Образование
logo

Специальные выпуски

Образование

Подготовила Дарья УЛАНОВА, фото из архива

Как дела в классе

Заканчивается третий месяц учебного года. По мнению специалистов, для родителей первоклашек это вполне подходящее время, чтобы проверить, как их дети адаптировались к новому этапу.

Сделать это нетрудно: есть вполне четкие признаки того, что все в порядке. Первый — ребенок с удовольствием просыпается, одевается и готов прийти в школу пораньше, чтобы пообщаться с одноклассниками. Второй — он усваивает программу и может сам выполнять домашнее задание, а за помощью к взрослым обращается, только когда ему действительно что-то непонятно. Третий — у него появились хорошие друзья, и ему нравится учитель. Он может даже немного задерживаться после занятий, чтобы пообщаться с ними. Ну и четвертый — он рассказывает в основном приятные истории о своей учебе и не очень расстраивается из-за неудач.

Если у вас все обстоит примерно так, то тревожиться не о чем. Если нет, пора выяснять, в чем дело.

Когда что-то не нравится

— Ребенку может быть неинтересно, поскольку до недавних пор основным видом его деятельности был игровой, а на уроках игр мало, — говорит начальник отдела Хабаровского центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Дарья Панкратова. — Также порой это происходит потому, что другие дети не хотят с ним играть.

Еще вашему отпрыску может просто не подходить образовательная программа. Если она слишком сложная, то у первоклассника ничего не получается и опускаются руки. Если, наоборот, слишком простая, то его одолевает лень, и переход на следующий уровень теряет смысл.

— Здесь нужно быть терпеливыми и чуткими, — отмечает Дарья Александровна. — Важно делиться своим опытом, рассказывать, как у вас шли дела в школе (а наверняка далеко не все было гладко), как вы сами справлялись с трудностями и к кому обращались за помощью. Задача взрослых — обучить ребенка алгоритмам действий в разных ситуациях, в том числе стрессовых. Он должен знать, что выход можно найти всегда, а родители ему обязательно помогут.

Не стоит забывать, что мы сами показываем детям пример стиля жизни: если в присутствии ребенка говорить о том, как не хочется завтра вставать и идти на работу, то и у него будет такое же отношение к школе. А если родители будут собираться с хорошим настроением, то и школьник будет чувствовать подъем в этот нелегкий период.

Если у сына или дочки проблемы в общении с одноклассниками, то лучше вместе разобраться и подумать, как можно с ними подружиться. А вот если первокласснику или вам самим не нравится, как ведет себя педагог, обсуждать это стоит только со взрослыми, иначе авторитет такой важной в детстве фигуры, как первый учитель, может быть утерян. Тем не менее маленький школьник должен понимать, к кому идти при трудностях с преподавателем: к родителям, школьному психологу, завучу или директору.

Цель и похвала

Один из главных моментов успешной учебы — осознавать ее цель: ребенку необходимо окончить школу, и это его обязанность. Хорошо, если он уже выполняет какую-то работу по дому: выносит мусор, вытирает пыль, покупает хлеб, — тогда ему будет легче принять еще один пункт в этом списке.

При этом важно обеспечить младшекласснику постоянную поддержку, в которую, кроме себя, лучше включить бабушек, дедушек и других родственников.

— Хвалите его даже за самые маленькие успехи, говорите, что он непременно справится, и поменьше критики, — рекомендует психолог центра Наталья Боблакова. — И еще не стоит слишком переживать из-за его плохих оценок и делать из них трагедию, иначе сам ребенок станет относиться к ним так же. Надо объяснить, что это ошибка, которую всегда можно исправить, что это не страшно. Точно так же, как в случаях, когда он, например, просыпал сахар, — не ругать его, а попросить взять веник и убрать за собой.

Также специалисты советуют не ворчать на отпрыска, если он или она вдруг задерживается после школы или постоянно разговаривает по телефону с разными ребятами: это значимый этап установления контактов, и от того, как первоклашка закрепится в новом коллективе, возможно, зависит вся его дальнейшая учеба.

А теперь спать!

Еще одна вещь, на которой психологи всегда заостряют внимание, — режим дня. У ребенка могут быть проблемы с обучением, просто потому что он недостаточно хорошо спит.

— Укладываться нужно в девять часов, и это не обсуждается, — настаивает Дарья Панкратова. — Невыспавшийся мозг не может хорошо воспринимать информацию, а это сделает школьника невнимательным и неусидчивым. Притом на каникулах или на больничном режим мы не меняем — чтобы он окончательно закрепился, должен пройти как минимум год, а то и два.

Чтобы было легче, стоит оставить привычные ритуалы, например, чтение сказок на ночь или засыпание с любимым медвежонком.

— А еще у вашего сына или дочки должно быть хорошее расписание внеклассных мероприятий, чтобы кроме школы у них была другая интересная жизнь, — добавляет Наталья Боблакова. — И, конечно, нужно каждый день спрашивать их, как дела, что они чувствуют, о чем переживают и как справляются. У ребенка должна быть уверенность, что он может всегда прийти к вам и рассказать обо всем, что его беспокоит.

А если вдруг какая-то новость от ребенка вас ошарашила, постарайтесь не реагировать бурно, дайте себе время обдумать действия. Можно проконсультироваться с психологом по телефону доверия 30-70-92 или записаться на бесплатную консультацию в рамках федерального проекта «Поддержка семей, имеющих детей».

Кстати

По данным городского управления образования, в 2019 году за парты сели около 7 500 первоклассников.


Свидетельство Мэри Поппинс

Четырнадцать первых сертификатов по профстандарту «Няня (работник по присмотру и уходу за детьми)» вручили в Хабаровске.

Выпускницы проекта «Профессиональные няни — детям!», который запущен добровольческой социальной сетью «СоСеДИ» совместно с Институтом изучения детства, семьи и воспитания РАО на средства президентского гранта, теперь официально стали специалистами.

— Хабаровский край — один из семи регионов — участников проекта, — отметила на церемонии начальник управления минобрнауки края Юлия Зотова. — Это важное начинание, поскольку до недавнего времени никаких требований к няням не было. Не было профессионального стандарта профессии и понимания того, что она должна знать и уметь, какие документы у нее спрашивать. Это создавало трудности для родителей.

Не роскошь, а норма

В разработке профстандарта, который приняли в прошлом году, участвовала Дальневосточная ассоциация дошкольных организаций. Она же курировала курс обучения.

— На пилотный курс записались 46 человек, — уточнила председатель ассоциации Марина Петрова. — Мы всех их знаем, они проверенные, соблюли все нужные требования: среднее общее образование, отсутствие судимости по статьям, запрещающим работу с детьми, и медицинская книжка.

Вебинары они слушали в режиме онлайн и в записи, а после 36 часов теории их ждала практика в таком же объеме и квалификационный тест. Ведь профессиональная няня должна знать детскую физиологию, алгоритм правильного оказания первой помощи и многое другое. В итоге до конца курса дошли 32 человека, а 14 теперь будут включены в реестр добросовестных поставщиков услуг, который разместят на сайте регионального министерства образования.

— Я получала свидетельство о дополнительной квалификации вместе с сыном, — рассказала Наталья, одна из выпускниц курса. — Была еще одна мама с дочерью — получилось смешанное чувство комфорта и растерянности от того, что я не одна такая, у кого дети всегда рядом. Говорили о том, что няня — это нормальная жизненная необходимость, а не когда мама «бесится с жиру». Я даже узнала о таком интересном нововведении, как социальная няня для многодетных семей. Общественное сознание меняется, в том числе и на законодательном уровне. Да, не быстро, но это уже что-то.

Выходите на свет

Сейчас идет работа над тем, чтобы получить сертификат на добровольной основе смогли все, кто пройдет собеседование. Первый курс был бесплатным, но после того, как средства гранта будут исчерпаны, у занятий появится своя цена. Однако ее обещали сделать небольшой, чтобы работникам по уходу за детьми было выгодно выйти из тени.

— Сейчас многие из них даже не регистрируются и поэтому ни за что не отвечают, — объяснила Марина Юрьевна. — А документ, который можно отозвать, является эффективным элементом контроля.

По ее словам, основная аудитория проекта «Профессиональные няни — детям!» — коммерсанты. Однако специалисты уверены, что в будущем он пригодится и муниципальным детским садам, где планируют открывать группы для малышей от двух месяцев.


Скоро освоим

Почти 390 млн руб. выделено на текущий ремонт образовательных учреждений из муниципального бюджета за два последних года.

— В 2018 году его провели в 70 общеобразовательных учреждениях, 79 дошкольных, 2 административных и 11 учреждениях дополнительного образования, — сообщила заместитель начальника городского управления образования Татьяна Леонова.

В 2019-м деньги на текущие работы получили 68 школ, 79 детских садов, 13 учреждений дополнительного образования и 4 административных здания. Кроме всего прочего, они включали в себя обновление спортивных площадок и залов, санузлов, сигнализаций и систем видеонаблюдения.

— Из 218,7 млн руб., запланированных на нынешний год, потрачено пока не все, — уточнила Татьяна Анатольевна. — На данный момент этот показатель составляет около 150 млн. Однако до конца года эта сумма будет освоена полностью: все договоры уже заключены, оплатить работы мы сможем после их завершения.

Еще 275,6 млн руб. за двухлетний период выделено на капитальный ремонт, из них 13,1 млн — из краевого бюджета. На эти средства восстановили семь детских садов: пять в 2018 году и два — в 2019-м.

Письма в выпуск «Образование» присылайте по адресу: ул. Ким Ю Чена, 6 или на электронную почту dulanova@mail.ru

Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)