Специальные выпуски
Что начинается с кофе?
В феврале девятиклассница из гимназии № 4 Настя Шныра привезла домой четвертое место с Всероссийского конкурса научных работ школьников «Юниор», обойдя даже ребят, которые занимаются при МГУ.
Проводит его, кстати, не кто-нибудь, а Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ». Мы расспросили девушку о том, где она берет идеи для своих исследований, зачем ей в доме авокадо, при чем тут сельское хозяйство и почему в ее соцсетях так много модных съемок.
— Я была очень удивлена и рада: заявок так много, а выбрали именно мою, — говорит Настя. — К тому же первые три места заняли ребята, которые синтезировали витамин группы В, исследовали лекарства… А следующая я со своим растворимым кофе.
А, Н, Ж проверены уже
Проект старшеклассницы, который так высоко оценили, как раз посвящен проверке качества этого массового напитка. Идея пришла к ней сама собой прямо из жизни: Настя регулярно для бодрости заваривает себе одну из популярных в России марок, назовем ее Н. Для сравнения она взяла такие же популярные марки (они пусть называются А и Ж). И стала пропадать в школьной лаборатории.
— А тебе не говорили, что тема слишком несерьезная?
— Нет, наша учительница химии Лидия Яновна Сидоренко, наоборот, только поддержала, — улыбается девушка. — И мы начали исследовать образцы на соответствие ГОСТу: проверяли уровень рН, влажность, а также наличие свинца и сульфидов.
Если перевести это в действие, то в кофе макали индикаторную бумагу, капали химические вещества, уваривали его до осадка и озоляли в муфельной печи.
Результаты получились любопытные. Кислотно-щелочной баланс у всех трех «испытуемых» оказался нормальным, свинца тоже нигде не нашлось, а вот сульфидный осадок выпал во всех трех образцах.
— В ГОСТе, кстати, про него ничего не сказано, но мы же понимаем, что тяжелые металлы в напитке — это не очень хорошо, — уточняет Настя. — Самый большой, кстати, оказался у кофе Ж.
Также образец марки Ж показал повышенную влажность. А вот Н, который любит сама Настя, прошел испытания лучше всех и полностью соответствует требованиям. Хотя она признается, что ее дедушка пьет только молотый, а мама предпочитает японский.
— А ты сама почему не пьешь японский?
— Потому что мама унесла его на работу, — смеется школьница.
На подиум, как на урок
Превращать повседневность в науку ей не впервой. До этого, например, были исследования водопроводной воды на железо («У меня стала чесаться кожа, я решила узнать, почему») и оценка нагрузки, которую дают ногам каблуки, с точки зрения физики. Как вы понимаете, тоже жизненная необходимость.
— Уже два года занимаюсь в модельном агентстве, — объясняет Настя. — Очень нравится.
Вот уж чего не ожидаешь услышать от миниатюрной девушки в строгих брюках. А между тем в ее архиве полно красивых фотографий в шелковых платьях и вуалях, а в памяти немало смешных историй про то, как она пыталась удержать слетающий топ или прямо перед дефиле залила рубашку кофе (ну а чем же еще?).
— Просто когда мне было 14, мама увидела объявление о наборе и спросила, не хочу ли я попробовать, — объясняет девятиклассница. — Я хотела. Это манеры, осанка, умение позировать, держать себя на публике — важные вещи.
Ну и на высоких каблуках она, конечно, вышагивает профессионально. Но максимум дважды в неделю и не весь день: помнит, что узнала про давление на стопу благодаря собственным исследованиям. Теперь бережет свои ноги, да и за подружками присматривает.
Помидороперцы и коллайдер
Это, конечно, не весь список ее увлечений. Она с азартом участвует в олимпиадах (химия, биология, китайский язык, литература, философия и медицина — и это только нынешний учебный год), обожает стряпать торты и капкейки, а еще… что-нибудь выращивать:
— Сейчас например, ухаживаю за авокадо — подруга отдала росток. Еще планирую скрестить помидоры и перцы, чтобы получить более вкусные и сочные плоды. Ну и вообще люблю растения, поэтому следующую работу решила писать про пестициды в почве.
Как она все успевает? Иногда с трудом, и за уроками просиживает до ночи. Но бросать ничего не хочет, даже подиум и фотосъемки. Но мечтает эта умница и (конечно) отличница не о модельной карьере:
— Очень хочу стать химиком-атомщиком: либо изобретать что-то новое в области ядерной медицины, либо проектировать оборудование и работать с ядерным реактором.
— А ты вообще можешь объяснить людям, зачем нам всем ядерные реакторы?
— Конечно. Это же энергия! Какое без нее будущее?
Что такое ранняя помощь? Кому она нужна? Как понять, что она необходима именно вашему малышу и пора обратиться к специалисту, который поможет ребенку с развитием, речью и адаптацией к разным жизненным ситуациям? Разбираемся с профессионалом.
Ранней помощью называют целый комплекс услуг по медико-психолого-педагогическому сопровождению семей с детьми до трех лет, у которых возникают нарушения жизнедеятельности или риск их приобрести.
Сигналы тревоги
Психолог, логопед и дефектолог консультируют родителей по вопросам развития, воспитания и адаптации ребенка, проводят диагностику и выявляют особенности развития, составляют индивидуальные программы, если они необходимы, и проводят занятия для детей, их мам и пап. Специалисты обучают взрослых, как организовать развивающую домашнюю обстановку и правильно вести себя в зависимости от особенностей их сына или дочки.
Сейчас самому маленькому клиенту центра «Псилогия», который координирует раннюю помощь в Хабаровском крае, чуть больше года. Чаще всего сюда обращаются с проблемами интеллектуального развития, речи, адаптации в детском саду и нарушениями эмоционально-волевой сферы.
Когда молодым родителям вообще стоит задуматься о том, правильно ли развивается их ребенок?
— С самого рождения нужно наблюдаться у терапевта и невролога, также можно уже до года консультироваться или проходить диагностику у специалистов ранней помощи, — рассказывает дефектолог центра «Псилогия» Софья Батурина. — Есть и определенные сигналы тревоги. Если ребенок вовремя не начал говорить, плохо понимает речь или не реагирует на нее, с трудом идет на контакт с другими детьми или не заинтересован в общении, плохо адаптируется к новым условиям, однообразно играет, а также если вам кажется, что развитие каких-либо навыков у него ниже, чем у сверстников, лучше не откладывая обратиться за помощью.
Три важных этапа
Каждый год из первых трех в жизни ребенка мамам и папам нужно обращать внимание на определенные признаки, которые можно разделить на четыре категории: моторное и эмоциональное развитие, речь и игра.
До года это первая двигательная активность (сел, пополз, перевернулся, встал с опорой или пошел, бросает и удерживает предметы), а еще сон и аппетит. К эмоциональному развитию относится реакция на лица и голоса родителей, к речевому — гуление, лепет, первые слова, жесты и реакция на обращенные фразы. Во время игры нужно наблюдать, как малыш бросает или разглядывает игрушки, узнает их, показывает действия (ест, спит и т.д.) и подражает взрослым.
— От года до двух мы смотрим, как ребенок ходит, бегает, кидает мяч, строит башню или собирает пирамидку, ест ложкой, одевается и раздевается с помощью взрослых, — перечисляет Софья Эдуардовна. — В эмоциональном плане важны реакция на незнакомых людей и новые места, настроение и сон, узнавание в зеркале, осознание себя как мальчика или девочки и проявление чувств. В речи — навык строить простые фразы, отвечать на вопросы и понимать инструкции. Ну а в игре — имитация действий взрослых, предпочтения в развлечениях и то, как малыш обращается за помощью.
На третий год добавляются новые вводные: как ваше чадо прыгает и поднимается по лестнице, раскладывает мелкие предметы, лепит, расстегивает и застегивает пуговицы и молнию, раздевается и ест самостоятельно, держит карандаш и учится чистить зубы. В эмоциональной сфере стоит сделать акцент на страхи и агрессию, в речевой — на то, как он спрашивает и строит ответы, в игровой — на ролевые и совместные активности.
Если вас что-то насторожило, это повод для первой консультации (за ней можно обратиться по номеру 21-29-69). Специалисты службы ранней помощи работают очно, по видеосвязи или по телефону. Они дадут рекомендации и помогут построить дальнейший план действий.
Тренировка по проведению ЕГЭ с участием школьников прошла в Хабаровске.
В ней задействовали больше 1 200 одиннадцатиклассников, около 800 специалистов и все 23 пункта проведения экзаменов.
Это уже третий раз, когда в краевом центре апробируют новые технологии, которые появились в процедуре Единого госэкзамена. Теперь контрольно-измерительные материалы получат по интернету, и сканировать работы выпускников будут прямо в аудиториях, а не в штабе, как раньше.
— Это, с одной стороны, упрощает работу, а с другой — требует серьезной концентрации от организаторов, — отметила начальник городского управления образования Татьяна Матвеенкова.
Две предыдущие тренировки, где члены экзаменационных комиссий, руководители пунктов и организаторы ЕГЭ отлаживали работу с техникой, прошли в ноябре и феврале без участия ребят. Но на этот раз процесс был максимально приближен к реальности.
— Конечно, не было полной загрузки в аудиториях, условия сделали щадящими, но специалисты смогли четко увидеть, как будут применяться новые технологии, — уточнила Татьяна Борисовна. — Все прошло успешно: нарушений не допустили, уложились в срок.
На этом, кстати, процесс подготовки к ЕГЭ по-новому не завершен. Следующая федеральная тренировка, тоже с привлечением учеников, запланирована на середину мая.
Письма в выпуск «Образование» присылайте по адресу: ул. Ким Ю Чена, 6 или на электронную почту dulanova@mail.ru