Образование
logo

Специальные выпуски

Образование

Подготовила Дарья УЛАНОВА, фото автора и из архива

Химия души и жизни

Сорокина.jpg

В 2022 году номинация «Лучший молодой педагог» в городском конкурсе «Педагогический звездопад» была самой многочисленной. В упорной борьбе за победу Виктория Сорокина из средней школы № 35 обошла 20 достойных конкурентов. При этом ее преподавательский опыт всего семь месяцев.

А в 2020-м представительница этой же школы, учитель математики Наталья Шумило тоже стала лучшим молодым педагогом. Совпадение? Не думаем.

Выучить карту мира

Виктория преподает детям химию и биологию. Выбрать профессию, связанную с рисованием червей и препарированием лягушек, она решила в 10-м классе.

— Я далеко не первый учитель в своей семье, — улыбается девушка, — Моя прабабушка Мария Сергеевна учила детей в поселке Сита, бабушка Раиса Васильевна 20 лет была директором школы в селе Марусино, мама Татьяна Геннадьевна работает в школе села Соколовка. Только вот они все русоведы. Я, получается, слегка сломала систему.

А ведь сначала, как говорится, ничто не предвещало. Маленькая Вика читала игрушкам книжки или диктовала истории. Но потом случилась любовь к другому предмету:

— Наша учительница географии Ольга Александровна Мирошниченко так интересно преподносила материал, что я слушала ее с открытым ртом. Выучила наизусть политическую карту мира! Она все старалась приблизить к жизни, я наши практические работы помню до сих пор.

— Это то, что сейчас по-умному называется функциональной грамотностью?

— Точно! Захотелось быть такой, как она. А в нашем районе им. Лазо как раз появилась возможность поступать по целевому набору. Близкие, конечно, сначала удивились, ведь это не гуманитарная наука, но ничего против не имели.

Затем жизнь два раза сильно скорректировала курс: сначала в ПИ ТОГУ ей предложили перевестись на химию, а в родную школу не получилось вернуться из-за замужества. Ни об одном из этих поворотов Виктория не жалеет:

— Сначала сопротивлялась, потому что любила географию, но за пять лет очень загорелась и биологией, и химией. Ведь это то, что нас окружает: живая природа, питание, средства гигиены. Вся наша повседневная жизнь. Стараюсь продолжать линию своего учителя и делать свои предметы доступными и полезными. А географию я, кстати, взяла в качестве дополнительного профиля. Так что мечта сбылась.

На самом деле хорошие

Хабаровская школа № 35 стала первым местом, куда она пришла устраиваться. Пришла и осталась.

— Сразу поняла, что буду тут работать: какая-то она уютная, тут своя атмосфера, — говорит молодой педагог. —Поначалу, конечно, было страшно: там, где я проходила практику, в классе сидели 12 человек. А тут в два с лишним раза больше, и таких классов 10. Как всех заметить и запомнить? Но наш директор Светлана Анатольевна Лифер не оставляла меня ни на минуту, подсказывала, советовала. Через месяц страхи ушли: своих 270 ребят я знаю и в лицо, и по именам, и даже по голосу могу понять, кто ко мне сейчас бежит.

Это, кстати, вдохновляет ее больше всего — когда дети бегут с улыбками и тут же начинают что-то спрашивать. Говорит, чувствовать себя нужной приятнее всего. Она изо всех сил старается не выделять любимчиков, но признается, что восьмой класс ближе всего:

— Сначала меня этими детками вообще-то напугали. Мол, гиперактивные, гормоны бушуют… Но я нашла к ним подход и теперь всех убеждаю, что они на самом деле хорошие. И еще на них лучше всего виден результат моей работы: химия здесь идет только первый год, и я прямо горжусь тем, сколько всего они уже знают и умеют. Поэтому сразу решила, что открытый урок по химии для «Педагогического звездопада» буду давать с ними. Они такие молодцы! Переживали, все подготовились и вообще не растерялись перед жюри. А когда узнали, что я победила, аплодировали.

— И мнение у коллег об этом классе в итоге изменилось?

— Как минимум у одной. Я очень рада.

Сразу хочется победить

Оказывается, участие в конкурсе ей предложили еще на собеседовании.

— Привели в пример Наталью, и я сразу согласилась. И вот тут, кстати, мои родители не удивились вообще.

— Отличница? — догадываюсь я.

— Отличница, — смеясь, подтверждает она. — Золотая медаль. Поэтому меня так расстраивало то, что открытый урок не получался сразу. Но со мной работали школьный психолог, директор, замдиректора, методист, коллеги — целая команда. Это очень прокачивает тебя профессионально, а еще ты получаешь колоссальный опыт общения. Ну и когда в итоге жюри говорит: «Умничка!», сразу хочется победить.

Она не скрывает, что совмещать подготовку с основной работой было трудно. «Хотелось бы побольше спать», — аккуратно замечает Виктория. Но сейчас уверяет, что выстроила режим и даже не берет работу на дом. И благодарит чутких родителей своих учеников, которые уважают ее личные границы и не забрасывают школьный чат вопросами после оговоренных пяти часов вечера. А «школьная мама» она для пятиклашек — таких непосед, по сравнению с которыми «буйные» восьмиклассники вообще тихони. Но любит все равно всех — прямо с пятого по одиннадцатый:

— Знаете, иногда перед уроком слышишь, как они за дверью повторяют задания. Вместе, потому что я учу более сильных помогать более слабым. И так хорошо на душе.

По своему профилю

Поступление в 10-е классы — один из самых напряженных моментов в школьной жизни. Нужно сделать серьезный выбор, и он не всегда оказывается подходящим.

В том, как этого избежать и что делать, разбираемся с заместителем директора гимназии № 6 по учебно-воспитательной работе Ириной Окутиной.

— К сожалению, процент детей, которые выбирают профиль осознанно, до сих пор низкий, — говорит Ирина Алексеевна. — В лучшем случае так поступает один из пяти. Не все готовы брать на себя ответственность. И если вдруг случается нестыковка, я вижу здесь несколько причин.

Уважайте склонности

Первая из них: профиль выбирает не сам старшеклассник, а его родители, не учитывая склонности и таланты ребенка. В итоге школьник идет в физико-математический класс, а хочет быть музыкантом. Вторая — когда родители, да и сам школьник, не понимают его возможностей: очень хочется углубленно изучать математику (биологию, химию), но не получается осилить объем работы. Это тоже надо учитывать.

— Третий важный момент: с 1-го по 9-й класс ребенок учится в одном коллективе, — продолжает завуч. — У него есть товарищи, любимый классный руководитель. «Не знаю, куда идти, но хочу учиться с Сережей у Марии Ивановны». Однако коллектив все равно распадется через два года, а сейчас надо определиться с профессией и будущим.

Почему это так значимо? Федеральный государственный образовательный стандарт предусматривает четыре профиля — естественно-научный, социально-экономический, технологический, гуманитарный — плюс универсальные классы.

— Учебный план по каждому из профилей включает 11—12 предметов, 3 или 4 из которых надо изучать углубленно, — объясняет Ирина Окутина. — Все предметы разделены на области. Астрономия, история, информатика, физкультура и ОБЖ обязательны. Остальные добавляются в план по одному из каждой области. Это значит, что в социально-экономическом классе могут изучать биологию, но не химию, в естественно-научном не будет обществознания и так далее.

Именно поэтому педагоги начинают готовить детей и родителей к поступлению в 10-й класс уже в начале учебного года и подчеркивают, что решение это очень серьезное. Ведь резко изменить интересы без смены профиля, скорее всего, не получится: нужно получить аттестат и успешно сдать ЕГЭ.

Новый поворот

— Профиль можно поменять при соблюдении двух условий: в нужном классе есть места, и ученик проходит промежуточную аттестацию по тем предметам, которые не входили в учебный план, — продолжает Ирина Алексеевна.

То есть если старшеклассник хотел стать филологом, но передумал и нацелился на программирование, придется перейти в класс технологического профиля и сдать недостающий объем физики. В таких случаях решение о переменах лучше принять раньше. Кроме того, девятиклассникам, их мамам и папам стоит осознать, что остаться в своей школе, может быть, не получится: не откроют нужный профиль, не хватит мест или будет высокая конкуренция.

— Сейчас у нас 56 девятиклассников, — приводит пример педагог. — Мы будем набирать один десятый класс с тремя группами по профилям: социально-экономическому, естественно-научному и технологическому. Это 32 места. На них получим примерно 100 заявлений, половина из которых будет от ребят из других учреждений.

Однако ничего плохого она в этом не видит:

— Это больше психологический момент. С тех пор, как родители старшеклассников окончили школу, она сильно изменилась и теперь работает по-другому. Да, ребенок уйдет от старых друзей — к другим хорошим ребятам. А друзья никуда не денутся: по-прежнему будут жить в соседнем дворе, ходить с ним в одни и те же секции. Но, скорее всего, они хотят связать жизнь с другими вещами, и ориентироваться нужно на себя. Если школьник подготовлен и мотивирован, все получится.

Вот ты какая, ВПР

Родители.jpg

Всероссийскую проверочную работу по обществознанию написали… хабаровские мамы и папы.

Акция состоялась в гимназии № 1. Десяти родителям учеников 5-х и 6-х классов выдали реальный прошлогодний тест из восьми вопросов.

— Ее цель — показать, что такое ВПР, для чего они предназначены и как проводятся, — рассказала главный специалист городского управления образования Ирина Хабарова. — На работу отводилось 45 минут, а потом родители поделились своим мнением и задали вопросы.

В  итоге трое взрослых справились на пятерки, пятеро получили четверки, двое — тройки. Поэтому большинство обрадовались, узнав, что результаты ВПР никак не влияют на оценки в четверти — это просто комплексная оценка знаний.

— Наша задача — научить ребенка справляться с переживаниями, поддержать его, — сделали вывод участники.

Рособрнадзор перенес сроки проведения всероссийских проверочных работ с весны на осень 2022 года. Их планируется организовать с 19 сентября по 24 октября. Учеников 4—8-х и 11-х классов протестируют по восьми предметам, среди которых русский язык, математика, физика, химия и другие. Десятиклассники сдают ВПР в режиме апробации. Работы по истории, биологии, географии и обществознанию будут выполняться на компьютере.

Письма в выпуск «Образование» присылайте по адресу: ул. Ким Ю Чена, 6 или на электронную почту dulanova@mail.ru


Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)