Специальные выпуски
Талант на учете
В Хабаровске создадут межотраслевой банк одаренных детей и будут обновлять его каждый год.
В постановлении по итогам очередного заседания коллегии при мэре города муниципальным управлениям образования, культуры и спорта поручено объединить усилия в этом направлении.
Хотя учет и так ведется. В городской базе одаренных школьников отрасли «Образование», например, ни много ни мало 15 тысяч человек — а это, по данным самого ведомства, почти каждый третий. И со всеми нужно работать.
— В муниципальной программе «Обеспечение качественного и доступного образования» предусмотрен специальный раздел, посвященный одаренным детям, — подчеркнула в своем докладе начальник городского управления образования Ольга Лалетина. — Его финансирование составляет 35 млн руб. Работа с талантливыми ребятами ведется на всех уровнях.
Специальные программы реализуются в 18 детских садах, успешный опыт обобщается методическим объединением «Талантливый ребенок». На городской конкурс «Юные интеллектуалы» свои исследования подают около 500 дошколят ежегодно.
Готовим академиков
По словам Ольги Сергеевны, прямой показатель эффективности этой работы на этапе школы — рост числа общеобразовательных организаций повышенного статуса (гимназий и лицеев). Их в городе сегодня 30 процентов, а 10 процентов входят во всероссийские рейтинги, где в числе главных критериев отбора работа с одаренными детьми и конкурентоспособность выпускников.
— Сегодня в краевом центре на базе школ работают 56 научных обществ, в которых занимаются больше трех тысяч ребят, — продолжила она. — В рамках профильного обучения по востребованным специальностям для вовлечения детей в инженерно-техническое творчество и популяризации естественных наук созданы пять инновационных комплексов по принципу «университет — школа». Подписано соглашение с Тихоокеанским государственным университетом.
Очень помогают развитию региональные и федеральные проекты, такие как «Кванториум», «IT-куб», «IT-школа Sumsung» и площадка «Яндекс.Лицей». А еще с нынешнего года два общеобразовательных учреждения — гимназия № 5 и математический лицей — стали опорными школами Российской академии наук. Их выбрали сами эксперты РАН среди учебных заведений, имеющих высокий рейтинг, рядом с которыми есть НИИ или сильный университет.
Теперь здесь будут проводиться профильные учебные курсы и факультативы, консультации ведущих ученых, научно-популярные проекты и сетевые лектории, а педагогам предложат обучающие семинары, мастер-классы и курсы повышения квалификации по новым методам обучения.
Предполагается постепенный переход этих учебных заведений на региональный уровень и создание интернатов для ребят из небольших населенных пунктов.
Проблемы с балансом
Не менее серьезный вклад в развитие детской одаренности, по замыслу специалистов, должна внести новая персонифицированная система дополнительного образования. По словам директора регионального модельного центра дополнительного образования детей Виктории Доровской, ее задачи — обеспечить баланс направлений и сделать кружки и секции более доступными.
— В Хабаровске очень высокий показатель охвата дополнительным образованием: 94,1 процента. Но он выведен с учетом тех ребят, которые посещают несколько объединений одновременно, — объяснила она. — Анализ структуры дополнительного образования показал, что при персонифицированном подходе коэффициент охвата составит всего 1,7, то есть 55 процентов детей.
Государство не дает гарантии бесплатного дополнительного образования, и статистика говорит, что число услуг на платной основе в этой области неумолимо растет. Внедрение сертификатов на получение дополнительного образования и использование дистанционных программ должно исправить эту ситуацию.
Кроме того, исследование спектра образовательных программ показывает, что сегодня такие направления, как искусство, физкультура и социальная сфера, гораздо более популярны, чем все остальные. Тогда как государство сформулировало четкий запрос на развитие естественно-научных и технических дисциплин. Эту диспропорцию тоже предстоит исправлять.
Правильная дистанция
О дистанционных технологиях говорила руководитель регионального центра выявления, развития и поддержки талантов и способностей у детей и молодежи и директор Краевого центра образования Эльвира Шамонова. Новая структура, созданная на базе краевого учебного заведения, позволяет школьникам региона прокачивать свои знания и навыки как на очных площадках, так и онлайн с помощью лекций и вебинаров.
— Работа центра направлена на раннее выявление выдающихся способностей и индивидуальное развитие детей, проявивших себя в трех направлениях: это наука, искусство и спорт, — подчеркнула Эльвира Викторовна. — Создана многоуровневая сеть работы с одаренными детьми, в которую входят региональный центр, муниципальные кластеры, школы-магниты и высококвалифицированные педагоги-тьюторы.
Партнеры проекта — ведущие вузы страны, научно-исследовательские институты, учебные центры при университетах и образовательные фонды из разных регионов. Это, к примеру, Московский физико-технический институт, Новосибирский госуниверситет, школьная лига РОСНАНО, центр «Сириус» и другие.
Все конкурсы, олимпиады, заочные и очные образовательные программы и школы собраны на сайте olymp27.kco27.ru. Участие в них бесплатное.
Родителей за парты
С октября 2019 года кафедра психологии Педагогического института ТОГУ начала новый проект по повышению психологической грамотности мам и пап.
Преподаватели наладили сотрудничество с гимназией № 6 и получили немалый интерес — уже на первую встречу пришли 20 человек. Они обсуждали с заведующей кафедрой психологии ТОГУ Еленой Ткач и заместителем декана факультета Еленой Трусовой рефлексивную культуру родителя. Это готовность действовать в неопределенных ситуациях и переосмысливать стереотипы, гибкость в принятии решений, постоянный поиск новых, нестандартных путей и вариантов.
— Участники активно задавали вопросы и размышляли на эту тему, — рассказала Елена Трусова. — Затем мы определили круг вопросов, которые родители хотели бы обсудить в дальнейшем. Среди них: «Как научить ребенка брать на себя ответственность?», «Как подготовить подростка к взрослой жизни?», «Как уменьшить внимание ребенка к компьютеру?», «Как реагировать на обман?» и многие другие.
Участники решили сосредоточиться на разборе практических ситуаций. Предварительный график встреч — каждую неделю.
Отметки для воспитателей
Оценить работу детских садов приглашают хабаровских родителей.
Министерство образования и науки края совместно с Хабаровским краевым институтом развития образования запустили мониторинг удовлетворенности потребителей на рынке услуг дошкольного образования в регионе.
Мнение мам и пап узнают через опросы в сети Интернет. До 15 ноября всем желающим нужно заполнить анкету, размещенную на сайте ippk.ru (ссылка есть на главной странице) — необходимый список вопросов следует выбрать из перечня ссылок в зависимости от района проживания и принадлежности детского сада (муниципальный или частный).
В анкете 17 пунктов. Организаторов исследования интересует, нравится ли ребенку посещать ДОУ, получает ли он необходимую подготовку к школе, воспитываются ли в нем нужные качества характера, насколько часто сами родители посещают мероприятия учреждения и родительские собрания. Есть также вопросы о питании, состоянии дворовой территории, медицинском обслуживании и вежливости педагогов.
Напиши от души
Подведены итоги регионального этапа Всероссийского конкурса сочинений — 2019.
Трое из пяти победителей живут и учатся в Хабаровске. Это пятиклассница Ксения Котлова из гимназии № 7, ученица 9-го класса краевого центра образования Камилла Ваганова и студент Хабаровского колледжа отраслевых технологий и сферы обслуживания Никита Домарев.
Теперь им предстоит федеральный тур. У конкурса 2019 года десять тематических направлений: можно было написать о театре, химии, писателях-юбилярах, языках коренных народов или коррупции. В жанровом плане участникам тоже предоставили большую свободу: сказка, эссе, письмо, очерк, дневник и даже заочная экскурсия — всего 11 вариантов.
Сейчас тексты уже загружены в конкурсную базу, и 15 октября жюри приступило к работе. 24 октября на сайте ВКС разместят список из 100 победителей — тогда мы и узнаем, улыбнулась ли хабаровчанам удача.
Торжественное награждение пройдет 1 ноября в Москве.
Слэм, джем, своп!
Совместить научно-социальный стендап и вечеринку по обмену одеждой (так называемый своп) решили организаторы открытого школьного лектория Jam!Speech.
Теперь команда проекта во главе с учителем истории школы № 38 Дмитрием Морозовым предлагает взять с собой на очередное мероприятие не только задор и хорошее настроение, но и платье с прошлого выпускного, свитер, который подарила бабуля, или старенький, но бодренький пиджак.
Чистые вещи в хорошем состоянии предлагают снабдить биркой с теплыми пожеланиями новому владельцу. Весело и приятно. Секрет своей новой идеи джемеры радостно раскрывают: просто один из героев на этот раз будет говорить про осознанное отношение к вещам.
Все, что останется никому не нужным, обещают передать благотворительной организации. А всех желающих вместе со свитерами и пиджаками ждут 27 октября в 15 часов на третьем этаже ЦУМа в пространстве «Лаборатория».