Образование
logo

Специальные выпуски

Образование

Подготовила Дарья УЛАНОВА, фото автора и из архива

Девять месяцев по-новому

В новом учебном году сразу семь школ Хабаровска хотят освоить альтернативную систему обучения: вместо четвертей там теперь будут триместры.

Инициатива вызвала некоторые вопросы у родителей. Отвечаем на них вместе с начальником отдела городского управления образования Алексеем Соболевым.

Три, две, пять

— Насколько нам известно, система в городе реализуется не первый год: осенью 2021-го у нас был пионер, им стала школа № 30.

— Да, а краевой центр образования, например, вообще применял ее с первого дня работы. Так что принципы педагогам уже знакомы. В 2022-м к этим учреждениям планируют присоединиться школы № 1 им. Чкалова, 38, 47, № 1 в поселке Березовка, экономическая гимназия, лицеи «Звездный» и политехнический. Как видите, переход все-таки не массовый, тут решения самих школ.

— А для чего это делается в первую очередь?

— Для более равномерного распределения учебной нагрузки и заботы о здоровье детей. Сейчас у ребят очень длинная третья четверть, они устают. Притом на это же время, февраль-март, приходятся основные всплески простудных заболеваний и карантины. Система триместров позволяет решить эти проблемы.

— Но как, если было четыре учебных периода, а станет три?

— Каждый из них делится на две части. Поэтому у детей в итоге будет пять каникул, то есть пять недель учебы будут чередоваться с неделей отдыха, а заканчивать и начинать школьный год все будут одинаково. При этом дети получат весь объем знаний, в каком бы режиме они ни учились.

Объективность повысилась

— А не будет неудобств при проведении предметных олимпиад, Всероссийских проверочных работ и других мероприятий?

— Нет, графики составляются таким образом, чтобы охватить всех учеников.

— Много ли самим школам придется переделывать у себя внутри? Распорядок, устав, другие документы?

— Тоже нет, нужна только корректировка учебного плана, с этим администрации школ и опытные педагоги должны справиться без проблем.

— Что-то еще требуется, чтобы школы спокойно перешли на новую систему?

— Хорошо информировать педагогов и особенно родителей, объяснить им, что никакого вреда изменения не принесут, а вот преимущества у них есть.

Какие еще, помимо тех, что мы уже перечислили?

— Когда мы разговаривали с руководством школы № 30 об их опыте, педагоги отметили главный плюс: ушла проблема со спорными итоговыми отметками по предметам. Теперь их не четыре, а три, и выводить годовую легче, а вопросов остается меньше. Объективность таким образом повышается.

— И последний вопрос как раз про вопросы: много ли их сейчас по этому поводу поступает в управление образования?

— Был всего один, по школе № 38: родители спрашивали, как все будет организовано и чего им ждать. Что касается школы № 30, то учебный год по новой системе она отработала спокойно. Обращений и жалоб у нас не было.

Нарисуем — будем прыгать!

Нолики.jpg

Современные дети чаще получают переломы и растяжения, потому что… меньше прыгают и бегают на воздухе. Их мышцы и кости не подготовлены к нагрузкам. Выход — уличные игры: развивают не только тело, но и ум.

И дело, кстати, не ограничивается старыми добрыми «казаками-разбойниками», прятками или историческими салочками. Дворовые активности успешно шагнули в будущее, и у них есть свои игровые гуру. Одна из них, кстати, работает в хабаровском центре работы с населением «Содружество».

Вход в его отделение на Амурском бульваре ни с чем не перепутаешь: вся асфальтовая площадка перед ним разрисована цветными линиями, следами, кругами и клетками. Это так называемая «игровая меловая», которую создала педагог-организатор Альфия Алеева.

— Кроме других моих функций, я еще перерабатываю настольные игры в напольные, — объясняет она, улыбаясь. — Можно использовать те, что уже существуют, можно приобретать что-то новое, а еще можно масштабировать активности, которые обычно собирают людей за столом. Ведь настолки — это далеко не только карты в руках.

Шашки на землю

А поподробнее?

— Давайте на конкретном примере, — продолжает Альфия Энвэровна. — В правом углу у нас во дворе нарисованы «Змейки и лестницы» — одна из самых популярных «ходилок» в мире. Изначально она настольная: есть игровое поле с цифрами, змейками и лесенками, фишки и кубик. В зависимости от выпадающего числа вы перемещаетесь на клетку с цифрой. Если на ней есть лесенка — вам повезло, продвигаетесь по ней вперед. А вот если змея, то, наоборот, скатываетесь назад к ее хвосту. Побеждает тот, кто первым доберется до числа 25. Так вот, у нас то же самое, только вместо фишек перемещаются сами дети, а кубик надувной. Очень весело!

Наши экскурсоводы-демонстраторы Артур и Алиса с удовольствием показывают, как это все работает. Рядом со «змейками» — линейка-прыгомер, напольные крестики-нолики и дартс, классики и даже нарисованный лабиринт. Его, говорят, детвора обожает больше всего. Мы убеждаемся в этом тут же: пока ребята бегают по извилистым коридорчикам, рядом останавливается мама с ребенком, и малыш явно увлекается происходящим.

— Еще у нас есть напольные шашки и шахматы, гигантское домино и наш хит — «Собери четыре», когда ребята должны вставлять разноцветные кружочки в специальную решетку, — перечисляет педагог. — Некоторых игр нет в России, я приобретала их за рубежом — они из моей личной коллекции.

В ней, кстати, уже больше 100 «экспонатов».

Отдыхаем и объединяемся

Крестики.jpg

— Конечно, сегодня без гаджетов никак, — говорит Альфия Алеева. — И, казалось бы, они должны были стереть уличные игры с лица земли, но нет. Если детей увлечь, они положат телефон и будут играть. Так что задача родителей и педагогов — показать, что так можно. Купить или достать из гаража бадминтон, дать в руки мяч, мелок, резиночку — и вперед!

Сама она поняла это, когда была молодой мамой. Собралась однажды купить старшей дочери куклу и увидела рядом как раз ту самую «Собери четыре». Встал трудный выбор.

— Решила рискнуть, и что вы думаете? Мы как сели за нее семьей, так и проиграли весь вечер! С тех пор я стала пополнять коллекцию. В итоге зовешь в гости друзей с детьми, вручаешь чадам инвентарь — и все, часов на пять они заняты. Потом подключаются родители, семья объединяется, и дети счастливы. А самое главное, что я вижу развитие. Это же не только «физика», но и память, внимательность, логика и прежде всего общение с другими детьми — то, с чем у современных ребят проблемы. Так что мой младший сын (ему сейчас девять) жизни без игр уже не представляет.

Передай по наследству

 До родителей своих воспитанников Альфия Энвэровна доносит свои идеи через новые технологии — снимает игровой процесс на видео и отправляет мамам и папам, чтобы те видели, чем занимаются отпрыски.

— Иногда им рассказывают сами дети, — добавляет она. — Сейчас много активных мам, которые тут же начинают расспрашивать, что это, как достать и где купить. А еще немало рукастых пап, которые могут сделать инвентарь сами буквально из ничего!

Про советское наследие она тоже советует не забывать:

— Мы должны обязательно сохранить эти игры и передать их своим детям, чтобы те передали своим. А если вы вдруг забыли какие-то правила, просто поищите в интернете: там полно игровых форумов, где знатоки все вам подскажут.

Крыши, окна, трубы…

Уже на следующей неделе городское управление образования планирует завершить приемку своих учреждений к новому 2022/23 учебному году.

Все мероприятия должны пройти до 27 июля.

— Традиционно оценке готовности образовательных учреждений предшествует целый комплекс работ, — объясняет начальник отдела дирекции по содержанию основных фондов отрасли «Образование» Инна Ходырева. — Проводятся текущий ремонт помещений и благоустройство прилегающих территорий, частично заменяются мебель и оборудование, закупаются учебная литература, компьютеры и другая оргтехника, подготавливаются к зиме системы теплоснабжения и так далее.

Общая сумма бюджетных средств, выделенных на такие цели, в 2022 году составила более 100 млн руб. На эти средства в 44 учреждениях отремонтировали кровли, в 7 — окна, в 14 — частично системы отопления.

— В школе № 67 эта система будет отремонтирована капитально, — уточняет Инна Сергеевна. — Кроме того, в данном учреждении полностью заменят окна и благоустроят спортивную зону.

Что касается спорта, то до 1 сентября в 45 школах обещают установить современные спортивные комплексы для сдачи норм ГТО.

В соответствии с постановлением администрации города приемку образовательных учреждений к новому учебному году по специально утвержденному плану проводят межотраслевые комиссии. По результатам их работы составляется и подписывается соответствующий акт.

— Всего в отрасли оценке готовности подлежат 173 объекта: это школы, детские сады и учреждения дополнительного образования, — добавляет Инна Ходырева. — На сегодня ее прошли уже 137 из них. 

Письма в выпуск «Образование» присылайте по адресу: ул. Ким Ю Чена, 6 или на электронную почту dulanova@mail.ru

     

Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)