Образование
logo

Специальные выпуски

Образование

Подготовила Дарья УЛАНОВА, фото автора и из архива

Десятый класс и сосиски

В марте начальник городского управления образования Татьяна Матвеенкова побывала в гостях у «Хабаровских вестей» и ответила на вопросы журналистов, горожан и самих школьников.

Впервые о волнующих темах через газету Татьяну Борисовну спрашивали не только взрослые, но и дети. В итоге интервью длилось два часа и попросту не вместилось на газетную полосу. В этом выпуске «Образование» мы публикуем продолжение.

Спрашивают родители

— Почему на Втором Хабаровске нет центра детского творчества? Он нужен как воздух!

— Вообще-то там есть большой ДК железнодорожников, и активности в нем самые разные. Активно развивается внеурочная деятельность при школах. Но если вы считаете, что такая необходимость есть, стоит обратиться с этим вопросом в администрацию города. Мы рассмотрим возможность создания учреждения дополнительного образования, если там найдется подходящее муниципальное помещение.

— Сколько у нас в следующем году будет 10-х классов? Что самое популярное среди профильных предметов для ОГЭ?

— Мы традиционно формируем 10-е классы не менее чем для половины выпускников девятилетки. В 2023/24 учебном году планируем набрать около ста, в которых будут учиться примерно 2 500 ребят.

Что касается выбора предметов для сдачи ОГЭ, то, хоть информатика и набирает популярность по сравнению с предыдущими годами, по-прежнему лидируют обществознание и история. Количество универсальных классов для тех, кто не определился с профилем, сохраняется. В прошлом году мы, например, открыли семь дополнительных. Но большинство ребят все же мотивированы именно на профиль, который поможет им поступить на желаемую специальность.

— Школы до сих пор запираются на замки во время уроков?

— Да, такие требования к обеспечению безопасности сохраняются. Поэтому мы оборудовали все входы в образовательные учреждения домофонными системами. Свободного доступа туда нет. С ограждениями и калитками ситуация сложнее: многие школы расположены в центре жилых микрорайонов, и у жителей нет другой возможности попасть к своим домам, кроме как через двор учреждения.

— Месяц назад детям сказали, что мясные продукты в столовой давать не будут. Причины не объяснили. На прошлой неделе опять начали давать. Что происходит?

— В подобных случаях нужно называть конкретную школу, чтобы мы выехали и проверили. Сейчас такую ситуацию попросту сложно представить: школьное питание строго контролируется, в том числе проверяющими органами и родителями, оно должно соответствовать нормам по питательному составу и ценовой политике.

Мне кажется, речь шла о выводе из меню сосисок, которые теперь в школьных столовых готовить нельзя. Но это не значит, что мяса детям не давали вообще.

Интересуются дети

— Вообще должно ли питание в столовых быть обязательным для учеников? А если кормят невкусно?

— Вкусно и невкусно — очень субъективные категории. Можно запросто обидеть повара, потому что вы просто не привыкли к какому-либо блюду, у вас дома не принято его есть. А кто-то другой будет уплетать его за обе щеки.

Если школьное меню совсем не нравится, можно приносить еду с собой. Но съедать ее нужно в столовой в специально отведенное время, соблюдая правила гигиены, а не разворачивать там, где парты и тетрадки.

— Надо ли предоставить детям выбор, чем заниматься на технологии? Не всем девочкам нравится шить, не всем мальчикам — работать с деревом. И часто уровень оснащения кабинетов для мальчиков и девочек разительно отличается. Угадайте, у кого в нашей школе огромная мастерская с кучей станков, а у кого крошечная комната и одна-единственная швейная машинка…

— Образовательные программы утверждены на федеральном уровне. Но кроме этого, у каждого учреждения свой набор условий и возможностей: у кого-то для деревообработки, у кого-то для шитья или приготовления пищи. Поэтому ваш вопрос нужно решать с администрацией школы — для этого и существуют советы старшеклассников, которые могут обратиться к руководству с предложениями.

Насколько сегодня перегружены школы? Просто в нашей, например, вместо 500 учится около 800 человек.

— Этот вопрос не такой простой, как кажется на первый взгляд. Например, школа изначально проектировалась на 500 человек, когда по санитарным нормам можно было обучать максимум по 25 человек в классе. Но потом нормы изменились, их стали рассчитывать по площади 2 кв. м на одного ученика. И стало можно обучать уже по 30 человек. По старым показателям школа считалась бы перегруженной, а по новым — нет.

Кроме того, нелишне помнить, что в начале 2000-х годов учреждения закрывались блоками — был спад рождаемости, туда просто некому было идти. И только с 2007 года стали открываться новые. За это время, например, мы вернули в систему образования больше 40 зданий. А еще были стройки и реконструкции, и они продолжаются.

— Что приоритетнее: финансирование учреждений общего или дополнительного образования?

— Нет у нас таких приоритетов. Первоочередная наша задача — оплата труда всех педагогов независимо от направления, в котором они работают. Затем — содержание зданий. Тут тоже никто не ранжируется, нужно, чтобы все было в порядке и исправно работало. И так далее. Мы стараемся уделить внимание всем.

— Как в принципе назначаются директора школ?

— Сначала готовится кадровый резерв, где перспективные педагоги получают теоретические знания и практические навыки, нужные руководителю. Например, как планировать финансово-хозяйственную деятельность, составлять штатное расписание, распределять средства и многое другое. На выходе им нужно защитить проект по улучшению деятельности своего учреждения.

Каждая кандидатура утверждается министерством образования и науки края. При этом мы понимаем, что лучший способ узнать, насколько компетентен человек, — дать ему работу. Поэтому мы нанимаем специалиста с обязательным условием испытательного срока, когда он проявляет себя и показывает, насколько реально соответствует новой должности.


Вузы попадают в топ

В преддверии приемной кампании агрегатор независимой оценки высшего образования представил Национальный агрегированный рейтинг 2023 года.

В него попали восемь университетов и институтов края: вместе с Приморьем мы делим лидерство среди регионов Дальнего Востока. Шесть учебных заведений работают в Хабаровске.

Как это работает

Агрегатор проанализировал показатели 686 вузов России по 12 престижным рейтингам. Каждый из них должен быть публичным (предоставлять полную информацию в открытом доступе), стабильным (существовать не меньше трех лет), массовым (оценивать минимум 100 вузов) и регулярным (составляться ежегодно). В итоге отбор прошли Национальный рейтинг Интерфакса, «Оценка качества обучения», рейтинг RAEX, «Международное признание», «Национальное признание», а также рейтинги журнала Forbes, платформ по поиску работы SuperJob и HeadHunter и другие.

Все они рассматривают деятельность учебных заведений с разных сторон. Интерфакс, например, учитывает образовательную и исследовательскую деятельность, бренд вуза, инновации и предпринимательство. RAEX — условия для получения качественного образования и уровень востребованности выпускников, «Оценка качества образования» использует результаты ЕГЭ, студенческих олимпиад и выпускных экзаменов, а SuperJob — средний уровень зарплат.

В Национальном рейтинге учитываются 8 лучших позиций из 12, а все вузы распределяются по 10 лигам.

Где сейчас мы

В 2023 году выше всех — во вторую лигу, или в топ-200 вузов страны — забрались ДВГУПС и ТОГУ (в премьеры и первую мы пока не попали). Оба университета, кстати, улучшили свои позиции: в прошлом году и «железка», и «политен» достигли только третьей сотни.

Сейчас там два других хабаровских представителя: Хабаровский государственный университет экономики и права (ХГУЭП) и институт культуры (ХГИК). И первый из них, кстати, тоже продемонстрировал рост — переместился к соседу из четвертой лиги.

В топ-400 вошел Комсомольский-на-Амуре государственный университет, а Дальневосточный медуниверситет (ДВГМУ) расположился вместе с академией физической культуры (ДВГАФК) в пятой лиге.

Замыкает список Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет (АмГПУ) — он в шестой лиге.

Стоит отметить, что Тихоокеанский госуниверситет единственный из вузов края попал еще и в глобальный агрегированный рейтинг: он вошел в 10 процентов лучших университетов мира.

Кроме того, на сайте агрегатора best-edu.ru (12+) можно посмотреть, в каких именно направлениях подготовки тот или иной вуз, по мнению экспертов, достиг наилучших результатов. Для этого есть специальный предметный рейтинг.


НАШ Надежный Активный Штурвал

чемпионат3.jpg

Хабаровчане стали лучшими на Дальневосточном чемпионате муниципальных управленческих команд сферы образования в Благовещенске.

В конкурсе, который проводится при поддержке проекта «Флагманы образования» президентской платформы «Россия — страна возможностей», приняли участие 15 команд из Амурской области, Забайкальского края, Биробиджана, Хабаровска и Южно-Сахалинска.

Команду «Хабаровск.НАШ» представляли заместитель начальника городского управления образования Елена Тихонова и группа директоров: Ирина Пушкарева из центра развития образования, Наталья Сухова из школы № 30, Ольга Богачева из школы № 85 и Александр Каримбетов из детско-юношеского центра «Техноспектр».

Программа чемпионата оказалась весьма насыщенной. Участников ждали управленческая мастерская «Целевая модель аттестации руководителей», практикум «Эффективные управленческие решения» с реальными кейсами и испытание «Проектирование стратегической сессии». Кроме того, в рамках трехдневной «Флагманской школы» им предстояло разработать управленческие проекты и создать программы развития системы образования в своих муниципалитетах.

В итоге нашим землякам достались звание абсолютных  победителей, кубок и право принять чемпионат у себя.

Ну а вне конкурса команды попробовали образовательные игры против профессионального выгорания и побывали с экскурсией на космодроме «Восточный».

Письма в выпуск «Образование» присылайте по адресу: ул. Ким Ю Чена, 6 или на электронную почту dulanova@mail.ru


Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)