсница ТОГУ, слабовидящая художница Диана Слипецкая победила во всероссийском конкурсе мотивирующих историй «Я могу!». Книга «Вопреки. Непридуманная история» вошла в десятку лучших.
Письма в выпуск «Образование» присылайте по адресу: ул. Ким Ю Чена, 6 или на электронную почту dulanova@mail.ru