Специальные выпуски
Горячая еда в школьной столовой с нового учебного года доступна всем младшеклассникам. Сейчас к этой теме особенно много внимания.
В первую очередь, некоторые родители ставят под сомнение саму необходимость централизованных приемов пищи в школе.
Этикет и культура питания
— Старший ребенок учится в первом классе, — говорит хабаровчанка Мария Амирова. — Мы достаточно благополучная семья, чтобы кормить его дома и давать с собой какой-то перекус вроде йогурта или фруктов. К тому же сейчас я в декрете с младшим, и у меня есть время готовить. Почему у нас нет права выбора и сын должен есть в столовой? Помню, в нашем детстве питались в школе в основном те, для кого это была единственная возможность покушать более-менее прилично. Остальные или ждали домашнего обеда, или ели то, что соберут родители.
Но со времен детства в девяностых и нулевых изменилось многое. Сейчас централизованное питание в столовой — немного больше, чем просто накормить. Главное — это гарантия безопасности питания. В школах нет возможности хранить контейнеры с домашней едой правильно, а за один-два урока их содержимое может испортиться. Еще это и инструмент уравнивания детей из разных социальных слоев (а значит, снижение вероятности буллинга*), и упрощение адаптации к школе (воссоздание знакомого с детского сада режима дня), и научение детей основам этикета и культуры питания, привитие здоровых пищевых привычек. Да и сама школьная еда существенно изменилась. К слову, ее качество и вкус — второй момент, который волнует родителей. Ведь каждой маме школьника известны эти цифры: завтрак — 62 рубля, обед — 120. Казалось бы, чем можно накормить на эти деньги?
Вкусы разные у всех
В школе № 3 на этот вопрос ответили дегустацией. Пригласили членов родительских комитетов своей и близлежащих школ попробовать, что дают детям. Причем поваров о приходе особой инспекции никто не предупреждал, на стол поставили самый обычный обед: морковный салат, рассольник, рыбу под маринадом, картофельное пюре и чай.
— На мой вкус чуть не хватает соли, но это даже хорошо, это у взрослых уже вкусовые рецепторы испорчены, а детям такой рассольник в самый раз, — высказала мнение Марина Борисова, мама первоклассницы. — Порции для ребенка 7—10 лет вполне достаточные. Дочь ест обед в школе с удовольствием, иногда может отказаться от завтрака, но тут не в школьной каше проблема, я уверена.
— Да, дело не в еде, а во вкусовых предпочтениях детей, — соглашается ее соседка по столу. — Моя дочка, например, не ест рыбу, но она и дома отказывается от нее, не толкать ведь насильно. Не поест рыбу — возьмет суп, не хочет кашу — перекусит отварным яйцом и чаем с хлебом, голодной точно не останется. А вообще, всем не угодишь, есть надо, что дают.
Распробуют и оценят
Большинство присутствовавших мам сошлись во мнении, что школьная еда и полезная, и вкусная.
— Многие не учитывают, что 62 рубля за завтрак — это сумма на одного ребенка, — объясняет сомнения родителей Наталья Вербенко, ответственная по питанию СШ № 3. — Попробуйте посчитать стоимость домашнего завтрака из молочной каши с маслом и чая или творожной запеканки и какао на одного члена семьи, получится примерно та же сумма. Отходов у нас почти нет. Бывают в те дни, когда в меню блюда, незнакомые детям: ведь не во всех семьях принято готовить сырники или омлет в духовке. Но позже, когда ребята распробуют и поймут, что это тоже вкусно, выкидывать будет нечего, такая история каждый год. Правда, лучше кушают те детки, которые ходили в детский сад, ведь меню схожее. Таких, кто до школы не посещал садик, не очень много, и мы приучаем их есть диетическую здоровую еду.
Гастрономическая околодемократия
Но пищевым насилием, по ее словам, ни учителя, ни работники столовой не занимаются: не заставляют детей съедать все и сразу. Если ребенок отказывается, ему предлагают попробовать только одну ложку, чтобы понять, действительно ли блюдо ему не нравится. Через пару недель он сможет съесть уже половину порции, а через месяц будет оставлять тарелку пустой.
— Многих смущает еще и отсутствие выбора, — продолжает Наталья Вербенко. — Но это издержки. На такое количество детей мы не можем готовить даже два варианта меню, но зато в буфете выбор предостаточный: и пирожные на десерт, и пицца, и сосиски в тесте. Все печеное, жареное запрещено. Основная задача — научить детей правильно питаться, показать им образец разнообразной еды, где есть все микроэлементы и витамины, возможно, предложить им то, чего не готовят дома.
Нельзя возлагать на ребенка возраста начальной школы ответственность за пищевое поведение, это задача окружающих его взрослых. Выбор без выбора, а не полная демократия.
*Буллинг — травля, агрессивное преследование одного из членов коллектива со стороны другого или других.
Каждому по возможностям
Одна из претензий, предъявляемых к системе образования, — тотальное уравнивание детей.
За образец уважения к индивидуальности ребенка берут Финляндию, где для каждого маленького гражданина разработан свой план обучения с пяти лет и до выпуска из школы. У нас уникальность детской личности тоже в почете. Дошкольное образование построено на принципах индивидуальных образовательных стратегий.
Рыбу летать не заставишь
— В первую очередь это означает учет особенностей и склонностей ребенка к той или иной деятельности, — говорит заведующая муниципальным детским садом № 83 Надежда Щеголева. — Каждый год малыши проходят тестирование.
В яслях и младшей группе педагоги-психологи определяют общий уровень развития каждого конкретного ребенка, задатки интеллектуальных возможностей и талантов, беседуют с воспитателями о привычках, характере, уровне овладения бытовыми навыками малыша, учителя физкультуры и спортинструкторы оценивают его физическое развитие. Все это нужно как раз для того, чтобы занятия в саду были максимально эффективны для каждого конкретного мальчика или девочки.
— После диагностики для воспитателя и учителей психологами и методистами составляются рекомендации: где ребенок успешен, и ему нужно только задать направление, а где стоит, что называется, поднажать; предлагаем на протяжении всех 4—5 лет в саду детям и занятия музыкой, и спортом, — продолжает Надежда Назаровна. — Мы ведь все понимаем, что у каждого свои таланты: кто-то прекрасно читает стихи, тогда рекомендуем родителям рассмотреть вариант театрального кружка; кто-то отлично ладит с собственным телом, и тогда предлагаем занятия ритмикой, танцами или гимнастикой. Если видим, что родители настаивают на спорте, а ребенок исключительно созерцательный и чувствительный, просим прислушаться к нему и отдать, например, на музыку или рисование. Как говорят, рыбу летать не заставишь.
База для всех одна
Но в школе, куда дети попадают сразу после детского сада ко всем предъявляются единые требования: как минимум умение сосредоточиться на словах учителя и способность провести 40 минут за партой.
— Помимо индивидуальности существуют еще и нормы нейропсихического, психоэмоционального, поведенческого, интеллектуального и физиологического развития, — объясняет заведующая дошкольным учреждением. — Понятно, что они условны, — двух одинаковых детей нет — но и допустить ситуацию, когда ребенок без неврологических диагнозов в пять лет не пытается поймать мяч и не владеет родной речью, мы не можем.
Педагог говорит, что индивидуальные стратегии нужны как раз для того, чтобы к первому классу у всех детей был набор базовых знаний и навыков. Программа у дошколят в каждом детском саду своя, но обязательно соответствующая федеральным стандартам. Она содержит необходимый минимум по развитию: речи ребенка, его математических и естественно-научных представлений о мире, физической формы дошкольника и его эстетических взглядов. Но вот путь, которым пойдет ребенок к обладанию элементарными знаниями и навыками, для каждого индивидуален.
— Очевидно, что дети разные по темпераменту, — рассказывает Надежда Назаровна. — Одному достаточно намекнуть, другому нужно объяснить один раз, третьему — несколько. Кроме того, основой интеллектуального развития является речь ребенка. Поэтому дети условно поделены на три подгруппы в первые годы посещения сада: хорошо говорящие, плохо говорящие и неговорящие. Чтобы каждый получил максимум от воспитателя или учителя, одновременно педагог занимается только с одной подгруппой, а остальные играют со вторым воспитателем или няней.
Так к подготовительной группе будущие первоклассники выравниваются, мягко и ненасильственно научаются самому необходимому к школе.
Как сделать хобби доходом
Первые уроки по программе «Основы самозанятости и предпринимательства» проходят в краевом центре.
Преподают курс педагоги, прошедшие обучение по программе Дальневосточного научного центра местного самоуправления, сейчас таких специалистов двадцать. Основная задача уроков — показать детям, что их таланты и способности при должном уровне развития могут быть не только увлечением, но и заработком.
Полный курс составляет от 10 до 16 академических часов. Подросткам рассказывают о статусе самозанятого гражданина, о том, как выбрать идею бизнеса, с чего начать и как разобраться с финансовой частью.
Научные изыскания
Молодых ученых краевого центра приглашают принять участие в конкурсе краевого министерства образования и науки.
Четверо победителей получат премии по 150 тысяч рублей. Их вручат на торжественном приеме по случаю Дня науки.
Для участия нужно представить комиссии портфолио с научными, конструкторскими или проектными работами за последние пять лет. В заявке необходимо указать, где и когда публиковались данные труды, количество соавторов, а также приложить скриншоты основных работ, подтверждающие достижения.
Документы и материалы принимаются до 1 ноября в министерстве образования и науки края. Данные необходимо предоставить в двух экземплярах: на бумажном носителе, а также в электронной версии. Уточнить информацию можно по тел.: 46-41-80, 46-41-66.