Образование
logo

Специальные выпуски

Образование

Подготовила Дарья УЛАНОВА, фото автора и из архива

Новый год у школьных ворот

Как готовятся к главному зимнему празднику лучшие педагоги Хабаровска?

Мы решили спросить об этом у победителей Всероссийского конкурса «Педагогический дебют — 2022» — в нынешнем году у нас их сразу трое.

Мы и друг наш снеговик

— К сожалению, у руководителя большинство зимних хлопот связаны вовсе не с елками и мандаринами, — посмеивается директор гимназии № 6 Наталья Скалозуб, лучший молодой управленец года. — Прежде всего это снег, все, что связано с его уборкой, теплом и комфортным пребыванием детей и сотрудников в здании. Кроме того, надо следить за заболеваемостью детей, не допускать массовых случаев ОРВИ, вовремя выводить классы на карантин и так далее. Ну и отчетная документация, которой достаточно в любое время.

Но и праздничной суеты здесь вообще-то с лихвой. Тем более что у гимназии весьма веселые новогодние традиции.

— Уже второй год мы объявляем новогодний конкурс для классных коллективов, — рассказывает Наталья Васильевна. — В прошлом году ребята создавали креативные елки, а в этом весь двор усыпан самыми разными снеговиками. Еще с родителями, детьми и педагогами (во главе с директором, конечно) строим ледяную горку и зимний городок на нашей территории. А в процессе согреваемся горячим чаем и вкуснейшими пирожками, которые специально для нас готовят наши замечательные повара.

Также по устоявшемуся обычаю утренники для учеников проходят в стенах альма матер.

— Они будут сопровождаться визитками: каждый класс готовит такую и представляет на общем мероприятии, — добавляет директор. — А поскольку в этом году гимназии исполнилось 60 лет, все ребята получат особые юбилейные подарки. Какие — секрет, но память останется надолго!

Рекомендации Роспотребнадзора, кстати, обещают соблюдать неукоснительно.

Гладкий лед и круг успеха

Ну а первый этаж лицея «Звездный» под Новый год превратится в аналог московского Арбата, где развернутся ярмарка и народные гуляния. Однако свои любимые ритуалы бывают и у отдельного класса.

— Мы вместе встречаем уже четвертый Новый год, и у нас есть добрая традиция садиться в круг и рассказывать друг другу о своих успехах и о том, над чем еще стоит поработать, — говорит учитель истории Анжела Магденко, лучший молодой классный руководитель года. — Также мы пишем себе послания в будущее, и вот уже через неделю откроем прошлогодние, чтобы прочитать и узнать, что удалось реализовать, а что пока нет. Но и это не все: на зимних праздниках мы все вместе ходим на каток и, думаю, этот год не станет исключением.

А вообще, по ее словам, в нынешнем декабре ее девятиклашкам будет особенно весело. Они единственные добровольно вызвались проводить праздники для начального звена и вот уже месяц ежедневно репетируют полноценную классическую елку с Дедом Морозом, Снегурочкой и героями русских сказок. Если добавить еще и украшение класса и зала, то выходит целый ворох предновогодних забот.

— Что касается новых традиций, то тут мы ничего добавлять не будем, — продолжает педагог. — Мы ведь последний год в таком большом дружном составе: потом кто-то уйдет после девятого. Так что не станем изменять себе. Единственное — обсудим, как соберемся и отметим уже следующий год.

Кружка счастья

Еще Анжела вместе с родителями, конечно, обдумывает, что подарить своим ученикам. А вот ее коллега Мария Пальникова, лучший молодой учитель года, держит в запасе проверенные рецепты:

— Мы в «Звездном» играем в тайного Деда Мороза. Я с удовольствием дарю детям книги, фрукты и полезные мелочи. А еще в конце каждого полугодия старшеклассники сдают экзамены по моим предметам, русскому и литературе, и в честь Нового года я всегда делаю один счастливый билет. Он дает ребенку право получить «отлично» автоматом.

Самым трогательным подарком для себя Мария считает кружку с фразой «Счастье — это когда тебя понимают» из фильма «Доживем до понедельника» от одной из девятиклассниц. К слову, и творческие презенты они с учениками очень уважают — например, ставят собственные хореографические номера, причем учительница танцует в них и сама.

— В общем, делаем все как как можно интереснее, — заключает Мария.



Большие планы на завтра. Часть 2

(Начало в номере за 16 ноября)

ЕГЭ.JPG

С 1 декабря в школах начали принимать заявления на сдачу ЕГЭ. Одиннадцатиклассникам нужно определиться с предметами по выбору до 1 февраля.

— Мне жизнь после сдачи экзаменов видится очень смутно, — рассуждает будущая выпускница школы № 10 Ксения Балакина. — Как будто ты 17 лет шла к выполнению единственного действия, и после все прекращается…

Для «Хабаровских вестей» Ксения расспросила 19 знакомых одиннадцатиклассников о будущем, и Единые госэкзамены, конечно, стороной обойти не могла.

Но это просто рубеж?

Почти в каждом разговоре я слышала, что мои одноклассники переживают по поводу ЕГЭ. Ребята, которые говорили: «Ни в чем не уверен, но при этом ни о чем не беспокоюсь» (таких было восемь), все равно приходили к мысли, что экзамены играют для них не последнюю роль.

Особенно меня волновало, считают ли они ЕГЭ неким рубежом, завершением одного жизненного этапа и началом нового — так же, как я.

Ответы разделились на три группы. Одни говорят, что экзамены не являются для них какой-то важной ступенью. Вторые думают, что именно после ЕГЭ начинается полноценная жизнь. А вот третьи как раз смотрят на грядущие испытания как на значимый и пугающий барьер.

К моему удивлению, большинство одиннадцатиклассников (13 человек) разделяют первое мнение.

Кажется, это идет в разрез с тем, что все они в той или иной мере переживают по поводу экзаменов. Но тут стоит обратить внимание на детали.

Если не ЕГЭ, то что?

Самым популярным ответом на такой вопрос оказалось 18-летие (так считают семь ребят). Кто-то из ребят высказал такое сравнение: «Совершеннолетие — это как будто ты до этого все время сидел дома, а потом тебя вдруг выпустили на улицу». Одна из моих одноклассниц ответила так: «Для меня ЕГЭ не рубеж, я училась 11 лет ради выпускного».

Однако не все придерживаются расслабленной и оптимистичной позиции, встретился и более приземленный взгляд. «Я не воспринимаю ЕГЭ как рубеж, потому что после него будет еще очень много испытаний», — высказался Вадим.

А кто-то вообще рассматривает ситуацию философски. «Человек живет всегда — и до 11-го класса, и после, — поделился Михаил. — Экзамены были, есть и будут, а то, что ты любишь, неизменно».

То есть, по мнению моих знакомых, время от времени переживать по поводу экзаменов не значит выстраивать всю свою жизнь вокруг подготовки к ним.

От тех троих, кто считает ЕГЭ точкой отсчета для чего-то по-настоящему интересного, я услышала: «Начнется веселая жизнь», «Наконец-то съеду от родителей» и «Сменю обстановку».

Мысли ребят по поводу экзаменов:

— «ЕГЭ — это просто ступень, но не что-то колоссальное. Я не вижу тут барьера»;

— «После ЕГЭ буду тот же я, но уже в другом месте и с новыми знакомствами»;

— «Представляю себе ЕГЭ как что-то очень страшное. Когда их череда пройдет, кажется, я выдохну и буду жить спокойно».

Важное и страшное?

Ребята, которые признали ЕГЭ значимым рубежом, говорили, что основное время уделяют подготовке к тестам. От каждого из них я услышала, что учиться крайне важно и основные силы сейчас стоит потратить именно на это: «Выложиться, чтобы потом сказать себе спасибо». Другие размышления были такими: «Сдать ЕГЭ и поступить — моя единственная цель сейчас»,  «Если сдам физику на сто баллов, буду считать, что моя жизнь удалась».

Интересное мнение мои знакомые высказали о том, почему учителя часто пугают нас экзаменами и тем, что мы не сможем их сдать: «Страх — доступный способ мотивации. Вряд ли они хотят чего-то плохого, просто сами переживают еще больше, чем мы».

На самом деле после таких разговоров мое отношение к ЕГЭ изменилось. Я поняла, что мы сами придаем то или иное значение разным событиям. Чтобы добросовестно готовиться к экзаменам, необязательно видеть в них конец света. Стоит напомнить себе, что баллы не определяют нас как личностей.


А думаем о лете

Недавнее заседание рабочей группы при заместителе мэра Хабаровска по социальным вопросам Ольге Мильчаковой посвятили организации каникулярного отдыха.

Ольга Николаевна подчеркнула, что главными задачами в этой сфере остаются сохранение охвата детей и тематически разнообразное наполнение отдыха. Особое внимание в 2023 году решили уделить мероприятиям и активностям, посвященным 165-летнему юбилею города.

Если говорить о показателях прошлого лета, то в городских лагерях с дневным пребыванием детей на базе 78 социальных учреждений краевого центра отдохнули около девяти тысяч ребят. В трудовых отрядах на 116 социально значимых объектах работали 1 947 старшеклассников.

Еще две тысячи школьников посетили загородные оздоровительные лагеря «Мир детства» и «Изумрудный город», которые курирует администрация краевого центра. На заседании их представители рассказали о ближайших планах по улучшению инфраструктуры.

Отдельно участники встречи обсудили подготовку к кампании спортивно-оздоровительного лагеря «Олимп» — третьего под крылом муниципалитета. Прошлым летом он не работал из-за неудовлетворительного технического состояния, но в 2023 году его планируют вернуть в строй.

Письма в выпуск «Образование» присылайте по адресу: ул. Ким Ю Чена, 6 или на электронную почту dulanova@mail.ru


Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)