Специальные выпуски
Наступивший 2023-й объявлен Годом педагога и наставника. Не просто учителя, нет! Сама формулировка говорит о том, какое особенное значение должен иметь преподающий взрослый для растущих ребят.
И, безусловно, имеет. Так считают и сами дети — мы не раз встречали это мнение. Например, когда читали их размышления о том, что значит быть учителем. И порой они далеко не детские. Например, как в эссе Ксении Балакиной, ученицы 11 «А» класса средней школы № 10. Оно показалось нам настолько интересными и важными, что мы решили опубликовать этот текст полностью.
Не навреди
Профессия учителя как будто была в моей жизни с самого рождения, потому что моя бабушка преподаватель. Несмотря на это, я никогда не задумывалась о карьере педагога. Сначала работа учителя представлялась мне бесконечной проверкой тетрадей до ночи, заполнением бумажек с непонятным названием «Поурочное планирование» и вечно расстроенными после очередных ученических проделок нервами…
Позже я убедилась, что учителя, особенно школьные, занимают в жизнях многих детей очень важное место. Наверное, самый большой страх, который возникает, когда представляю себя в такой роли, — навредить своим подопечным. Иногда ненароком сказанное грубое или осуждающее слово может ранить сильно и надолго.
Размышляя над возможностью быть учителем, я в первую очередь задаюсь вопросом: «В чем была бы моя главная цель?» Возможно, ответ прозвучит банально, но я бы хотела сделать жизнь своих учеников хотя бы чуточку лучше, пробудить в них искреннее желание узнавать что-то новое, научить справляться не только с заданиями из учебников, но и с жизненными трудностями и повседневными проблемами.
Бывают ситуации, когда ребенка не понимают и не принимают родители или сверстники. Крайне важно, чтобы рядом оказался человек, который помог бы ему пройти через сложности, не озлобившись на мир и людей: сохранить веру в доброту и человечность, воспитать в себе эти качества.
Я бы хотела, чтобы ученики могли доверять мне и моему опыту. Наверняка достигнуть такого взаимопонимания очень сложно, особенно когда нужно сохранять авторитет. Однако знаю примеры, хоть и единичные, когда учителю удавалось стать для учеников другом, не утратив, а даже повысив его.
Преподавая, помогать
Если поразмышлять непосредственно о предмете, то я не могу выбрать для себя какую-либо дисциплину из школьной программы. Хотелось бы вести предмет, которого, по моему мнению, не хватает в современных школах. Это психологическое образование.
Некоторые взрослые упорно отрицают существование психологических расстройств у подростков, не признают их разрушительность и опасность. Это приводит к тому, что дети предпочитают замалчивать свои проблемы, боясь просить о помощи. Многие могут заметить, что для решения таких вопросов есть школьный психолог или предмет психология. К сожалению, и то и другое присутствует далеко не во всех школах. Более того, работа школьного психолога и преподавание психологии часто оставляют желать лучшего.
Я бы проводила уроки психологической самопомощи (думаю, можно назвать их так) для всех учащихся. Если честно, предпочла бы, чтоб на них ученики не зарабатывали оценки, а знания, полученные в классе, могли помочь им в реальной жизни. Я ни в коем случае не отрицаю необходимость и значимость изучения всем известных школьных предметов! Напротив, мне кажется, что мои занятия смогли бы повысить работоспособность, мотивацию и желание ребят учиться. Тема психического здоровья сегодня очень стигматизирована*, и, возможно, моя деятельность помогла бы подрастающему поколению избавиться от действия вредных стереотипов.
С благодарностью и без ультиматумов
Иногда можно услышать, как профессию учителя называют «неблагодарной». Действительно, нередко воспитанники не могут по достоинству оценить труд и старания педагога. Такая закономерность наводит на мысль, что учитель должен быть человеком эмоционально устойчивым.
К тому же мне кажется, что труд учителей оплачивается недостаточно, а сейчас это играет одну из определяющих ролей. Существует мнение, что учитель — это призвание, а «кто хочет зарабатывать деньги, пусть идет в репетиторство». Считаю, что такая ультимативность неуместна. Она служит одной из причин, по которым молодые люди с педагогическим образованием не идут работать в школы.
Неумолимо близится время, когда мне придется покинуть стены школы и, разумеется, расстаться с учителями, которые 11 лет передавали мне и другим ребятам свои знания и опыт.
Еще в конце прошлого учебного года я была уверена, что не буду скучать, но чем ближе момент расставания, тем большей благодарностью я проникаюсь к педагогам и тем сильней ощущается внутри тоска по уходящему детству. Часть меня хранит надежду, что через несколько лет я смогу увидеться с самыми значимыми для меня учителями. Может быть, они даже смогут гордиться своей воспитанницей. Для меня учителя останутся не только мудрыми наставниками, но и хранителями моего детства.
* Стигматизация — навешивание ярлыка, формирование негативного отношения к чему-либо на основе расхожих заблуждений.
Со следующего учебного года в российских школах может появиться учебник истории с разделом, посвященным СВО.
Об этом накануне рассказал глава Министерства просвещения РФ Сергей Кравцов. Он подчеркнул, что сегодня раздел про цели и задачи специальной военной операции уже есть в программе курса по истории, а в разрабатываемом учебнике ее причины и задачи изложат уже подробнее.
И это лишь одно из новшеств, ожидающих школы в этом году.
От идеи к идеологии
По словам члена Общественной палаты Хабаровска, директора многопрофильного лицея, учителя истории Ольги Кодиной, это позволит создать единое образовательное пространство и не нарушать права ребенка при смене учреждения. То есть, переходя из одной школы в другую, даже в масштабах страны он сможет легко адаптироваться и продолжить обучение по той же программе.
— Как учитель истории я понимаю, что к преподаванию этого предмета надо подходить очень ответственно, аккуратно. Педагог не вправе делать выводы и навязывать свое мнение, его задача рассказать о том, что происходило, назвать плюсы и минусы, — подчеркнула Ольга Борисовна. — Я пришла в школу в то время, когда начали отказываться от советских учебников и писать новые под диктовку, как сейчас говорят, недружественных нам стран. Я была в корне не согласна с предложенной там трактовкой многих исторических событий, в том числе Второй мировой войны, поэтому еще восемь лет учила детей по советским учебникам. До сих пор уверена, что они очень хорошие, потому что написаны с учетом возрастных и психологических особенностей детей. И еще одна важная составляющая — идеология. Согласитесь, что все события мы объясняем с точки зрения своего менталитета, принципов, ценностей. Государственная идеология должна быть четко сформулирована, и только школа не может за это отвечать. Здесь необходимо задействовать все механизмы: литература, кинофильмы, музыка, праздники, памятные даты и так далее.
В школьный курс литературы решено вернуть ряд произведений советских писателей, так как все они, по словам министра Сергея Кравцова, формируют общественное историческое сознание целых поколений и очень важны.
Так в федеральные основные образовательные программы уже включены проза и поэзия о Великой Отечественной войне, в том числе «Молодая гвардия» Александра Фадеева, «Горячий снег» Юрия Бондарева, стихотворение «Сын артиллериста» Константина Симонова, кроме того, роман-эпопея «Тихий Дон» Михаила Шолохова, и эта работа продолжается.
С элементами НВП
Еще с 1 сентября в российских школах планируется ввести основы военной подготовки, сообщает rg.ru (16+).
В конце прошлого года Министерство просвещения утвердило федеральную программу школьного образования для 10—11-х классов, где представлено два варианта курса ОБЖ. Один — базовый и содержит привычные разделы по безопасности. В другом есть модуль «Элементы начальной военной подготовки». Старшеклассников научат обращаться с автоматом Калашникова (АКМ) и ручными гранатометами, пользоваться противогазом и другими индивидуальными защитными средствами, оказывать первую медицинскую помощь, выполнять строевые команды. Выбора варианта остается за школой.
Изменения в программе ОБЖ ждут и школьников 5—7-х и 8—9-х классов. Им рекомендовано изучить основные источники опасности в быту, Правила дорожного движения, понятия «цифровая среда», «экстремизм» и «терроризм» и так далее. Так, на уроках безопасности дорожного движения рекомендуют знакомить с правилами езды на велосипедах, электросамокатах, гироскутерах, моноколесах, сегвеях.
В младших же классах правила безопасности разбросают по всем предметам. Например, на уроке «Человек и общество» расскажут, как правильно организовать учебное место, а на уроке «Правила безопасности жизнедеятельности» научат пользоваться бытовыми электроприборами и газовыми плитами, а также разъяснят, куда звонить в экстренных случаях.
Секреты успеха
На онлайн-уроки финансовой грамотности приглашают учащихся.
Банк России предлагает ученикам 8—11-х классов и студентам колледжей поучаствовать в весенней сессии онлайн-уроков по финансовой грамотности, сообщает пресс-служба хабаровского отделения ведомства.
На занятиях слушатели научатся разбираться в реальных жизненных ситуациях, связанных с финансами, а часть знаний вполне может пригодиться при сдаче ЕГЭ по обществознанию. Лекторы — эксперты Банка России, финансовых организаций и преподаватели вузов. В прямом эфире они расскажут, как стать успешным бизнесменом, зачем нужна страховка, как управлять доходами и расходами и не попасться на уловки мошенников.
Отдельный блок онлайн-уроков посвящен профориентации: ученики смогут примерить профессии финансиста, бизнес-аналитика и педагога.
Занятия в формате вебинаров уже начались, подключиться к ним можно как классом или группой, так и индивидуально. С расписанием и инструкцией по подключению можно ознакомиться на сайте проекта www.dni-fg.ru.(12+). Продлится весенняя сессия до 21 апреля.
Письма в выпуск «Образование» присылайте по адресу: ул. Ким Ю Чена, 6 или на электронную почту dulanova@mail.ru