Образование
logo

Специальные выпуски

Образование

Учитель ― это тоже первоклассник

митрофанова1.jpg

У абсолютной победительницы конкурса «Педагогический звездопад ― 2021» Елены Митрофановой впечатляющий послужной список: стаж работы в 36 лет, звание «Почетный работник общего образования», грамоты министерств и ведомств. Зачем ей городские состязания? Оказывается, причина не одна, и все важны.

― Дело в том, что в этом году в конкурсе появилась новая номинация «Педагог-наставник», ― рассказывает она. ― Так что меня привели молодые специалисты, с которыми я работаю. Девочки пришли и сказали: «Это же ваше!» А одна из главных задач наставника ― вдохновлять своим примером. Так что мне пришлось. Нет, серьезно, если бы не они, я бы, наверное, туда не попала. Мне много раз предлагали, но я отказывалась. Сейчас даже не могу точно сказать, почему. Наверное, мне казалось, что у нас так много хороших молодых кадров, и нужно давать дорогу им.

За время своей деятельности Елена Анатольевна выпустила в жизнь больше 30 начинающих педагогов. Школа № 30, где она трудится учителем начальных классов, ― площадка для практики и стажировок студентов и выпускников педагогического колледжа. Неудивительно, что завуч, услышав о заявке на «Педзвездопад», воскликнула: «Ну наконец-то!»

― Мне прямо сказали, что о моем опыте наставничества должен узнать весь город, ― улыбается победительница.

И она пошла делиться.

Почти как завязать шнурок

Говорит, трудностей не было ― наоборот, не поняла, почему они могут возникнуть у других:

― Разве написать программу сложно? Просто описываешь все, что делаешь. А ее защита ― это то, с чем я сталкиваюсь каждый день. Переживала лишь тогда, когда узнала, что на мастер-класс отведен всего час. За это время нужно было объяснить столько тонкостей, сделать столько акцентов! Ведь очень часто молодые учителя прокалываются на том, что кажется им самым легким…

Тут Елена Анатольевна не удерживается от вздоха: ее печалит то, что наставничество в наших общеобразовательных учреждениях нередко остается формальным, а начинающие специалисты, приходя на работу, не чувствуют себя защищенными. Что уж говорить об уверенности.

― Их нужно поддержать и направить, ― подчеркивает педагог. ― Как планировать деятельность? Что срочно, а что можно отложить? Как обращаться с документами и выстраивать отношения в коллективе? Все это необходимо объяснить. А у нас наставник часто просто спрашивает: «Как дела?» Разве можно признаться, что у тебя все плохо? Надо подходить с другим вопросом: «Чем помочь?». И тогда молодой специалист, не унижая своего профессионального достоинства, может рассказать о проблемах. Мы с моими подопечными, например, подводим итоги дня: разбираем, что получилось, а что нет, и если есть сложности, пошагово продумываем несколько путей решения.

Если молодой человек после вуза идет работать в школу ― значит, у него есть мотивация, уверена она. Тогда почему запал пропадает? К сожалению, основные причины ухода молодежи из школ ― конфликты с родителями и администрацией, которая не протягивает руку помощи.

― Понимаете, они ведь как первоклассники, просто другого возраста, ― сравнивает Елена Анатольевна. ― Им так же нужно адаптироваться, и в одиночестве они не справятся. Сколько раз нужно завязать шнурок вместе с ребенком, прежде чем он сделает это сам? Вот то-то и оно.

Особая стать

Вообще у нее два профессиональных образования: учитель начальных классов и преподаватель истории и обществознания.

― Я вела историю, да и завучем была, ― говорит Елена Митрофанова. ― Звали меня и в управление образования, и в Москву. Но я не могу бросить своих малышей, мне нравится работать с детьми. Всегда этого хотела.

С призванием определилась невероятно рано ― в шесть (!) лет. То есть еще не знала, что такое школа, но уже решила там трудиться.

― У меня было два кумира: воспитательница Алла Ивановна и первая учительница Зоя Степановна. Я смотрела на них и понимала, что хочу быть такой же, как они. Знаете, тогда была особая учительская стать: то, как ты держишь спину, говоришь, несешь знания. А еще ко мне всегда прилипали дети, постоянно были рядом. Окружающие шутили, что я шагу без них не могу ступить.

Она рассуждает о том, что времена меняются, а дети всегда остаются детьми. О том, как интересно учиться новому вместе с ними. Как трогательно слышать после каникул: «А мы соскучились». Как приятно прийти в еще пустой, звенящий тишиной класс… Стоп! Звенящий тишиной?

― А что вы скажете, если узнаете, что иногда в семь утра я уже на работе? ― смеется она. ― Не могу начать урок, если все не подготовила. Не могу приступить к занятиям, если не установила контакт с ребятами: к кому-то нужно просто прикоснуться, с кем-то поговорить, а кому-то улыбнуться. И когда дети говорят, что им нравится ходить в школу, ― значит, все правильно. Вы согласны?

Направьте, и мы останемся

Профориентация и ее современные тенденции стали одной из главных тем дальневосточного форума «ProДФО-2021», который недавно прошел на площадке Городского дворца культуры.

Как-никак она решает главную задачу, которая стоит сегодня перед регионом: удержать молодежь на малой родине или мотивировать ее вернуться, получив образования в ведущих учебных заведениях страны. С этим согласились все.

Обсудить вопрос пригласили не только местных экспертов. К первому проректору краевого института развития образования Евгению Гузману и гендиректору краевого центра развития образования Эльвире Шамоновой по видеосвязи присоединились коллеги из Якутии и Магадана, а также специалист по предназначению и бизнес-тренер Павел Кочкин.

― Если говорить об основных тенденциях, то, во-первых, это рост востребованности среднего профессионального образования, ― начал Евгений Витальевич. ― Сегодня 57 процентов абитуриентов в Хабаровском крае выбирают техникумы и колледжи (еще несколько лет назад было 48—49 процентов). Туда же идут более 30 процентов одиннадцатиклассников. Второе ― целевая подготовка. Связь образования с реальным сектором экономики укрепляется. Ну и третье ― профессии будущего. Около 300 студентов у нас уже обучаются по направлениям, спрос на которые только формируется.

Когда же нужно начинать профориентационную работу? Еще до школы, уверена Эльвира Шамонова:

― Когда к нам приходят волонтеры из вузов и предлагают провести профориентационное занятие в 10-х классах, мы говорим: «Приходите, но это уже бесполезно, поскольку поздно». Говорить о профессиях надо уже в детском саду, знакомиться с ними ― в начальных классах. У нас есть проект «Школаград», где мы представляем разные направления через истории успешных родителей. Дальше предлагаем ученикам профессиональные пробы, сотрудничаем с учреждениями СПО, участвуем в движениях JuniorSkills и WorldSkills. И да, у нас есть примеры, когда ребенок отлично учится, а потом идет в техникум или колледж. Он говорит: «Я буду поступать в вуз, но хочу пойти туда, уже зная, зачем это мне».

Павел Кочкин подчеркнул, что определиться с профессией в детстве почти нереально, а вот попробовать найти призвание можно. И сразу дал четкие практические рекомендации:

― Во-первых, нужно дать ребенку максимальное поле для экспериментов и водить его на все занятия от робототехники до рисования. Чем больше он попробует, тем выше его шанс на качественный выбор. Во-вторых, надо как можно раньше распознать его таланты и начать их развивать. В-третьих, нужна тренировка воли ― умения удерживать внимание на поставленной задаче. Этому поможет спорт или другое дело, которое бросает вызов и требует долгосрочных усилий.

Также он отметил, что нужно как можно быстрее состыковать будущего специалиста с работодателем: сегодня этот контакт нарушен. Так что участвовать в процессе должны не только родители и педагоги, но и предприятия: чем более четкие стандарты они предоставят, тем быстрее исчезнет разрыв между теми навыками, которые молодежь получает на учебе, и теми, которые действительно потребуются на работе.

Начинаем отдыхать!

Начинаем отдыхать!.jpeg

Летняя оздоровительная кампания 2021 года традиционно стартует 1 июня. В очном режиме, но с нюансами.

— В первую смену откроются 14 загородных оздоровительных лагерей, — рассказывает начальник отдела краевого минобрауки Галина Зубакина. — Они будут работать с 75-процентной загрузкой.

Раньше всех (2 июня) примут ребят «Созвездие» и «Энергетик», позже всех — «Буревестник» в Комсомольском районе (18 июня) и «Орбита» в Амурском (20 июня).

Что касается ЗОЛов, курируемых городской администрацией, то первым из них распахнет двери «Мир детства» — 3 июня там начнется профильная смена «Я — гражданин и патриот России!». В «Олимп» дети заедут 16 июня, а в лагерь им. Олега Кошевого («Изумрудный город») — 18 июня.

Из-за того что полную загрузку организаторам отдыха не разрешили, средняя стоимость путевки выросла примерно на 1,5—4,5 тыс. руб. за смену в 21 день и колеблется от 26,7 («Лотос») до 50,5 тыс. руб. («Созвездие»).

Десять из 14 загородных лагерей присоединились к новой программе кешбэка. Три («Созвездие», дружина им. В. Бонивура и «Шарголь») создали для этого собственные страницы, остальные семь («Мир детства», «Олимп», «Изумрудный город», «Энергетик», «Лотос», «Океан» и «Буревестник») заключили соглашения с туроператорами.

Для участия необходимо иметь карту «Мир» любого банка, зарегистрироваться в программе лояльности на сайте privetmir.ru и оплатить детскую путевку зарегистрированной картой. Половина родительской платы (а не полной стоимости), но не более 20 тыс. руб., вернется в течение пяти дней.

Новая программа действует с 25 мая. Если вы купили путевку раньше, то кешбэк можно будет получить с 15 июня до конца октября через портал госуслуг. Дополнительная информация есть на сайте мирпутешествий.рф.

— Сейчас подготовка ЗОЛ идет полным ходом, мы проводим приемку каждый день, — добавляет Галина Дмитриевна. — По новым санитарным правилам и нормам прямо перед открытием организаторы должны провести дополнительные обследования на COVID-19, кишечные и другие инфекции.

Продолжается и противоклещевая обработка.

— Загородные лагеря опрыскивают за три дня до заезда, — говорит консультант городского управления по физкультуре, спорту и здравоохранению Анна Газимова. — Это все-таки лесная территория, и мы не хотим никаких сюрпризов.

Также начала работу краевая горячая линия по вопросам проведения летней оздоровительной кампании по номеру телефона 8-909-802-09-11.



Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)