Специальные выпуски
Большой разговор о травле
Всплеск внимания к теме школьного буллинга наблюдается в Хабаровске последние несколько месяцев. На проблему издевательств в учебных коллективах наконец стараются посмотреть с разных сторон.
В ноябре администрация города совместно с центром «Псилогия» и ТЮЗом выпустила документальный спектакль, где подростки и психологи читают истории реальных хабаровских школьников, которые подверглись травле и, к несчастью, выдержали не все. Основная его идея в том, что учителям и родителям пора перестать перекладывать друг на друга ответственность за беды детей, объединиться и совместными усилиями спасать их от беды.
В декабре свой проект «Буллинг.нет» представил краевой молодежный центр «Поколениум». Он менее зрелищный и более прикладной: здесь специалисты в форме видеоконференций объясняют, что делать, если близкий вам ребенок столкнулся с травлей.
Корни ― в первом классе
― Прежде всего нужно сказать, что буллинг является систематическим насилием, это не просто конфликт, даже если в него пока вовлечены всего двое, ― начинает свое выступление директор центра семейной психотерапии Игорь Любачевский. ― Это процесс, целью которого является унижение или нарушение достоинства другого человека, уничтожение любого неповиновения и инакомыслия.
Корни явления, по его словам, нужно искать еще в первом классе. Ребенок приходит в коллектив, где его ждут незнакомые люди. Хорошо, если у него появились друзья на подготовительных курсах, но с остальными придется выстраивать отношения. Притом что выбрали их не по общим интересам и особенностям, а просто по году рождения.
― Буллинг ― это как раз ошибка построения отношений внутри класса. И он процветает там, где взрослые либо не знают, что происходит, либо не обращают на это внимание. А на роль жертвы могут претендовать все. Стоит отказаться от точки зрения, будто есть какие-то дети, которые становятся жертвами всегда. Так не бывает. Ими становятся, потому что есть насильник, это самое исчерпывающее объяснение.
След насилия
Почему же так происходит?
― Дело в групповой динамике, ― объясняет Игорь Анатольевич. ― Детский коллектив проходит три основных этапа. Первый ― формирование безопасности: дети насторожены, внимательны и дружат спонтанно. Если он пройден хорошо и нет никаких поводов избегать других, наступает следующая фаза ― формирование схожести (совпадает с 3―6-ми классами). Она часто подогревает страх быть непохожими. Если ребенок сделал то, что не укладывается в общие рамки, это вызывает повышенное внимание. Но если с фазой безопасности все было в порядке, все проходит спокойно. Затем наступает формирование разности. Появляются микрогруппы, и никто не дергает другого за то, что он какой-то не такой.
Возникший буллинг (часто он проявляется в 4―7-х классах) выдает ошибку на каждой из этих стадий. Значит, дети не понимают толком, какие границы были выстроены в их коллективе взрослыми, что допустимо, а что нет.
― Проблема может быть неискоренима, потому что мы работаем только с обидчиками и пострадавшими, ― добавляет психолог. ― А нужно охватывать весь коллектив, восстанавливать разрушенную экологию отношений и придумывать новую систему взаимодействий.
Исследования показали, что от буллинга страдают все: и обидчик, и жертвы, и наблюдатели. Чувства страха, вины, стыда и бессилия все они ярко помнят даже через 10―15 лет.
Своими именами
Что можно сделать, если вы родитель ребенка, который наталкивается на насмешки, угрозы и давление?
― Есть несколько важных способов справляться, ― продолжает Игорь Любачевский. ― Во-первых, не обучать сразу, а расспросить, что происходит. Во-вторых, дать возможность поверить, что вы можете помочь: важно не отправлять ребенка разбираться самостоятельно. В-третьих, вместе продумать план действий. И вот тут помогут советы из своего опыта.
Если происходящее стало систематическим, нужно обращаться к классному руководителю: как только взрослые включаются, буллинг может быть прекращен. Когда в процесс вовлечены несколько человек или он заметен другим, необходимо работать уже со всем классом. И при этом обсуждать ситуацию, называя вещи своими именами: «То, что вы делаете, называется травлей. В нашем классе это недопустимо».
А если разговора с классным руководителем недостаточно, привлекают школьного психолога. Групповые занятия, тренинги, игры, дискуссионный клуб ― все это помогает создать ту атмосферу безопасности и знакомства, которая не сформировалась у детей в свое время.
― Отношения внутри класса даже важнее, чем процесс учебы, ― отмечает Игорь Анатольевич. ― Потому что они напрямую влияют на получение знаний. В Москве провели несколько исследований и выяснили, что дети в классах с низкой успеваемостью находятся в состоянии постоянного стресса. Он подавляет мотивацию, интерес и способность концентрироваться.
С января в крае стартовал проект «Стань современным учителем» ― он учит педагогов экологично общаться с детьми и их родителями.
Инициатива получила грант регионального правительства, а ее партнером стал городской центр развития образования. Он помогает организовать серии очных тренингов для школьных команд в каждом районе города. Начали с Центрального, но до конца года планируют охватить все.
― Современный педагог ― продукт той эпохи, в которой он живет. А наша эпоха не то чтобы сводит на нет, но минимизирует человеческие контакты, делает общение механистичным, ― говорит о проекте его руководитель, педагог с 30-летним стажем Дмитрий Верин-Галицкий. ― Наша проблема банальна: мы не умеем общаться так, чтобы не обижать друг друга. Сразу обращаемся к другому с претензией: «Он мне что-то должен». Учитель к ученику, родитель к ребенку… Так и возникают напряженные отношения.
Главная задача здесь, по мнению специалистов, ― принять ребенка и постараться взаимодействовать с ним безоценочно, но не равнодушно.
― Дети ― они уже такие, какие есть, ― продолжает Дмитрий Вячеславович. ― Сделать ребенка другим невозможно, но такие настроения есть у большого числа педагогов. Здесь хорошо работает давний принцип: надо говорить с другими так, как хотелось бы, чтобы разговаривали с тобой. И тогда не возникнет агрессии. Потому что как обычно поступают дети? Они возвращают агрессию обратно взрослым.
Впрочем, концентрироваться собираются не только на улучшении коммуникативных навыков учителей.
― Будут дополнительные темы, которые мы считаем важными, ― дополняет автор проекта. ― Например, в педагогической среде существует выгорание, и мы не можем этим пренебрегать. Так что часть наших материалов посвящена тому, как этому явлению противостоять.
Первая открытая группа психологической помощи для учителей заработала в краевом центре.
Ее создали в рамках проекта «Стать современным учителем». Группа может принять до 13 участников одновременно, встречи проходят каждый последний четверг месяца с 15.30 до 17.30. Первая уже состоялась, и главным вопросом на ней стало как раз построение отношений с учениками.
― Участники спрашивали, как установить контакт, но при этом сберечь личные границы, как стать детям другом, но остаться в статусе старшего, ― перечисляет ведущая группы, психолог Марина Бондарева. ― А еще что делать при конфликтах, как реагировать на резкие высказывания и как к ним относиться. Это волновало их прежде всего.
Обсуждали педагоги и то, как себя вести, если среди детей есть травля.
― Буллинг ― проблема всего коллектива, ― объясняет Марина Юрьевна. ― Соответственно, нужна систематическая работа со всеми: и с пострадавшими, и с обидчиками, и со свидетелями. Инициировать и планировать этот процесс должен учитель. Школьный класс ― он как сад: саженцы хороши, но если за ними не ухаживать, то все зарастет бурьяном. Нужен взрослый наставник, который будет жить интересами детей и которому они будут доверять.
Вопрос доверия здесь как и во многих областях, ключевой. Если в детском коллективе есть буллинг, то в нем точно нет доверительных отношений со взрослыми. И ситуацию исправят только они.
― Система подавления и послушания тут не сработает никак, ― продолжает специалист. ― Как и наказания. Если дети не поймут, за что оно, это может вызвать обратный эффект. Они будут испытывать гнев и считать его правильным либо думать: «Ага, нас заметили, мы на верном пути». И какой бы авторитетный человек ни вел с ними разъяснительную беседу, если к нему нет доверия, это практически бесполезно.
Истинная цель в такой ситуации ― добиться, чтобы дети поняли свою ошибку и были готовы возместить ущерб. Все это можно обсудить на встречах группы, посоветоваться с коллегами, получить их поддержку, да и просто пожаловаться.
Записаться в группу можно по электронной почте klub_argo@mail.ru.