Образование
logo

Специальные выпуски

Образование

Подготовила Дарья УЛАНОВА, фото автора и из архива

Большие планы на завтра

Что думают о будущем те, кто стоит на его пороге, то есть нынешние одиннадцатиклассники? Нам захотелось узнать из первых уст.

Поэтому мы предложили уже почти выпускнице школы № 10 Ксении Балакиной расспросить об этом своих знакомых. И Ксюша подготовила целое объемное исследование, взяв ни много ни мало 19 интервью. В первой его части речь пойдет о поступлении в вузы.

Что день грядущий нам готовит?

«Определился ли ты, куда хочешь поступать?» — с такого вопроса начинался каждый разговор, потому что ответ фактически означает наличие или отсутствие планов на будущее. Оказалось, что 17 из 19 ребят хотя бы приблизительно знают, какие экзамены сдавать и в какие университеты подать документы. Тем не менее двое признались, что еще не интересовались вопросом и даже не определились с предметами, которые укажут в предварительном декабрьском заявлении. Если честно, у меня такие беззаботность и смелость вызвали не только удивление, но и восхищение.

Один из важнейших, как мне кажется, выборов, который стоит перед одиннадцатиклассниками, — это оставаться или уезжать. Сначала у меня было впечатление, что почти все подростки стремятся на время учебы перебраться в другой город, подальше от контроля родителей и поближе к центру страны. Но поговорив с ребятами на эту тему, я поняла, что забыла знаменитую пословицу «По себе людей не судят».

Десять будущих выпускников сказали, что их основным планом является переезд, а девять уже точно решили оставаться в Хабаровске. Почти поровну.

Самыми популярными местами стабильно являются Петербург и Москва. По одному разу были упомянуты Казань, Самара и Владивосток, причем первые два города назвали в качестве запасных вариантов, если не удастся поступить в одну из столиц.

Что ищем мы в краю далеком?

В качестве причин для переезда мои одноклассники чаще всего упоминали более высокий уровень образования, позволяющий затем устроиться на престижную работу. Об этом сказали семь из десяти планирующих уезжать.

«Такой специальности нет в Хабаровске», — ответили трое ребят, которые хотят получить профессии звукорежиссера, авиамеханика и режиссера кино. Причем два мальчика сказали, что если бы у них была возможность выучиться в родном городе, то они бы ею воспользовались.

Среди других поводов покинуть малую родину — насыщенная культурная жизнь (так говорили те, кто выбрал Санкт-Петербург) и желание сменить обстановку. Два человека в адрес Петербурга и Москвы сказали, что просто «влюбились в город», когда там побывали. И ни один из них на мой вопрос: «Боишься ли ты, что не получится найти свое место в чужом городе?» не ответил утвердительно. «Я готовлю себя к проблемам, с которыми могу столкнуться», — уверенно говорили те, мои собеседники.

Алина:

— У меня давно была мечта научиться играть на гитаре. Но я ее не покупаю, потому что планирую переезжать, а гитару-то как с собой перевозить? Хочу начать после того, как все получится.

Семеро из тех, кто стремится переехать, все равно рассматривают Хабаровск как альтернативу для получения высшего образования, но только если «что-то пойдет не по плану». Лишь один мальчик сказал, что после университета вернется в Хабаровск и будет работать здесь. Остальные твердо хотят устраивать жизнь в другом городе или даже в другом государстве.

Что держит в стороне родной?

Те, кто решил остаться дома как минимум на время учебы в вузе, на вопрос «Почему?» отвечали так: «У меня тут все», «Мне здесь как-то роднее» и «Слишком многое придется оставить». Причины в этом случае были менее конкретными. Из разговоров я поняла, что ребята не хотят уезжать от родителей на этом этапе жизни и не считают, что в другом городе им будет интереснее или веселее. Только один человек сказал, что не рассматривает переезд, потому что не сможет набрать достаточное количество баллов для поступления в столице.

Влада:

— Никуда не хочу уезжать. Сколько ни ездила, мне нигде так не нравится, как в Хабаровске. Это очень комфортный город.

Стоит отметить, что трое из остающихся упомянули о возможности смены города уже после получения диплома, когда будут более самостоятельными и финансово независимыми. Их позиция такова: «То, что я остаюсь здесь учиться, не значит навсегда. Переехать можно в любой момент».

Забавно, но когда я спрашивала ребят, думают ли они, что в вопросе переезда не последнюю роль играет так называемый «стадный эффект», все ответили: «Это заблуждение». Однако выяснилось, что большая часть окружения подростков, собравшихся переезжать, имеет такие же намерения. Аналогичная ситуация и с теми, кто решил остаться: их друзья и знакомые тоже планируют учиться в родном Хабаровске. Вот такое любопытное наблюдение.

(Продолжение следует.)

Как построить речь

Проблема нашего времени, которая становится все актуальнее: приходя в школу, ребенок не умеет полноценно общаться и высказывать свои мысли.

К сожалению, таких ребят больше и больше, отмечает учитель-логопед и дефектолог школы-интерната № 3 Наталья Пархоменко. И дело в неразвитом грамматическом строе речи.

Словарный тетрис

— Что означает такой термин? Это взаимодействие слов между собой, когда они из разрозненного набора превращаются в осмысленные и понятные предложения, — объясняет она. — Развитие грамматического строя речи — залог успешной общеречевой подготовки. Если его формирование нарушается при обучении в школе, это ведет к возникновению дисграфии — проблемам с письмом.

Как организовать процесс правильно? Нужно следить, чтобы ребенок умел анализировать речь, создавать  словосочетания в соответствии с нормами русского языка, обобщать и систематизировать полученные сведения. При этом используемый им речевой материал должен соответствовать потребностям детей его возраста. А если выявляются проблемы, нужна система специальных упражнений.

— Есть практические задания по словообразованию и словоизменению, которые формируют грамматический строй речи и устраняют имеющиеся дефекты, — говорит Наталья Викторовна. — Они направлены на накопление и уточнение активного и пассивного словарей, совершенствование навыков говорения и письма и развитие связной речи. Лучше всего давать их в игровой форме, но при этом для выполнения каждого задания ребенок должен получать четкую инструкцию.

Чем папа рубит дрова

Специалистка рекомендует несколько упражнений для коррекционной работы. Первое — называние предметов: к примеру, выбрать продукты, которые нужны для салата, вещи, для которых подходит характеристика «деревянные», и так далее. Второе — вопросы для уточнения того, что ребенок видит вокруг. Начать лучше с тех, что предполагают выбор ответа из двух вариантов. Например, пирожное сладкое или соленое? В бане жарко или холодно? Затем можно переходить к таким, которые требуют самостоятельных ответов.

Третье упражнение — установить соотношение предмета и действия. Пароход — плывет, машина — едет, собака — лает. Четвертое — дополнить предложение словом, которое подходит по смыслу. Папа взял топор и будет рубить дрова чем? Топором. Пятое — найти в предложении ошибку и исправить ее. Ночью на улицах всегда зажигаются фонарь. вместо фонари).

— Также хорошо работают пересказ текста и ответы на вопросы к нему, — отмечает Наталья Пархоменко.

Она подчеркивает, что хорошая речь является важнейшим условием комплексного развития ребенка:

— Чем богаче его словарный запас, тем проще ему высказывать свои мысли. Обратите внимание, что для формирования грамматического строя очень важно общение со сверстниками и взрослыми. Оно включает и понимание речи, и активное ее использование с учетом фонетики и грамматики.

А еще важным моментом в развитии речевых навыков детей является уровень образования родителей.

— Здесь все просто: если мама и папа сами используют правильно построенные предложения и у них богатый словарный запас, то и речь детей будет формироваться так, как нужно, — заключает логопед.

По данным городского управления образования, в Хабаровске работают больше 70 логопедических пунктов, и их услугами пользуются около двух тысяч ребят.

Научились как следует

Программа педагогов из Хабаровского края вошла в топ-3 Всероссийского проекта «Билет в будущее».

Учительница русского языка и литературы школы № 38 краевого центра Анастасия Соболевская и методист, дефектолог школы № 3 Комсомольска-на-Амуре Татьяна Король назвали свою разработку «Наставник на расстоянии». Команда создала ее в рамках обучения по проектному модулю «Билета в будущее».

В итоге эксперты по итогам заключительного конкурса дали программе очень высокую оценку и рекомендовали к внедрению в практику образовательных учреждений. Кроме того, педагогов пригласили принять участие в очных мероприятиях всероссийского проекта «Билет в будущее» — они пройдут в Москве с 17 по 19 ноября.

Лаборантский наш отряд

лаборанты.jpg

Первая медицинская смена заработала в краевом детском центре «Созвездие».

Она получила название «Витамин С» и объединила ребят, которые раньше принимали участие в естественно-научном хакатоне «Живи экологично», организованном совместно с хабаровским детским технопарком «Кванториум».

Теперь школьники могут на две недели погрузиться в серьезные науки: микробиологию, паразитологию и медицину катастроф. Кроме этого, они изучают клиническую психологию и даже медицинскую информатику.

Занятия для них ведут преподаватели Дальневосточного государственного медицинского университета. Они не только разбирают теорию, но и, например, устраивают химические эксперименты, соблюдая технику безопасности. А к процессу подготовки к ЕГЭ по химии и биологии подключились ведущие преподаватели Тихоокеанского госуниверситета.

По итогам смены ребята сдадут самый настоящий квалификационный экзамен, а еще защищать проекты по направлению «Волонтеры-медики». Но и результаты получат значительные: лучшие работы рекомендуют к участию во всероссийском конкурсе «Медицина будущего моими глазами».

Письма в выпуск «Образование» присылайте по адресу: ул. Ким Ю Чена, 6 или на электронную почту dulanova@mail.ru 




Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)