Специальные выпуски
Не только инклюзия
Недавно в редакцию «Хабаровских вестей» пришло печальное обращение читательницы.
«Почему у нас так плохо организовано инклюзивное образование? ― спрашивает Наталья Л. ― Такое чувство, что видимость создали, и все. По сути все сводится к тому, что детей с особенностями развития садят в общий класс и занимается ими обыкновенный учитель, даже не имеющий специального образования. В школах нет ни условий, ни ресурсов, ни дополнительных специалистов: тьюторов, дефектологов, логопедов, которые должны помогать детям встраиваться в коллектив и усваивать программу. А на обычного учителя навесили кучу дополнительных обязанностей, которые он физически не может осуществить. В результате дети в лучшем случае просиживают штаны в школе, получают кучу ярлыков и нарисованные тройки. В худшем ― мешают получать образование другим детям и сами становятся изгоями»…
Мы познакомили с этим письмом начальника городского управления образования Татьяну Матвеенкову и задали ей тот же самый вопрос.
Помощь с пеленок
― Конечно, я бы не была так категорична, но принимаю эти претензии, ― ответила Татьяна Борисовна. ― Дело в том, что люди обычно описывают работу с особенными детьми, употребляя слово «инклюзия». Но это далеко не только инклюзивное образование, и сегодня такая работа должна начинаться с пеленок. Ранняя диагностика и ранняя помощь ― залог дальнейшего успеха.
Учреждения образования Хабаровска посещают более пяти тысяч детей с ОВЗ.
И для этого успеха городские власти прежде всего должны просто-напросто быть в курсе, что такой ребенок есть.
― Когда на самых первых порах у малыша обнаруживаются какие-то проблемы, не надо бояться, надо сразу идти к людям, которые помогут, ― объясняет она. ― Это медики, педагоги, психологи, узкие специалисты. Сегодня службы ранней помощи работают при краевых школах-интернатах, потому что у них есть штат соответствующих специалистов. Я уже поручила сотрудникам управления собрать сведения обо всех малышах до двух лет, которые пользуются услугами ранней помощи. Зачем? Чтобы мы их знали, были готовы встречаться с родителями и понимали, куда идти. Будет ли ребенок вообще посещать детский сад? Если да, то какой? Это будет коррекционная группа или массовая, но с адаптированной программой? Ведь все дети разные.
И это только первый этап, дальше пойдет школа.
Школу надо готовить
― Нам нужен проводник от рождения до первого класса, чтобы мы смогли обеспечить условия, ― продолжает Татьяна Матвеенкова. ― Например, мы знаем, что в этом районе ребенок-колясочник, который может и готов идти в школу. А значит, в каком-то базовом учреждении, хотя бы одном, будет создана архитектурная доступность, чтобы перемещаться коляске. Как в лицее «Звездном» ― у нас там учится такой мальчик. Сегодня в городе 27 учеников-колясочников, но занимаются они в основном на дому. Не только потому что школа оказалась не готова, многие родители принимают такие решения самостоятельно.
По ее словам, в Хабаровске уже сложилась система поддержки слабослышащих ребят, в том числе за счет детского сада «Верботон» и школы № 68. С детьми с тяжелыми множественными нарушениями речи и расстройствами аутистического спектра ситуация сложнее.
― С ними тоже нужно работать заранее, ― отмечает Татьяна Борисовна. ― Тогда мы будем знать: сейчас ребенок, например, пользуется услугами детского сада № 77, а завтра попробует пойти в школу в обычном режиме. Только это будет не массовый класс, когда ребенок сидит вместе со всеми и не может усвоить программу. И начинается. Родители одноклассников говорят: «Он нам мешает», а мама и папа ребенка жалуются, что мы не организовали учебный процесс как следует. Поэтому здесь должна быть вариативность.
Ресурсы и люди
В школах города работает 84 класса, где реализуются адаптированные программы, а инклюзивное образование организовано для 957 человек. Но этого не хватает.
― Безусловно, необходимы и коррекционные классы по направлениям, их нужно не только сохранять, но и развивать, подчеркивает начальник управления образования. ― В этом году мы запланировали открытие не менее четырех таких классов. Кроме того, должны быть ресурсные классы для учеников с интеллектуальными особенностями. Что это? Небольшое помещение, которое оснащено столами, мягкими модулями, сенсорными игрушками для нескольких ребят. И там особенные дети постигают то, что не получается в обычном школьном кабинете. Но при этом они зачисляются в массовый класс. Один малыш может вместе с тьютором пойти на изо, но на русском будет в ресурсном классе со своим дефектологом. Кого-то можно взять на урок физкультуры, кого-то на технологию. У меня в планах изучить опыт и открыть хотя бы один такой класс 1 сентября.
К слову, вопрос здесь не только в оборудовании. Нужны профессионалы, которые смогут претворить новшества в жизнь. И об этой проблеме Татьяна Борисовна говорила еще на августовском педагогическом форуме:
― Региональным проектом «Современная школа» определена задача поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья. Для них жизненно необходимо развитие системы сопровождения: тьюторов, наставников, менторов. При этом сегодня не разработан порядок введения ставок для таких специалистов в штатное расписание образовательных учреждений.
Ситуацию обещают не пускать на самотек, работа с профильным министерством в этом направлении продолжается.
В городе действует 71 логопедический пункт, их услугами пользуются около двух тысяч ребят.
В 2021 году сдавать ЕГЭ будут более трех тысяч одиннадцатиклассников.
С предметами они определились к 1 февраля, и специалисты уже успели составить список самых популярных дисциплин. Он почти не отличается от прошлогоднего, но изменения все-таки есть.
Русский язык в основной период собираются написать 3 078 человек (в 2020-м их было 2 777).
― Самым популярным предметом по выбору по-прежнему остается обществознание: его предпочли 1 898 учеников, или 61,7%, ― сообщила главный специалист городского управления образования Ирина Хабарова. ― Профильную математику, которая в 2021 году тоже перешла в эту категорию, планирует сдать 1 781 человек (57,9%).
Оба этих показателя по сравнению с 2020-м выросли: по обществознанию ― на 0,5%, а вот по профильной математике ― на целых 5,9%.
Далее в списке физика (697 человек), история (646), биология (617), информатика (554) и английский язык (540). Прошлогодний рейтинг выглядел по-другому: история, физика, английский язык и биология.
― Нынешним летом ЕГЭ по информатике впервые будет проходить за компьютером, ― отметила Ирина Васильевна. ― И, как мы видим, она достаточно популярна.
Восемь человек, как и в прошлом году, намерены сдавать китайский, по два ― немецкий и французский. Также в регионе появился первый выпускник, который указал в заявлении испанский.
Тех же, кто решил воспользоваться правом вообще не сдавать ЕГЭ, поскольку не поступает в вуз, совсем не много.
― Среди выпускников этого года их 77, ― уточнила Ирина Хабарова. ― Они будут сдавать государственные выпускные экзамены (ГВЭ) по русскому и математике.
Эти испытания пройдут 25 и 28 мая (резервные дни 8 и 10 июня). Основной период ЕГЭ стартует чуть позже, 31 мая, и закончится 2 июля.
― Пунктов проведения экзаменов у нас, как и раньше, будет 21, плюс вечерняя школа, где ЕГЭ сдают выпускники, отбывающие наказание, ― отметила специалистка. ― Заявлений на сдачу ЕГЭ дома или в больнице к нам не поступало.
Строгие противоэпидемические меры сохранятся. Аудитории будут дополнительно дезинфицироваться, выпускникам на входе проведут термометрию и будут предлагать антисептик. Также в силе минимальная заполняемость кабинетов (6―8 человек), зигзагообразная рассадка, масочный режим и социальная дистанция не менее полутора метров.
Правила проведения тоже не изменились, за их нарушение выпускникам по-прежнему грозит удаление без права пересдачи экзамена в нынешнем году.
Хабаровская старшеклассница Валентина Удалова приняла участие во Всероссийском открытом уроке «Наука и ты!».
Такие акции проводит Минпросвещения РФ совместно с Институтом воспитания РАО в рамках нацпроекта «Образование». Ученица школы № 12 рассказала о своих изобретениях из образовательного центра «Сириус» ― ее пригласили на смену «Большие вызовы».
Валя, не побоимся этого слова, прославилась, когда изобрела жидкую ткань, аналогов которой, по словам ее научного руководителя Ивана Астапова, нет нигде в мире.
― Ее можно распылять из баллончика прямо на тело, и получается готовая одежда, которую можно носить, ― объяснила она, показывая опытный образец, очень похожий на обычную джинсу. ― Таким же образом мы можем получить гипс, который можно наносить прямо из баллончика.
Однако в «Сириусе» Валя занята другим проектом: в составе команды из пяти сверстников под руководством взрослого ученого они разрабатывают имплантат для человеческих костей.
― Значение этого проекта велико, поскольку медицина развивается очень быстро, а люди, к сожалению, болеют всегда, и им нужно помогать, ― рассказала старшеклассница.
Также школьница отметила, что с нетерпением ждет, когда новейшие материалы смогут превращать человека в «суперчеловека». Запись открытого урока можно найти в соцсетях Минпросвещения РФ и минобрнауки Хабаровского края.
Два лучше одного
Дипломы двух государств будут получать студенты Дальневосточного госуниверситета путей сообщения.
После окончания обучения им выдадут российский и китайский документы. Соглашение с Даляньским институтом было подписано еще в 2019 году, но первая группа с российской стороны будет набрана только этим летом.
Подготовка ведется по трем направлениям: «Машиностроение», «Строительство» и «Наземные транспортно-технологические комплексы». У студентов есть три варианта: учиться в Хабаровске все четыре года и защитить диплом в Даляне, провести по два года в двух государствах либо вообще менять страну каждый семестр.