Образование
logo

Специальные выпуски

Образование

Когда наставника не остановить

Селезнев.jpg

Михаил Селезнев ― единственный среди хабаровчан руководитель частного детского центра, ставший лауреатом Всероссийского конкурса «Сердце отдаю детям».

Заключительный этап профессиональных соревнований среди педагогов дополнительного образования проходил в ноябре в Санкт-Петербурге. Туда съехались 90 лучших конкурсантов со всей страны. Четыре дня напряженной работы ― и хабаровчанин повез домой диплом третьей степени в номинации «Наставничество в дополнительном образовании».

При этом в поздравительных сообщениях указывали, что вообще-то по образованию он промышленный инженер-программист. Это так, но лишь отчасти.

― По первому образованию я действительно не педагог, ― рассказывает Михаил. ― И в проект «Роботрек» изначально пришел именно как инженер. Это не коммерческая франшиза, а сообщество, которое занимается разработками в области IT-образования. Все началось с того, что иностранные конструкторы, которые использовались для обучения робототехнике, попали под санкции. Тогда появился российский модуль «Роботрек» с нашим микроконтроллером, который начали испытывать и внедрять в разных регионах. Теперь у нас в сети множество других разработок: нейросети и нейрозрение, варианты для ребят с ОВЗ и так далее.

Так что первое время директор хабаровского IT-клуба «Роботрек» занимался этим направлением. Но подумал и выучился на учителя информатики.

Ждем инвестора хоть завтра

― Хотелось быть в динамике и видеть весь потенциал роста IT-сферы. Согласитесь, она развивается гораздо быстрее инженерии. Там что-то может внедряться годами, а тут рядом с тобой юные кипящие умы, у которых нет ограничений типа «Это же невозможно», зато всегда есть вопрос: «А что будет, если попробовать?». Оказалось интересно и захватывающе. Денег, правда, много не получишь: расходы тут колоссальные, а родители не всегда могут позволить себе дорогие занятия. Зато чувствуешь пользу и нужность своих дел. Так что сейчас я сосредоточился исключительно на работе с детьми.

При этом Михаил Селезнев настаивает, что он именно наставник. Для него это слово означает более комплексный подход, чем просто преподавание каких-либо дисциплин:

― У нас на занятиях есть и элемент профориентации, и менеджмент, и управление временем. Кроме того, надо понимать, что мы доводим любой детский проект как минимум до работающего прототипа. Понятно, что до запуска в промышленность еще далеко, но если это робот по обнаружению пожаров, то он находит их и шлет СМС, а если сортировщик мусора, то он действительно отличает пластик от бумаги.

Вопросы монетизации всех этих задумок тоже обсуждаются. Юные робототехники выясняют, кто потребители их разработок, у каких поставщиков можно взять провода или датчики и сколько они стоят в реальной жизни.

― В общем, если завтра к нам придет инвестор, мои ребята точно к этому готовы, ― уверенно замечает директор хабаровского «Роботрека».

Достойный уровень его воспитанников подтверждают и многочисленные победы на конкурсах различного масштаба, от муниципальных до международных. В прошлом году хабаровчане с триумфом вернулись из Южной Кореи, где взяли золото и бронзу в соревнованиях, объединивших более двух тысяч участников из 21 страны мира. В 2020-м границы закрыты, но ребята активно участвуют в онлайн-состязаниях и несколько раз представляли наш регион на уровне страны.

Космические педагогические

У самого Михаила, кстати, есть статус международного эксперта соревнований по робототехнике, но он все равно решил отдать силы и время педагогическому конкурсу.

― Для меня это относительно новое направление, ― объясняет наставник. ― Захотелось понять: а в качестве педагога я состоялся? Могу ли тут работать на высоком уровне? А «Сердце отдаю детям» помог мне ускоренно вникнуть во многие нюансы профессии. За полгода я изучил то, на что при обычном графике ушло бы три—пять лет.

В итоге оказалось, что состязания преподавательского профмастерства могут сильно удивить.

― Меня поразило то, каких участников я там увидел, ― признается Михаил. ― Ожидал встретить среднестатистических педагогов, а это космонавты! Супермотивированные, энергетически заряженные, предельно четко понимающие, чего хотят и зачем работают с детьми. Они не думают ни о нагрузках, ни о деньгах ― только о том, как вывести своих ребят на заоблачный уровень. Конечно, было психологически тяжело. Думал: как буду выступать среди таких мастодонтов, горящих своим делом? Но я ведь тоже горю! И потом, если педагог начинает вести любимый урок, его уже не остановить.

Теперь он может с полным правом ставить себя в один ряд с такими профессионалами. А диплом конкурса «Сердце отдаю детям» пополнил копилку отличных результатов хабаровского «Роботрека». Которых и так, к слову, было немало.

― Мы стали лучшей компанией Хабаровского края в сфере образования, открыли новый филиал в Южном микрорайоне, вошли в систему персонифицированного финансирования допобразования, одобрили новые дошкольные методики, провели городской конкурс по программированию, ― перечисляет руководитель клуба. ― В общем, не останавливались, несмотря на пандемию.

Кстати

«Роботрек» является одной из базовых площадок муниципального этапа соревнований JuniorSkills, которые проводятся при поддержке администрации Хабаровска.

Отрываем от монитора

робот.jpg

Информационные технологии глубоко проникли и в нашу повседневную жизнь, и в образовательный процесс. Но что делать, если ваш ребенок буквально живет за компьютером и отказывается из-за него вылезать? Проще говоря ― если становится зависим?

― Сразу могу сказать, чего делать точно не нужно, ― начинает с главного социальный педагог службы подбора, подготовки и сопровождения замещающих семей детского дома № 1 Лилия Лабзина. ― Паниковать и давить на ребенка в попытке отвадить его от компьютера. Не кричите, не угрожайте, что разобьете монитор, выбросите в окно, выдернете шнур и прочее. На это ребенок ответит истерикой и обидой, еще больше замкнется в себе и отдалится. Такой подход в корне неверен не только в данной, но и в любой ситуации.

Вместо этого она предлагает успокоиться и принять тот факт, что борьба с детской компьютерной зависимостью потребует от вас эмоциональной выдержки, терпения и, конечно, времени. Итак, как помочь своему ребенку?

― Наверное, вы будете немного в шоке от такого совета, но постарайтесь поиграть вместе с ним, ― говорит Лилия Игоревна. ― Разузнайте, что предпочитает ваше чадо, расположите его к себе. Во время игры общайтесь, разговаривайте — так вы завоюете утраченную коммуникацию. Ведь именно это привело к сближению с компьютером — чувство одиночества, желание уединиться. Такими методами вы потихоньку разобьете одиночество и восстановите общение.

Очень эффективной специалист называет тактику замещения компьютера более полезными и интересными делами. Физическая активность, совместное создание поделок, спортзал, бассейн, танцы, хор, совместные прогулки в парке ― главное, чтобы было интересно.

― Но не настаивайте на своем выборе, — подчеркивает педагог. ― Дайте ребенку самому понять, что ему нравится. Прививайте ему хобби, чтобы появились интересы в реальном мире. Расскажите, что есть масса отличных занятий.

При этом крайне важно найти первопричину зависимости.

― Может быть, уход в компьютер ― это уход от реальных проблем со сверстниками, неудачной первой любви или чего-то еще, ― объясняет Лилия Лабзина. ― Постарайтесь выявить, что не так. И помогите ребенку как минимум разговором, сочувствием и вашим опытом в той трудной ситуации, с которой он столкнулся.

И еще одна составляющая, без которой ничего не получится, ― интерес к жизни своего отпрыска.

― Проявляйте его как можно чаще, дайте понять, что вы любите и заботитесь, ― рекомендует педагог. ― Покажите, что настоящее общение, забота и любовь здесь, а не в вымышленном мире. И начните с устранения тех трудностей, которые наиболее значимы для самого ребенка. Так вы скорее встретите ответное понимание, и постепенно сын или дочка заменит виртуальное общение на реальное.

А напоследок Лилия Игоревна еще раз делает акцент на том, что давить не надо. Это почти всегда приносит негативный, а не позитивный результат.

Кстати

Психологи детского дома № 1 напоминают, что система воспитания детей у всех семей общая и не зависит от того, кровные они или приемные. Поэтому вы тоже можете задать им вопрос через редакцию «Хабаровских вестей», а они с удовольствием ответят на страницах газеты.

Мамы-дегустаторы

129700407_238986534227983_2114288632525369774_n.jpg

Вопрос организации горячего питания в школах краевого центра по-прежнему в фокусе внимания как специалистов, так и родителей.

Недавно в официальных соцсетях городского управления образования появились итоги проверок сразу шести общеобразовательных учреждений: школ № 80, 10, 77, 47, 87 и математического лицея.

«Питание соответствует установленным требованиям и рекомендациям, ― говорится в сообщении. ― Соблюдается температурный режим блюд, ведутся бракеражные журналы, прием пищи проходит по графику отдельно для разных параллелей классов с сохранением безопасной дистанции».

Специалисты регулярно призывают мам и пап подключаться к этой работе. Но прежде минобрнауки края предлагает познакомиться с опытом гимназии № 7 ― там родители контролируют школьное питание своих детей уже 11 лет.

― Мы посещаем пищеблок каждые три месяца, ― рассказывает председатель родительского комитета гимназии Кристина Абузова. ― Естественно, у нас есть регламент и положение о комиссии, состав которой обновляется и утверждается родительским комитетом. А итоги распространяем в том числе в родительских чатах.

По ее словам, они даже приветствуют родителей, изначально настроенных критически:

― У них есть возможность самим познакомиться с продукцией, снять пробу и увидеть, что их критика была беспочвенной. Так позитивная информация распространяется быстрее. Ну а сотрудники пищеблока всегда в тонусе: они уже знают, что иногда родительская проверка бывает хуже пожарной.

У «питательной» комиссии есть специальный оценочный лист, включающий 11 пунктов, начиная от вкуса блюд и заканчивая тем, можно ли прочитать меню на школьном стенде. По каждому из них выставляется оценка от 1 до 5 баллов. Результаты получают не только другие мамы и папы, но и администрация гимназии.

― Мы знаем, что у нас есть меню для двух возрастов (7―10 и 11―18 лет), они составляются на цикл длиной в 14 дней, а еще можем провести органолептическую оценку продуктов не хуже профессиональных дегустаторов, ― улыбается Кристина Рафиковна. ― И процент охвата горячим питанием у нас растет: в прошлом году был 89, в этом ― уже 93. Радует, что это происходит за счет среднего и старшего звена.

 


Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)