Образование
logo

Специальные выпуски

Образование

Чему учится директор

Скалозуб.jpg

Наталья Скалозуб известна как педагог, который не боится рисковать. Это она первой в стране приняла незрячего мальчика в обычный класс. Стала абсолютным победителем городского конкурса «Педагогический звездопад» и лучшим учителем-дефектологом края. А потом рискнула еще раз — возглавила гимназию № 6.

Наталья Васильевна провела в директорском кресле почти год. Ну как в кресле… У доски, перед забором, в столовой, на школьных дорожках, даже над батареями… Мы поговорили о том, как прошел и чему научил ее новый старт.

Новогодний подарок

— Предложения стать директором мне поступали и до этого, только я все время была не готова, — признается педагог. — И вот в 2020-м меня в очередной раз пригласили на такой пост, это было 30 декабря. Моя 16-летняя дочь сказала: «Что ж, в новом году — в новую жизнь!» И я подумала: а почему бы и да! Такой вот был у меня новогодний подарок.

Наталья Скалозуб не один год проработала замом директора школы № 68, в том числе в сложных условиях пандемии и дистанта. Но сразу почувствовала разницу. Особенно на новом месте работы удивила… система отопления.

— Знаете, я ведь раньше не вникала во все эти вещи, — объяснила она. — От чего батареи нагреваются и остывают, почему в них повышается и понижается давление, как готовиться к отопительному сезону? Теперь это зона моей ответственности. И знаете, уже где-то через два месяца глаз стал сам падать на такие детали: вот тут надо фасад подправить, тут заборчик сделать…

Забором она, кстати, даже гордится. Он у гимназии решетчатый, а территория граничит с домом, где живут, скажем так, не самые благополучные люди. Раньше они курили, распивали спиртное и нецензурно ругались, отделенные от учеников только тонкими прутиками.

― Теперь у нас там сплошная секция, и ребята гуляют спокойно, ― говорит Наталья Скалозуб. ― Казалось бы, небольшой участок, но встали вопросы цены, качества, эстетичности. Нельзя же было просто заколотить промежуток фанерой (кстати, это тоже дорого). Потом я споткнулась на одной из дорожек, и мы проложили новый асфальт. Обновили одно крыльцо, второе. Я вижу такие детали и стараюсь их исправлять. Просто не все сразу.

Завтраки, обещания и синий цвет

Опыт гимназии по организации питания в Хабаровске тоже хорошо знают: им не раз делились на общегородских мероприятиях. Но и тут нашлось что улучшить, и весной в столовой состоялся первый завтрак с директором.

― Это хороший способ познакомиться с родителями из разных классов и узнать нюансы, которые иначе до меня бы не дошли, ― объясняет она. ― Например, что пельмени по субботам нередко бывают холодными. Так что теперь раз в три месяца мы пробуем блюда из недельного меню и обсуждаем разные темы, не только питание.

А вообще для таких целей у гимназии появился «Инстаграм» ― раньше его не было. Наталья Васильевна заверяет, что это лучший способ получить обратную связь:

― Я сама инстаграмщица и люблю открытость. Если раньше нужно было искать директора или вызванивать, то теперь можно написать в директ, и мы оперативно решим вопрос.

Про открытость она серьезно: к ней в кабинет спокойно заглядывают и ученики. И именно они привели ее к решению, которое наверняка вызвало бурную благодарность всей девичьей половины гимназии и их мам: с этого года в школьную форму включен брючный вариант для девочек.

― Сама очень люблю брюки: современно, стильно, практично, без них теперь никуда. Еще я видела, как девочки переодеваются зимой. Это, конечно, крайне неудобно. Поэтому я вышла на совет старшеклассников, на родителей, и заодно было решено привести форму к единой цветовой гамме ― темно-синей. «А как же учителя?» ― спросили ребята. И мы договорились, что педагоги тоже будут придерживаться дресс-кода. Как 1 сентября душа радовалась! Дети заглянули в кабинет: «О, вы тоже в форме!» Естественно, я же обещала.

Две главные вещи

Это, к слову, вовсе не означает, что хозяйственные вопросы заслонили собой образовательный процесс. Здесь тоже есть о чем рассказать.

― Когда я пришла, тут уже была муниципальная инновационная площадка, а теперь мы создали еще две краевые, ― продолжает директор. ― Со студентами педагогического колледжа и ПИ ТОГУ мы сотрудничали много лет. Теперь они приходят в гимназию № 6 на практику, чтобы потом выйти на диплом и вернуться сюда работать. Сейчас у нас семь молодых специалистов, в основном учителя английского языка. Мы сами растим себе кадры.

Вторая площадка связана с движением WorldSkills («Молодые профессионалы»). В образовательном учреждении взялись развивать новое направление KidSkills для учеников 3―4-х классов. Его у нас в городе еще не было.

― Остановились на двух компетенциях: «Графический дизайн» и «Мультимедийная журналистика», ― говорит Наталья Васильевна. ― Они показались наиболее подходящими. Здесь есть отличная традиция ― выпуск школьной газеты. Хотелось сохранить ее и заодно обновить формат, так что мы открыли медиашколу. Теперь ведем соцсети, снимаем фильмы, слушаем лекции от теле- и радиожурналистов. А кроме этого, «подтянули» к площадке дружественные школы № 85 и 43, так что в апреле нас ждет муниципальный чемпионат.

Она признается, что идей очень много: все время хочется что-то нарисовать, написать, изменить…

― Однако пришло осознание, что в первую очередь нужно сделать две вещи: угомониться и признать, что без коллектива я никто, ― улыбается Наталья Скалозуб. ― Очень люблю свою команду и могу на нее положиться. Это невероятно здорово. Мне кажется, современному директору, кроме организаторских способностей, нужно как раз умение разбираться в людях, видеть в них личностей. И я сейчас всему учусь.

Важная тема доверия

говорят.jpg

Вопрос психологического комфорта ребенка подняли в рамках городского родительского собрания. На этот раз оно прошло под девизом: «Семья и школа: содружество взрослых и детей».

Разговор начали с результатов исследования: в хабаровских школах провели опрос среди 7,5 тысячи детей 11―17 лет. 80 процентов из них ответили, что дом и семья ― это место, где есть дружба. Также были варианты «где есть свои традиции» и «где хорошо и уютно, а я полностью защищен».

― Мы понимали, что дети вряд ли расскажут, почему им некомфортно дома, но даже немногочисленные ответы заставляют задуматься, ― отметила начальник городского управления образования Татьяна Матвеенкова. ― Для 8 процентов дом ― это «место, где все запрещают», 12 процентов детей указали, что им уделяют мало внимания и заботы, а 2 процента ― что родителям вообще нет до них дела. 12,5 процента школьников ответили, что взрослые интересуются только тем, как они поели и тепло ли одеты. 16 процентов обижаются на то, что их чаще критикуют, чем хвалят. А 13 процентов указали, что родители применяют к ним физические наказания, запугивают или угрожают.

Она добавила, что разобраться в таких ситуациях только своими силами часто не получается ― нужен специалист. Поэтому на собрание пригласили психотерапевта краевой психиатрической больницы Марию Корниенко.

― На мой взгляд, психологическое благополучие ребенка в семье ― самая важная тема из возможных, ― подчеркнула Мария Павловна. ― И главный фактор здесь ― эмоциональный контакт с семьей, активное внимание и время, которое вы проводите с ребенком. Маленький он всегда с вами, а чем старше, тем меньше идет на контакт и тем больше надо прикладывать к этому усилий. Но если доверие изначально выстроено, то даже с учетом кризисов связь останется крепкой.

Доверительные отношения необходимо устанавливать как можно раньше. Тут частая ошибка родителей, по словам специалиста, заключается в том, что малышу ничего не объясняют, думая, что он не поймет. Это не так. Надо аккуратно описывать ваши переживания, чтобы ребенок мог развить эмоциональный интеллект, а потом самостоятельно выразить чувства.

― Нужно рассказывать про свой день, интересоваться его делами: есть ли друзья, какой предмет нравится, с кем интересно сидеть, ― сказала Мария Корниенко. ― Когда он начнет взрослеть, придется выучить подростковую лексику, говорить на его языке. Но при этом надо понимать, что дома должны быть четкие рамки: это можно, а это нельзя.

Также ребенок должен знать, что может поделиться чем угодно и получить не порицание, а поддержку. Можно не соглашаться или злиться, но надо быть на его стороне.

― Помните такой момент: «Скажи мне правду, я не буду ругаться»? ― приводит пример психотерапевт. ― Чадо наивно признается, и его наказывают. После нескольких таких историй вам больше не будут говорить правду, и когда начнутся проблемы, к вам с ними не придут.

А проблемы, по ее словам, возникают у большинства:

― В ходе диспансеризации я осматриваю учеников 7―11-х классов. И если до 9-го класса все более-менее хорошо, то потом тревожности у детей очень много. Давят ОГЭ, ЕГЭ, учителя и родители. Начинаются насечки на руках и суицидальные мысли. Это происходит, потому что тяжело и в школе, и дома, и невозможно поговорить. А ведь оценка ― это субъективная цифра за конкретное задание. Ребенок остается самым главным и самым важным. Если он будет это чувствовать, то сможет вам все рассказать.

― Думаю, эти слова важны и для учителей, ― высказалась Татьяна Матвеенкова. ― Педагог тоже должен понимать ребенка и говорить с ним на одном языке.

Заработали умом

Четыре хабаровских школьника стали победителями Всероссийского конкурса «Большая перемена».

Итоги финала подвели в международном детском центре «Артек».

В этом году в «Большой перемене» приняли участие 2,5 миллиона ребят, а финалистами стали 1 500 талантливых учеников со всей страны, в том числе семеро хабаровчан.

На заключительном этапе конкурса они решали кейсовые задания по четырем направлениям: «Искусство и творчество», «Образовательные технологии», «Среда обитания» и «Общество». Программа включала мотивационные встречи, дискуссии и творческие мастер-классы от ученых, журналистов, артистов, художников, спортсменов, блогеров и представителей общественных движений.

По результатам очных испытаний 600 человек получили звание победителей. В их числе будущий выпускник школы № 12 Виктор Бартюк, ученица 10-го класса лицея инновационных технологий Алена Воронина и целых два ученика школы № 49: десятиклассник Кирилл Гуманюк и девятиклассница Александра Тарасова.

Победители среди одиннадцатиклассников получат по 1 млн руб., а среди 9―10-х классов ― по 200 тыс. руб. Деньги можно будет потратить на образование и саморазвитие.

Педагогам, подготовившим победителей, тоже полагаются премии в размере 150 тыс. руб.


Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)