Специальные выпуски
Новый год у школьных ворот
Как готовятся к главному зимнему празднику лучшие педагоги Хабаровска?
Мы решили спросить об этом у победителей Всероссийского конкурса «Педагогический дебют — 2022» — в нынешнем году у нас их сразу трое.
Мы и друг наш снеговик
— К сожалению, у руководителя большинство зимних хлопот связаны вовсе не с елками и мандаринами, — посмеивается директор гимназии № 6 Наталья Скалозуб, лучший молодой управленец года. — Прежде всего это снег, все, что связано с его уборкой, теплом и комфортным пребыванием детей и сотрудников в здании. Кроме того, надо следить за заболеваемостью детей, не допускать массовых случаев ОРВИ, вовремя выводить классы на карантин и так далее. Ну и отчетная документация, которой достаточно в любое время.
Но и праздничной суеты здесь вообще-то с лихвой. Тем более что у гимназии весьма веселые новогодние традиции.
— Уже второй год мы объявляем новогодний конкурс для классных коллективов, — рассказывает Наталья Васильевна. — В прошлом году ребята создавали креативные елки, а в этом весь двор усыпан самыми разными снеговиками. Еще с родителями, детьми и педагогами (во главе с директором, конечно) строим ледяную горку и зимний городок на нашей территории. А в процессе согреваемся горячим чаем и вкуснейшими пирожками, которые специально для нас готовят наши замечательные повара.
Также по устоявшемуся обычаю утренники для учеников проходят в стенах альма матер.
— Они будут сопровождаться визитками: каждый класс готовит такую и представляет на общем мероприятии, — добавляет директор. — А поскольку в этом году гимназии исполнилось 60 лет, все ребята получат особые юбилейные подарки. Какие — секрет, но память останется надолго!
Рекомендации Роспотребнадзора, кстати, обещают соблюдать неукоснительно.
Гладкий лед и круг успеха
Ну а первый этаж лицея «Звездный» под Новый год превратится в аналог московского Арбата, где развернутся ярмарка и народные гуляния. Однако свои любимые ритуалы бывают и у отдельного класса.
— Мы вместе встречаем уже четвертый Новый год, и у нас есть добрая традиция садиться в круг и рассказывать друг другу о своих успехах и о том, над чем еще стоит поработать, — говорит учитель истории Анжела Магденко, лучший молодой классный руководитель года. — Также мы пишем себе послания в будущее, и вот уже через неделю откроем прошлогодние, чтобы прочитать и узнать, что удалось реализовать, а что пока нет. Но и это не все: на зимних праздниках мы все вместе ходим на каток и, думаю, этот год не станет исключением.
А вообще, по ее словам, в нынешнем декабре ее девятиклашкам будет особенно весело. Они единственные добровольно вызвались проводить праздники для начального звена и вот уже месяц ежедневно репетируют полноценную классическую елку с Дедом Морозом, Снегурочкой и героями русских сказок. Если добавить еще и украшение класса и зала, то выходит целый ворох предновогодних забот.
— Что касается новых традиций, то тут мы ничего добавлять не будем, — продолжает педагог. — Мы ведь последний год в таком большом дружном составе: потом кто-то уйдет после девятого. Так что не станем изменять себе. Единственное — обсудим, как соберемся и отметим уже следующий год.
Кружка счастья
Еще Анжела вместе с родителями, конечно, обдумывает, что подарить своим ученикам. А вот ее коллега Мария Пальникова, лучший молодой учитель года, держит в запасе проверенные рецепты:
— Мы в «Звездном» играем в тайного Деда Мороза. Я с удовольствием дарю детям книги, фрукты и полезные мелочи. А еще в конце каждого полугодия старшеклассники сдают экзамены по моим предметам, русскому и литературе, и в честь Нового года я всегда делаю один счастливый билет. Он дает ребенку право получить «отлично» автоматом.
Самым трогательным подарком для себя Мария считает кружку с фразой «Счастье — это когда тебя понимают» из фильма «Доживем до понедельника» от одной из девятиклассниц. К слову, и творческие презенты они с учениками очень уважают — например, ставят собственные хореографические номера, причем учительница танцует в них и сама.
— В общем, делаем все как как можно интереснее, — заключает Мария.
Большие планы на завтра. Часть 2
(Начало в номере за 16 ноября)
С 1 декабря в школах начали принимать заявления на сдачу ЕГЭ. Одиннадцатиклассникам нужно определиться с предметами по выбору до 1 февраля.
— Мне жизнь после сдачи экзаменов видится очень смутно, — рассуждает будущая выпускница школы № 10 Ксения Балакина. — Как будто ты 17 лет шла к выполнению единственного действия, и после все прекращается…
Для «Хабаровских вестей» Ксения расспросила 19 знакомых одиннадцатиклассников о будущем, и Единые госэкзамены, конечно, стороной обойти не могла.
Но это просто рубеж?
Почти в каждом разговоре я слышала, что мои одноклассники переживают по поводу ЕГЭ. Ребята, которые говорили: «Ни в чем не уверен, но при этом ни о чем не беспокоюсь» (таких было восемь), все равно приходили к мысли, что экзамены играют для них не последнюю роль.
Особенно меня волновало, считают ли они ЕГЭ неким рубежом, завершением одного жизненного этапа и началом нового — так же, как я.
Ответы разделились на три группы. Одни говорят, что экзамены не являются для них какой-то важной ступенью. Вторые думают, что именно после ЕГЭ начинается полноценная жизнь. А вот третьи как раз смотрят на грядущие испытания как на значимый и пугающий барьер.
К моему удивлению, большинство одиннадцатиклассников (13 человек) разделяют первое мнение.
Кажется, это идет в разрез с тем, что все они в той или иной мере переживают по поводу экзаменов. Но тут стоит обратить внимание на детали.
Если не ЕГЭ, то что?
Самым популярным ответом на такой вопрос оказалось 18-летие (так считают семь ребят). Кто-то из ребят высказал такое сравнение: «Совершеннолетие — это как будто ты до этого все время сидел дома, а потом тебя вдруг выпустили на улицу». Одна из моих одноклассниц ответила так: «Для меня ЕГЭ не рубеж, я училась 11 лет ради выпускного».
Однако не все придерживаются расслабленной и оптимистичной позиции, встретился и более приземленный взгляд. «Я не воспринимаю ЕГЭ как рубеж, потому что после него будет еще очень много испытаний», — высказался Вадим.
А кто-то вообще рассматривает ситуацию философски. «Человек живет всегда — и до 11-го класса, и после, — поделился Михаил. — Экзамены были, есть и будут, а то, что ты любишь, неизменно».
То есть, по мнению моих знакомых, время от времени переживать по поводу экзаменов не значит выстраивать всю свою жизнь вокруг подготовки к ним.
От тех троих, кто считает ЕГЭ точкой отсчета для чего-то по-настоящему интересного, я услышала: «Начнется веселая жизнь», «Наконец-то съеду от родителей» и «Сменю обстановку».
Мысли ребят по поводу экзаменов:
— «ЕГЭ — это просто ступень, но не что-то колоссальное. Я не вижу тут барьера»;
— «После ЕГЭ буду тот же я, но уже в другом месте и с новыми знакомствами»;
— «Представляю себе ЕГЭ как что-то очень страшное. Когда их череда пройдет, кажется, я выдохну и буду жить спокойно».
Важное и страшное?
Ребята, которые признали ЕГЭ значимым рубежом, говорили, что основное время уделяют подготовке к тестам. От каждого из них я услышала, что учиться крайне важно и основные силы сейчас стоит потратить именно на это: «Выложиться, чтобы потом сказать себе спасибо». Другие размышления были такими: «Сдать ЕГЭ и поступить — моя единственная цель сейчас», «Если сдам физику на сто баллов, буду считать, что моя жизнь удалась».
Интересное мнение мои знакомые высказали о том, почему учителя часто пугают нас экзаменами и тем, что мы не сможем их сдать: «Страх — доступный способ мотивации. Вряд ли они хотят чего-то плохого, просто сами переживают еще больше, чем мы».
На самом деле после таких разговоров мое отношение к ЕГЭ изменилось. Я поняла, что мы сами придаем то или иное значение разным событиям. Чтобы добросовестно готовиться к экзаменам, необязательно видеть в них конец света. Стоит напомнить себе, что баллы не определяют нас как личностей.
Недавнее заседание рабочей группы при заместителе мэра Хабаровска по социальным вопросам Ольге Мильчаковой посвятили организации каникулярного отдыха.
Ольга Николаевна подчеркнула, что главными задачами в этой сфере остаются сохранение охвата детей и тематически разнообразное наполнение отдыха. Особое внимание в 2023 году решили уделить мероприятиям и активностям, посвященным 165-летнему юбилею города.
Если говорить о показателях прошлого лета, то в городских лагерях с дневным пребыванием детей на базе 78 социальных учреждений краевого центра отдохнули около девяти тысяч ребят. В трудовых отрядах на 116 социально значимых объектах работали 1 947 старшеклассников.
Еще две тысячи школьников посетили загородные оздоровительные лагеря «Мир детства» и «Изумрудный город», которые курирует администрация краевого центра. На заседании их представители рассказали о ближайших планах по улучшению инфраструктуры.
Отдельно участники встречи обсудили подготовку к кампании спортивно-оздоровительного лагеря «Олимп» — третьего под крылом муниципалитета. Прошлым летом он не работал из-за неудовлетворительного технического состояния, но в 2023 году его планируют вернуть в строй.
Письма в выпуск «Образование» присылайте по адресу: ул. Ким Ю Чена, 6 или на электронную почту dulanova@mail.ru