Образование
logo

Специальные выпуски

Образование

Подготовила Дарья УЛАНОВА, фото из архива

Когда дом и школа ― одно и то же

Шестовицкая.jpg

Сегодня в краевом центре 296 школьников находятся на семейном обучении. По итогу 2020/21 учебного года их было 288. А в 2019-м — всего 171.

По цифрам видно, что такая форма получения знаний переживает рост. И примерно 25 процентов своих сторонников приобрела из-за пандемии, утверждает главный специалист городского управления образования Кристина Богуцкая.

— Это действительно те, кто боится заболеть, — уточняет она. — Еще примерно 10 процентов — ребята из семей, которые имеют российское гражданство и прописаны в Хабаровске, но сейчас живут за рубежом, например в Корее или США. Обычно к сентябрю у нас появляются первоклассники, которых родители решают не отдавать в обычные классы. К декабрю добавляется среднее звено. Причина, которую при этом часто озвучивают, — хочется больше учительского внимания, а в классе очень много детей.

Примерно 80 процентов таких учеников на практике посещают частные школы, а в государственных проходят аттестацию. Но в Хабаровске есть и те, кто стал обучаться дома, когда это, как говорится, еще не было мейнстримом.

Мама ― главный педагог

У Натальи Шестовицкой трое детей. Старшая дочь находилась на семейном обучении с 2-го по 7-й класс, а потом вернулась в школу. Средняя никогда не сидела за партой (сейчас она семиклассница). Младшему сыну шесть.

Когда вопрос о семейном обучении встал перед Натальей, она понятия не имела, что это такое. Но было интересно.

— Дочке пришлось сложно с адаптацией в начале второго класса, очень стрессовала, — объясняет она. — Были периоды, когда ей совсем не хотелось идти в школу. Да и возить ее было очень неудобно. И мы решили попробовать по-другому, посмотреть, подойдет это или нет. В итоге все сложилось.

Тогда, девять лет назад, частные учреждения еще не были настроены на этот формат. Зато «семейники», как они называют себя сами, официально входили в постоянный состав учащихся школы (сейчас они включаются туда только на период аттестации). Наталье выдали учебники и порекомендовали образовательный план. Затем началась его корректировка под нужды конкретной семьи.

― Я исходила из интересов ребенка и своих ресурсов. Некоторые предметы давались легко, а некоторые, наоборот, пробуксовывали, как и у всех. Поэтому где-то мы сильно убегали вперед, а где-то сидели подольше. Четкого расписания тоже не было: могли отложить учебу, если задумали какую-то активность, и наверстать в другой раз.

Главным учителем для дочки стала сама Наталья. Помогло близкое к педагогике образование по профилю «социальная работа» и готовность к ответственности.

― Учебники пишутся для людей, а с интернетом закрывают максимум образовательных потребностей, ― улыбается она. ― Но, конечно, надо всегда держать руку на пульсе и стараться соответствовать стандартам.

Вредные окружающие

Проблемой стала очная аттестация. С годами она давалась все труднее, особенно по нелюбимым предметам.

― Сначала дочка писала контрольные вместе с классом, потом ― только с учителем. Но это в любом случае стресс: незнакомое помещение, много других людей, почти как ЕГЭ. В итоге ты все легко решаешь дома, а тут теряешься…

Однако это не было единственной причиной. Еще одним поводом стал социальный прессинг, с которым сталкивалась не только Наталья, но и ее ребенок.

― На нее постоянно давили, спрашивали: «Когда ты вернешься в школу?» Сейчас в условиях пандемии и с развитием дистанционных технологий с этим, к счастью, стало попроще. А вообще, общество относится к семейному обучению очень настороженно, если не сказать агрессивно.

Правда, многодетная мама утверждает, что среднюю дочь не заставит пойти в класс даже такая ситуация.

― Она другая. Пришлось признать, что с ней мои наработки бесполезны. У старшей дело было скорее в опережающем развитии: ей скучно ждать, пока остальные подтягиваются, и очень нравится диалог. А тут ребенок-интроверт, которому неудобно в коллективе и не подходит такая коммуникация. Очень помогли интерактивные образовательные платформы. Ну, и то, что теперь аттестацию можно пройти дистанционно.

Не исключение, а вариант

Притом если в начале своего педагогического пути Наталья была домохозяйкой, то сейчас вполне спокойно совмещает семейное обучение и работу.

― Это более чем реально, ― говорит она. ― Вопрос в том, насколько ребенок мотивирован. Ведь это и было моей главной задачей: научить их учиться самостоятельно. Более того, сейчас, когда я думаю, что младший все же выберет школу, сожалею о том, сколько времени придется тратить на домашние задания. Родитель не может остаться в стороне от учебного процесса. Он остается включенным в любом случае.

А как же социализация? За нее кроме семьи отвечают кружки, мероприятия и общение с единомышленниками.

― Мне важно, чтобы дети виделись с теми, чья жизнь устроена так же, ― подчеркивает Наталья. ― Чтобы они осознавали, что не одни такие. Это не исключение из какого-то общего правила, а просто другой вариант.

Сейчас в ее окружении примерно половина «семейников» посещает частные школы или репетиторов, еще часть обращается к образовательным интернет-платформам, а кто-то комбинирует все это в разных пропорциях.

― Тем, кто хочет выбрать подобный формат, я бы посоветовала в первую очередь хорошо изучить юридические тонкости, ― добавляет она. — Ну и, конечно, быть готовыми к реакции общества: она обязательно последует. Система образования идет нам навстречу, а вот люди пока нет.

Ребята на семейном обучении могут быть прикреплены к любой городской школе, но плотнее всего с ними работают правовой лицей, школы «Первые шаги», № 30, 51 и 80.

Победа ― это полезный кризис

морозов4.jpg

Хабаровский учитель Дмитрий Морозов вошел в пятерку призеров Всероссийского конкурса «Учитель года» ― впервые за всю его историю.

― Насколько я знаю, в топ-15 хабаровчане последний раз попадали в 1995 году, хотя у нас в крае конкурс существует даже дольше, чем на уровне страны, ― говорит он. ― Все-таки это политика, но в хорошем смысле. На мой взгляд, на профессионализм смотрят, когда выбирают 15 финалистов из 85 субъектов РФ. Дальше дело в имидже, умении держать себя, взаимодействовать со СМИ и органами образования.

Особой материальной выгоды это престижное состязание не приносит. Его сила в другом.

― Прежде всего это внимание и возможность общаться с хорошими значимыми людьми, ― объясняет Дмитрий. ― Так, ректор одного из екатеринбургских вузов и участник от Свердловской области познакомились в Ростове-на-Дону. А иначе никогда бы не встретились. 

Кому советовать совет

Кроме того, в финальных этапах участвует министр просвещения РФ Сергей Кравцов.

― Он нас очень удивил, ― признается молодой педагог. ― В рамках «Учителя года» участникам организовали встречу с министром и сказали, что мы можем задать любой вопрос. Сначала подумали, будет что-то протокольное. Но оказалось совсем наоборот. Один из педагогов пожаловался, что Всероссийские проверочные работы совпадают по срокам с итоговой аттестацией, и это создает лишние трудности. Нельзя ли их объединить? Уже на следующий день нам предложили проект документа, который решает этот вопрос! Другой учитель сказал, что у них до сих пор электронные и бумажные журналы существуют одновременно. Властям региона тут же порекомендовали отменить бумажную форму.

Поэтому к своему назначению общественным советником главы Минпросвещения России Дмитрий Морозов отнесся с энтузиазмом:

― При любой возможности стану, что называется, топить за Хабаровский край. Мы не просто отдаленная земля, у нас проходят слеты и форумы, где хочется видеть топовых гостей. Мы замечательно преподаем, у нас сильное педагогическое сообщество, «Клуб пеликанов». Мы даже создали НКО, это редко где увидишь. Хочется, чтобы нас замечали, тут вопрос профессиональной самооценки и престижа.

«Пеликаны» слетаются вместе

А что дал «Учитель года» ему самому?

― О, у меня была личная мотивация, ― улыбается Дмитрий. ― Хотел погрузить себя в ситуацию стресса, чтобы выйти из нее более целостным. Кризисы меняют нас. Да, инициация, пожалуй, подходящее слово. Поэтому я вообще не готовился, думать начал уже в самолете. И считаю, что создал важный прецедент. Все постоянно пытаются тебе помочь, волнуются, как ты представишь регион. Я отчаянно отбивался. Кому-то действительно важно все отрепетировать, а у меня другой подход: я за живую импровизацию и искренность.

Еще одна инициация ― новое место работы. Теперь Дмитрий Морозов ― не только учитель, но и завуч школы № 85. Привела его туда «пеликанская» солидарность.

— Когда директором школы стала Ольга Богачева, с которой мы очень хорошо знакомы по клубу, она почти сразу пригласила меня на работу. И я пришел: здорово, когда «пеликаны» слетаются вместе. Мы, правда, застали, образно говоря, стоячую воду, и теперь нужно все это раскачать. Ну а смысл идти в школу, которую не надо раскачивать?

Сейчас в 85-й уже 10 новых молодых педагогов, а сам Дмитрий, сторонник игрового подхода в обучении и организатор открытого лектория Jam!Speech, где ребята говорят на острые темы, вызвал у своих учеников бурную радость. В честь его победы они даже нарисовали граффити с пеликаном ― за что их, кстати, похвалили, а не поругали. И теперь активные подростки забрасывают педагогов проектами по преображению школьной территории.

― Я вижу, что мой опыт тут нужен так же, как и в прошлой школе. Так что мы записываем подкасты, делаем перформансы, поднимаем такие проблемы, как буллинг или харассмент. Почему-то некоторым взрослым дискомфортно от того, что дети могут быть инициативными. Мы это исправляем.


Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)