Специальные выпуски
Злой человек остается снаружи
В краевом центре 73 образовательных учреждения из 103 уже готовы к новому учебному году. Они прошли процедуру приемки.
― В основном это детские сады и учреждения дополнительного образования, их мы принимаем в конце мая, ― говорит начальник городского управления образования Татьяна Матвеенкова. ― Школы специалисты смотрят в конце июня, после основного периода ЕГЭ. Сейчас принимают те, которые не были пунктами проведения экзаменов.
Кто не готов
Не все получают паспорт готовности с первого раза: в некоторых комиссия находит недочеты.
― В большинстве случаев это моменты, которые зависят исключительно от руководства, ― объясняет Татьяна Борисовна. ― Например, закончили текущий ремонт, но не привели группы в нормальное состояние, или сделали кровлю, но не побелили потолок в кабинете, над которым она протекала.
По ее словам, среди таких учреждений нет тех, которые не были приняты из-за претензий к мерам безопасности. Но здесь все непросто.
― Мы открыто говорим о 800 млн руб., которых не хватает для обеспечения комплексной безопасности городской системы образования, ― продолжает начальник управления. ― Поэтому сосредотачиваемся на соблюдении основных локальных мер, которые можем обеспечить. А те, что не можем, записываем в перечень недочетов. Если мероприятие не профинансировано, никто не может его провести. К тому же перед директорами всегда встает выбор: направить средства на ремонт крыши, которая протекает (а это безопасность учебного процесса), или обновить забор, чтобы он соответствовал требованиям. Тут нужно расставлять приоритеты.
Кнопки и глазки
Что сейчас понимается под основными локальными мерами? Это прежде всего тревожные кнопки и противопожарная сигнализация, круглосуточная охрана, пропускной режим и системы видеонаблюдения.
― Они есть во всех образовательных учреждениях и находятся в рабочем состоянии, ― заверяет Татьяна Матвеенкова. ― Мы, в свою очередь, просим сразу сообщать о неполадках: камера перестала работать, висит слишком высоко или направлена не туда. Тогда их можно оперативно устранить.
То же самое касается тревожных кнопок: они все исправны, и ответственные сотрудники знают, как их использовать. Недавно по этому поводу провели массу проверок. А вот с пропускным режимом проблема: он очень не нравится родителям. И те, кто недавно беспокоился о безопасности в школе, теперь жалуются, что им создают препятствия на входе.
― Здесь очень многое зависит от скоординированности и отношения к этому вопросу, ― подчеркивает Татьяна Борисовна. ― Сегодня никто не интересуется, почему у них спрашивают документы и цель визита, например, в войсковой части. А в образовательном учреждении это вызывает бурю эмоций. Мы не можем обеспечить каждой школе целый отряд. В зданиях, построенных раньше 1970-х, нет технической возможности установить контроллеры с турникетами. Поэтому подготовленный сотрудник на вахте, который знает всех ребят в лицо, а у всех взрослых проверяет документы и записывает данные, ― это основная и действенная мера защиты.
Нет такой профессии ― вахтер
Сегодня сотрудники ЧОПов охраняют меньшую часть городских учебных заведений.
― Это, например, бывшие ведомственные детсады или те учреждения, где родители сами выбрали такой способ охраны и доплачивают за него, ― перечисляет начальник управления. ― В остальных случаях работают бюджетные сторожи.
Их зарплата сегодня составляет примерно 18 тыс. руб. При этом круг обязанностей широк, а ответственность большая. Проблема еще и в том, что если на оператора заправки сегодня учат, то на вахтера ― нет. Хотя это очень нужная функция. Бремя подготовки этих кадров ложится на работодателя. А тут и кнопки, и пропускной режим, и обеспечение эвакуации и, что важно, бдительность к брошенным пакетам.
― Нужно уметь правильно среагировать, ― подчеркивает Татьяна Матвеенкова. ― К счастью, настоящих попыток пронести в школу запрещенные предметы в Хабаровске не было. А вот учебные были, и 10 учреждений не справились.
Поэтому зорких бдительных вахтеров надо ценить.
Забор раздора
Частый родительский вопрос: почему рамки, которые установлены на входах в некоторые образовательные учреждения, не используются?
― Они нужны на время ЕГЭ, чтобы выпускники не проносили телефоны, ― напоминает Татьяна Борисовна. ― Во время проведения экзаменов проходимость гораздо ниже. Если мы попытаемся проверять учеников в час пик перед началом занятий, мы в считаные минуты создадим столпотворение и сорвем учебный процесс.
Другой камень преткновения ― заваренные калитки в заборах. А это уже антитеррористические требования.
― Забор вокруг образовательного учреждения должен быть сплошным, с узкими секциями и без зазора внизу, чтобы не могла пролезть даже собака, а вход ― один и контролируемый, то есть попадающий на камеры, ― озвучивает их специалист. ― Но и тут мы сталкиваемся с непониманием. Люблю приводить в пример гимназии № 7 и 8, где мы сначала потратили 5 млн руб. на то, чтобы привести забор в соответствие, а потом получили волну гнева от жителей, которым стало неудобно идти к магазинам и аптеке. Здесь нужна консолидация, понимаете? Если мы хотим обеспечить безопасность детей, то должны делать это вместе.
Почти юбилейные
В этом году выпускники сдают Единые госэкзамены в 19-й раз.
Поздравить ребят с выходом на финишную прямую на экзамен по физике в гимназию № 6 приехали врио губернатора Михаил Дегтярев и мэр города Серей Кравчук.
— Желаю вам успешно сдать экзамены, поступить в высшие учебные заведения, получить образование и быть готовыми реализоваться в профессии здесь, в Хабаровском крае, — произнес напутственные слова врио губернатора. — А мы к этому времени обязательно подготовим достойные рабочие места.
— И где бы вы ни решили учиться, главное — возвращайтесь, город вас ждет! — присоединился к нему градоначальник.
В этом году физику сдавали 680 человек, одновременно с ними проходили испытания по истории 639 ребят, в их число входят также и выпускники прошлых лет, которые, возможно, застали другие порядки на экзаменах.
— Хабаровский край был одним из первых регионов, присоединившихся к ЕГЭ, — говорит начальник управления образования администрации города Татьяна Матвеенкова. — В новом формате экзамены прошли еще в 2002 году в качестве эксперимента. Изменений с тех пор произошло много, например, теперь обязательно ведется видеонаблюдение в режиме онлайн в аудиториях. Кроме того, в этом году впервые математика перестала быть обязательным предметом для тех, кто поступает в вузы.
Ее сдают только те ребята, которым она нужна, и только на профильном уровне. Тем не менее для получения аттестата математику на базовом уровне сдавать нужно — в формате ГВЭ (государственного выпускного экзамена).
— Несколько лет назад, чтобы получить золотую медаль, не обязательно было успешно сдать ЕГЭ, — продолжает Татьяна Борисовна. — Сейчас же, во-первых, медаль не золотая, а «За особые успехи в учении», во-вторых, даже если итоговая отметка по предмету «отлично», но ЕГЭ по нему сдан ниже порога, медаль выпускник не получает. Но такие случаи крайне маловероятны, потому что вместе с требованиями растет и уровень подготовки ребят.
Самым популярным предметом по выбору стало обществознание, его сдали в этом году 1 910 выпускников. На втором месте физика, история на третьем. Биология на четвертом месте, ее сдадут 18 июня 625 подростков.
Ребятам еще предстоит сдавать иностранные языки и информатику. Кстати, она на пятом месте по популярности — выбор в ее пользу сделали 596 ребят.
Всего сдают экзамены 2 912 выпускников муниципальных школ (в том числе 339 выпускников прошлых лет), из них только 72 подростка не планируют поступать в вузы.
Школа в профиль
В 2021 году единый день подачи документов в 10-е классы назначен на 28 июня.
Это сделано из-за новшеств в итоговой аттестации: нынешней весной девятиклассники сдавали всего два ОГЭ ― по русскому языку и математике, а по выбранному профильному предмету писали контрольную работу.
К июлю как раз должны быть утверждены итоги первых и известны результаты второй. В этом году, кстати, появилась возможность подать апелляцию о несогласии с результатами через интернет ― на сайте uslugi27.ru.
По данным муниципального управления образования, школы краевого центра планируют выдать аттестаты примерно 5,5 тысячи девятиклассников, а в 10-е принять только 2 700 учеников — чуть меньше, чем в прошлом году.
― Это естественное сокращение, ― отметили в ведомстве. ― После девятого класса школа перестает быть для ученика камерой хранения, и перед ним встает выбор профессии. Десятые классы сегодня создаются для тех, кто с ней определился. Именно поэтому профильных формируется больше, чем универсальных, а выпускник 9-го класса может учиться дальше не только в своей, но и в других школах.
Набор, как и раньше, идет на конкурсной основе, где основным критерием являются результаты итоговой аттестации и успеваемость. Если претенденты набирают одинаковые балы, начинается битва портфолио ― в расчет берут прочие достижения подростка.
Тех, кто не прошел конкурс в выбранную школу, будут перераспределять в другие через управление образования. То же самое произойдет, если в какой-то из профильных классов образовательного учреждения наберется всего 12―15 человек.
Однако в этом году, как и в прошлых, управление образования обещает, что найдет места всем желающим:
― Если их будет не хватать, откроем дополнительные классы. В 2020-м таких было создано пять или шесть. Но теперь ситуацию осложняют пандемия и новые санитарные требования в связи с ней. При кабинетной системе обучения, когда за каждым классом закреплено свое пространство, школа оказывается ограниченной в пространственных ресурсах. Так, в ней могут обучаться меньше детей, чем если бы они постоянно перемещались.
Пока выход из ситуации видят только один: там, где это необходимо, сохраняется вторая учебная смена.
Сегодня школьнику очень сложно не получить аттестат об основном общем образовании: нужно не справиться с двумя основными ЕГЭ даже со второй попытки. В этом случае ученик остается на второй год, выбирая либо очную, либо домашнюю форму обучения.