Образование
logo

Специальные выпуски

Образование

Подготовила Дарья УЛАНОВА и Татьяна ЦВЕНГЕР, фото из архива

Где искать взаимопонимание

Хатункина3.jpg

В крае, похоже, резкий рост конфликтов в образовательных учреждениях — по крайней мере, так ситуацию видят в общественной приемной регионального уполномоченного по правам ребенка.

За 11 месяцев 2019 года сюда поступило 350 письменных обращений. Все они касаются различных противостояний.

— Каждый звонок на горячую линию тоже про это, — отметила уполномоченная по правам ребенка в Хабаровском крае Виктория Трегубенко. — И в последний год просто бум жалоб на образовательные организации.

По ее словам, информацию родителей зачастую подтверждают сами дети:

— На уроках рассказываем классу о соблюдении прав ребенка, и тут ученики говорят: «А у нас в школе так не делают!» Мы вынуждены напоминать, что педагог должен доброжелательно относиться ко всем детям, а не только к любимчику. Или, наоборот, к нелюбимчику, которого назначил причиной своих бед. И даже если этот ребенок отлично учится и проявляет себя, на него начинают оказывать давление.

Виктория Владимировна подчеркнула, что ей непонятна реакция руководства учреждения и органов образования.

— Конечно, педагогическое сообщество должно отстаивать своих, но не во всех случаях, — объяснила она. — Нам все чаще и чаще приходится использовать пункт полномочий, который позволяет рекомендовать руководителям обратить внимание на работу конкретного специалиста. Потому что если возникает подобная проблема, ее надо решать на первом уровне, а не ждать, пока мама и папа пойдут в суд. Также недопустима позиция «Эти родители вложили больше, а эти меньше, поэтому одного ребенка мы любим, а другого нет». К сожалению, я сейчас описываю реальную ситуацию.

Не устраивает Викторию Трегубенко и работа школьных служб медиации (примирения). По ее информации, в крае их 189, но многие существуют только на бумаге:

— Подходишь к специалисту и спрашиваешь: «Вы знаете, что вы в службе примирения?», а он в ответ: «Правда?» А потом возникает конфликт, его надо решать, но при этом никто не знает, что делать.

Опыт — результат работы

Главный специалист городского центра развития образования Ирина Федотова, которая курирует школьную медиацию в Хабаровске, с такой оценкой деятельности своих подопечных объединений не согласна. Она утверждает, что формальной их работу назвать нельзя:

— Сегодня мы обучаем как учителей, так и учеников, которые входят в школьные службы медиации, на базе педагогического института. У нас действует методическое объединение, каждый год проводятся городские семинары и круглые столы. И если кто-то из участников не работает, то это временное явление, связанное с объективными причинами.

— В прошлом году в городе было 20 таких служб, в нынешнем — уже 29, — говорит руководитель городского методического объединения медиаторов, заместитель директора лицея «РИТМ» Ольга Хатункина. — Насчет последних я пока не могу сказать ничего конкретного, они только образовались. Но на семинарах мы обмениваемся практическим опытом, а для этого он должен быть.

Ольга Ивановна — сертифицированный медиатор. В 2015 году, когда практика мирного разрешения школьных конфликтов пришла в краевую систему образования, она прошла обучение у ее автора Антона Коновалова.

— Вскоре в лицее появилась своя служба примирения, — добавляет она. — А в 2016 году мы стали инновационной площадкой по этому направлению.

Путали с медитацией

Сначала, конечно, было трудновато. По ее словам, когда о новой системе рассказывали на общих родительских собраниях, мамы и папы никак не могли понять, что за сложную технологию им предлагают.

— Медиацию часто путали с медитацией, говорили: «Да зачем нам это надо?» — смеется Ольга Ивановна. — Но потом прониклись. Теперь в анкетах для родителей первоклассников у нас даже есть вопросы: «Как вы разрешаете конфликты? Знаете ли вы о медиации?»

Сейчас в «РИТМе» проводится три — шесть медиаций в год. Ольга Хатункина уверяет, что это нормальное количество: все-таки процесс трудоемкий, административное решение зачастую принять проще. Плюс главный принцип процесса — добровольность: борющиеся стороны должны сами захотеть найти компромисс. Медиатор и специальная группа (в ней семь-девять подготовленных человек) их только направляют.

На сессии, которая длится три — четыре часа, стороны высказывают свою точку зрения на проблему, очищают ее от лишних эмоций, отвечают на вопросы: «Почему это произошло?», «Что можно сделать, чтобы это изменить?», «Что испытывает пострадавший?», «Какой видится выход?». Итогом этой работы становится общее соглашение.

У ссор есть возраст

— В каждом школьном звене свои типы конфликтов, — объясняет педагог. — В младших классах это часто межличностные противостояния, когда кто-то кого-то обозвал. Бывают ситуации, когда один ребенок мешает учиться всем остальным. Или, например, учитель поменялся, и его подход не нравится родителям. Для средних классов характерны инциденты «учитель — ученик» и борьба за лидерство. А вот в старшей школе у нас ребята почти не конфликтуют ни между собой, ни с педагогами.

Она убеждена, что это — результат созданной системы работы. Ведь в каждом классе, где появляются проблемы, потом проводятся занятия по толерантности, взаимопониманию и конструктивному общению.

— Мы еще в начале пути решили, что медиация станет одним из методов профилактической работы, — уточняет Ольга Хатункина. — И в итоге у нас за три года нет ни одного ученика на учете в комиссии по делам несовершеннолетних.

Науке все возрасты покорны

демьян1.jpg

Что необходимо, чтобы совершить научное открытие? По мнению восьмиклассника Демьяна Данильченко, хватит и одного желания познать мир.

Именно с такой целью осенью 2018 года Демьян пришел в городской детский эколого-биологический центр.

— Все получилось благодаря моей маме, — рассказывает Демьян. — Мне нравились естественные науки, и мама обратила на это внимание. Сама нашла этот центр и повела заниматься.

Э-э-эксперименты

Свою любовь к естественным наукам Демьян объясняет просто:

— Мы многое не знаем о нашем мире, а очень хочется его понять. Что и как устроено? Почему все происходит именно так? И ты ведь можешь не только изучить уже известное, но и самостоятельно прийти к ответу на свои вопросы посредством экспериментов.

Пока за спиной у школьника только одна научная работа. Зато какая! Разработка модели идеального бюджетного солнечного коллектора-водонагревателя.

— Как только я пришел в центр, мы с моим руководителем Кириллом Геннадьевичем Гороховым заглянули на сайт Spare* и увидели там эксперименты с водонагревателем. И у нас возникла идея сделать коллектор-водонагреватель.

Осень и зима у юного ученого ушли на создание тестовой модели и лабораторные эксперименты. Бралось два контейнера. Первый полностью окрашивался черной автомобильной краской, а второй оставляли прозрачным. В ходе работы периодически использовались теплоизоляторы и светоотражатели. Каждый контейнер наполнялся водой и в течение трех часов нагревался с помощью обычной лампы накаливания мощность в 95 ватт.

— Мы провели десять полноценных экспериментов с изменениями условий нагрева. Выяснилось, что вода нагревается лучше в прозрачном контейнере, — подытожил Демьян. — Для меня это был неожиданный итог, так как есть сложившееся мнение, что черный цвет поглощает тепло.

Стоит отметить, что физику Демьян изучает только второй год, однако уже обладает знаниями чуть больше школьной программы.

Чисто и дешево

Но на практической части работа не закончилась. Получив такой результат, Демьян вместе со своим руководителем начал искать теоретическое обоснование.

— Черный контейнер нагревался только сверху, а в случае с прозрачным — лучи света проникали внутрь, благодаря чему вода равномерно прогревалась, — рассуждает Демьян. — Все еще зависит от наличия теплоизолирующих элементов и расположения источника света. Но черный все же не так эффективен, как прозрачный.

По словам Демьяна, научное изобретение отыщет популярность среди дачников и собственников земельных угодий, так как на данный момент обогрев воды у них происходит с помощью горючего топлива. А этот способ имеет несколько внушительных минусов: затратная установка для нагрева (около 40 тыс. руб.), топливо и вред окружающей среде.

Уже сейчас проект нашел отклик на нескольких региональных и всероссийских конкурсах. Из последних — победа в краевом этапе и участие во Всероссийском конкурсе юных исследователей окружающей среды. А совсем недавно Демьян стал участником краевого этапа Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ имени В.И. Вернадского. В ходе стендовой защиты подросток представил свою работу на суд организатора конкурса Александра Леонтовича.

— Я хотел запомнить весь текст доклада, чтобы рассказать наизусть, но немного растерялся, — скромно отмечает Демьян. — Но, думаю, результаты покажут, насколько убедительно я выступил.

* Spare— школьный проект рационального использования ресурсов и энергии.

Оценили методы

В Хабаровске подвели итоги краевого конкурса на лучшую программу дошкольного образования в 2019/20 учебном году.

Два из четырех учреждений-победителей работают в краевом центре: это детские сады № 51 и № 17. Первый стал лидером в номинации «Лучшая основная образовательная программа», второй — в направлении «Лучшая программа, отражающая особенности деятельности по формированию у детей конструктивного мышления».

Также в конкурсе оценивались программы, рассчитанные на группы компенсирующего вида и направленные на раннюю профориентацию детей.

Лауреаты получат дипломы краевого минобрнауки, а десять лучших конкурсных работ разместят на сайте краевого института развития образования (найти их можно в разделе «Лучшие практики и разработки ООП ДОО»). В этом перечне, кроме победителей, есть также хабаровские детские сады № 192 и «Верботон».



Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)