Специальные выпуски
Решайте, как поступить
Меньше чем через неделю, 20 июня, во всех вузах и ссузах Хабаровска и края должна стартовать приемная кампания.
Абитуриентов в этом году ждут 15 университетов, институтов и их филиалов, а также 29 техникумов и колледжей региона, и в некоторых из них приемные комиссии уже работают. Для поступающих в вузы выделено 5 838 бюджетных мест, для тех, кто хочет стать студентами средних специальных учебных заведений, больше — 8 385.
Теперь и сварщики
— Их количество увеличивается ежегодно, — говорит замминистра образования и науки Хабаровского края Елена Шадуя. — В университетах и институтах за последние пять лет прирост составил шесть процентов, причем наибольшее увеличение количества бюджетных мест произошло по медицинским специальностям, инженерному делу и технологиям, а также педагогическим направлениям подготовки — они для края остродефицитные.
Что касается среднего специального образования, то здесь только в 2022-м прибавилось 125 новых бюджетных мест.
Появились также новые профессии и специальности.
— В прошлом году началась подготовка по пяти направлениям, среди них космические, беспилотные и геоинформационные технологии в лесоуправлении и цифровой инжиниринг на базе ТОГУ, медицинский массаж для лиц с ОВЗ по зрению в медицинском колледже, — перечисляет Елена Викторовна. — Впервые начали обучать инвалидов и лиц с ОВЗ в Хорском агропромышленном техникуме и Хабаровском промышленно-экономическом техникуме («Исполнитель художественно-оформительских работ»). С 1 сентября новые программы начнут работать в Хабаровском автомеханическом колледже («Машинист крана (крановщик)»), промышленно-экономическом техникуме («Сварщик ручной дуговой сварки плавящимся покрытым электродом») и других. Кроме того, в апреле прошлого года началось сотрудничество с АО «Русская медная компания». Договоры о взаимном партнерстве заключены с ТОГУ и шестью учреждениями СПО, в том числе Хабаровским дорожно-строительным техникумом и Хабаровским техническим колледжем.
Дорогие вокалисты!
Самыми востребованными из вузовских программ, судя по проходным баллам прошлого года, остаются архитектура (от 210), юриспруденция и экономика (205 и больше), лечебное дело и стоматология (свыше 200), реклама и связи с общественностью и зарубежное регионоведение (тоже от 200), нефтегазовое дело, информатика и вычислительная техника, прикладная информатика (от 180).
Конкурс в техникумы и колледжи края в 2021 году составил 2,3 человека на место. Средний проходной балл аттестата — 4,2, но в некоторых ссузах он выше. Например, в медицинском колледже — 4,7, а в педагогическом — 4,5.
— Если говорить о ценах, то к дорогостоящим направлениям подготовки можно отнести графический дизайн, декоративно-прикладное, музыкальное и хореографическое искусство, а также медицину, — продолжает Елена Шадуя.
Больше всего (332,5 тыс. руб. в год) придется заплатить за обучение на актера, дирижера, вокалиста и другие творческие специальности в Хабаровском государственном институте культуры. Больше 300 тыс. руб. просят за графический дизайн и декоративно-прикладное искусство в ТОГУ, 232 тыс. руб. — за стоматологию в Дальневосточном медицинском госуниверситете, 227 тыс. руб. — за нефтегазовое дело в Дальневосточном госуниверситете путей сообщения, 193 тыс. руб. — за все направления Дальневосточного университета управления РАНХиГС.
Самые скромные варианты — клиническая психология в ДВГМУ (162,6 тыс. руб.), журналистика, юриспруденция, педагогика и прикладная математика в ТОГУ (168 тыс. руб.), таможенное дело, сервис и туризм, международные отношения в ДВГУПС (170 тыс. руб. в год).
Есть изменения и в правилах поступления.
— В 2020 году вступил в силу порядок приема на программы высшего образования, согласно которому вузы могут устанавливать вариативные комбинации ЕГЭ, — подчеркивает замминистра образования и науки края. — То есть если раньше нужно было предоставить результаты по конкретным предметам, то теперь только два из них обязательны, а третий абитуриент может выбрать из списка. Например, для поступления на экономику в ТОГУ необходимо представить результаты по русскому языку, профильной математике и еще одному предмету: это могут быть обществознание, география или иностранный язык.
Помимо этого, теперь выпускникам колледжей и техникумов для продолжения образования необязательно сдавать единый госэкзамен. Вузы могут установить свою форму вступительных испытаний. Также абитуриенты, не получившие результаты ЕГЭ, могут выбрать несколько предметов для вступительных испытаний — им автоматически зачтется лучший результат.
К личным достижениям с 2022 года относится не только золотой, но и серебряный и бронзовый значки ГТО, а для граждан Белоруссии и поступающих из ДНР и ЛНР разработаны особые условия.
Очень шустрые колобки
Сегодня мы очень много говорим о подготовке ребенка к школе. А вот о том, как помочь малышу пойти в детский сад, гораздо меньше.
И это крайне несправедливо, считает педагог-психолог детского сада № 80 Альбина Любимова:
— Именно в садике закладываются основы социализации и развития ребенка, и именно на этом этапе происходит первая большая перемена в его жизни: он больше не одно целое с мамой. Если у родителей нет времени подготовить его к происходящему, он получит психическую травму и будет страдать, потому что растерян и не успевает за всеми. А с другой стороны, у нас будет очень тревожная мама, которая все время волнуется и засыпает воспитателя вопросами: «Он поел? Он поспал? Он не описался?» Что мы получим в итоге? Правильно, ребенок начнет болеть — проявится психосоматика.
Познакомьтесь с режимом
По ее словам, ребят, с которыми поработали перед посещением группы, видно сразу: они гораздо увереннее и меньше напуганы. А основная ошибка, которую может сделать мама на этом этапе, — решить, что говорить, ходить на горшок и есть ложкой ее сына или дочку научит воспитатель.
— Так не получится, потому что в группе больше 20 таких же дошколят, и все они как колобки, только очень шустрые, — объясняет Альбина Борисовна. — Взрослый поможет один раз, другой, но не сможет уделять вашему чаду все свое внимание. Это нереально. А ведь ему и так трудно: на первых порах кажется, что мама его бросила, вокруг люди, с которыми надо взаимодействовать. Теперь добавьте к этому то, что малыш не ест, потому что не привык к садиковской пище, не спит, потому что у него не было режима, а еще не может выразить свои мысли и чувства — получится сгусток страдания.
Что делать и с чего начать?
— Прийти в дошкольное учреждение, познакомиться с будущим воспитателем и выяснить режимные моменты: когда ребята ложатся спать, что они едят, как гуляют, — говорит педагог-психолог. — И постепенно внедрять это в домашнюю жизнь. Чтобы ребенок знал: вот каша, кашу я уже ел дома, вот ложка, я ее уже держал.
Можно гулять с ребенком возле детского сада, знакомить его с местом и понемногу объяснять, что вскоре он тоже туда пойдет и так же будет играть с ребятами на площадке. Можно поставить в его комнате столик и стульчик, похожие на те, что будут в группе.
Пусть попробует сам
— Очень важен набор базовых навыков самообслуживания, — подчеркивает Альбина Любимова. — Идем в детский сад — снимаем памперс, то есть ребенок должен уметь проситься в туалет. А еще мыть ручки как может, надевать одежду — хотя бы трусики и носочки, а лучше еще и сандалики на липучках. Поэтому мы всегда советуем не наряжать ребенка в новое, а дать ему походить в удобной привычной одежде, чтобы нигде не давило и не терло. Также ему нужно уметь общаться с другими детьми и главное — просить помощи у взрослых. Это поможет избежать многих истерик.
Еще один значимый пункт — доброжелательное спокойствие мамы. Тревога и напряжение обязательно передадутся ребенку.
— Лучше прийти в садик пораньше, поговорить с воспитателем, а не мчаться на всех парах, — продолжает специалистка. — Также надо установить ритуал прощания. Обычно брать в группу свои игрушки не разрешают, но на первое время можно договориться с воспитателем. Например: «Дождитесь меня вместе с зайчиком, я вернусь, и мы пойдем домой вместе». А потом можно спросить, как зайчик чувствовал себя в группе, что делал, что ему понравилось — так ребенку, возможно, даже легче будет поделиться своими чувствами. И если что-то ему пообещали («Приду после того, как вы покушаете»), то постарайтесь всегда это выполнять, чтобы малыш не думал, что его обманывают.
Еще педагог-психолог советует не ругать ребенка при всех и не обсуждать при нем воспитателя и других ребят. А в детской завести уголок для рисунков и поделок из садика — так дошколенок поймет, что он делает свою ценную работу.
Звенят, учат, заправляют
Защита школьных проектов в рамках городского конкурса «Хабаровск.НАШ» состоялась на базе школы № 15.
На рассмотрение жюри было представлено 20 лучших работ по четырем номинациям: «Мой город», «Моя школа», «Моя будущая профессия» и «Моя бизнес-идея».
Например, Дмитрий Большедворский, ученик 9-го класса гимназии № 4, представил экспертам автоматизированный школьный звонок, а девятиклассница Елизавета Дружинкина из правового лицея посвятила проект благоустройству и озеленению пришкольной территории.
Дарья Алексюк из школы № 15 задумалась о будущем: ее работа называется «Я — наставник, я — будущий учитель математики». А восьмиклассник Андрей Ким, ученик математического лицея, подошел к делу серьезно и предложил для обсуждения бизнес-план создания сети электрозаправок.
Так участие в конкурсе «Хабаровск.НАШ» позволяет ребятам по-новому взглянуть на благоустройство города, выбор будущей профессии и почувствовать себя в роли предпринимателя.
Победители марафона школьных проектов будут объявлены 28 июня в Городском дворце культуры.