Специальные выпуски
Диалог — это мост
Студенты, преподаватели, школьники и пенсионеры объединились, чтобы решать педагогические проблемы в совместной лаборатории.
А если точнее, то в кейс-лаборатории, где разбирают случаи и ситуации, взятые из реальной практики. В нынешнем учебном году она появилась при межкафедральном студенческом сообществе «Поколение», которое работает в педагогическом институте ТОГУ.
Уважительно, без давления
— Это новый для нас формат, который мы воплощаем в жизнь вместе с Дальневосточным институтом содействия общественному развитию (ДВИСОР), — рассказывает куратор сообщества, кандидат педагогических наук Светлана Шедина. — До этого, например, проводили кинопросмотры (в пандемию они были дистанционными) и обучали пожилых людей работать с компьютером и гаджетами.
Теперь к обсуждению фильмов добавились сложные педагогические вопросы — их поднимают раз в месяц.
— Наша главная цель — рассмотреть проблему с разных точек зрения, — объясняет Светлана Васильевна. — В центре внимания обычно отношения детей и подростков с родителями, учителями, бабушками и дедушками. Мы работаем с будущими педагогами, и нужно научить их взаимодействовать с людьми всех возрастов, слушать и слышать собеседника, доносить до аудитории свою позицию аргументированно, уважительно и без давления.
С этим как раз помогают активные представители старшего поколения, которые приходят на встречи лаборатории. Впрочем, и младшего тоже.
— Обычно берем четыре-пять кейсов, — описывает педагог. — Часть из них зачитываем, а часть разыгрываем по ролям. Иногда это делают сами студенты, а иногда мы приглашаем школьников — например, недавно у нас были ребята из центра эстетического воспитания детей.
Затем участники разбиваются на смешанные разновозрастные микрогруппы, думают над ситуацией и предлагают варианты решений на общее обсуждение. Его регулярно модерируют ведущие-психологи, а все выводы и обратную связь записывают.
И снова про деньги
Темы, к слову, бывают самые насущные. На одной из встреч, например, решали, как мотивировать подростка выполнять домашние дела, которые он делать не хочет. Согласитесь, вопрос актуальный.
Тогда, кстати, старшее поколение первым делом предложило мотивировать детей материально. Версий было еще немало, но денежный способ оказался самым популярным, его решили разобрать подробнее. Организаторы предложили каждой группе представить себя семьей, где есть несколько поколений, и определить собственное отношение к такому поощрению. В итоге все сошлись на том, что нельзя превращать материальное поощрение в систему, но значимые дела вознаграждать можно. Молодые оценили мудрость старших, а пожилые, между прочим, даже досадовали: «Знали бы раньше, поступили бы по-другому».
— Финансовые истории вообще у нас востребованы, — говорит Светлана Шедина. — На одной из последних встреч беседовали о том, почему подростки и молодежь не умеют распределять средства, и одним тысячи хватает на неделю, а другим всего на день. А еще был вопрос, который поставила перед нами реальная семья: что делать, если ребенка в школе обижают, потому что его воспитывают не мама с папой, а бабушка с дедушкой? Такие случаи, как выяснилось, в нашем обществе не единичны.
Сейчас опыт кейс-лаборатории как раз может пригодиться студентам для «полевой» работы: летом их ждет вожатская практика.
— Поэтому для следующей встречи мы как раз подбираем истории, с которыми они могут столкнуться в процессе, — уточняет Светлана Васильевна. — А заодно у нас появится возможность собрать реальную, не только теоретическую, обратную связь и узнать, насколько наши занятия оказались полезными в жизненных условиях.
Кроме того, сообщество «Поколение» планирует расширять свою лабораторную деятельность: участники уже предложили выйти в образовательные учреждения и провести там внеклассные мероприятия, направленные на общение людей разных поколений.
Кейс-лаборатория в педагогическом институте входит в мероприятия проекта «Давайте возводить мосты меж поколеньями», поддержанного Фондом президентских грантов.
Сдавайте, но не сдавайтесь!
Чуть больше недели осталось до начала основного периода сдачи Единого госэкзамена.
В преддверии серьезного испытания городской центр развития образования запустил в своих соцсетях акцию #РасскажуоЕГЭ. Это цикл видео, в которых педагоги и успешные выпускники прошлого года дают свои советы и подсказки о том, как подготовиться к экзаменам, подойти к ним уверенно и без страха.
Танцуйте и спите
Вопрос рассматривают с разных сторон: говорят и о знаниях, и о психологии, состоянии организма, обращаются и к школьникам, и к их родителям.
Так, педагог-психолог многопрофильного лицея Марина Павленко в своем обращении первым делом успокаивает будущих выпускников и подчеркивает, что тревожиться естественно.
― Это стрессовая ситуация, и тревожность перед экзаменами — нормальное состояние человека, ― уточняет она. ― Как ее преодолеть? Что нас пугает? Неизвестность? Так мы уже давно знаем процедуру экзаменов, правила поведения, структуру работ и технологию заполнения бланков. Мы 11 лет изучали разные предметы, готовились отвечать на любые поставленные вопросы. Будьте уверены, что каждому, кто учился 11 лет в школе, по силам сдать ЕГЭ. Вы непременно это сделаете!
У Марины Викторовны нашлось и несколько практических рекомендаций:
― Во-первых, грамотно распределите свои силы. Не забывайте делать перерывы: 40—50 минут занятий — 10—15 минут отдыха. Помните о часах максимальной активности нашего мозга: с 16 до 21 часа возрастает работоспособность и легче запоминается материал. Бывайте на свежем воздухе, не прекращайте заниматься спортом, танцами и творчеством. Не забывайте о полноценном разнообразном питании и качественном восьмичасовом сне. Не переутомляйтесь перед экзаменом, совершите прогулку, хорошо выспитесь, и тогда будете бодрыми и собранным. А во время экзамена постарайтесь успокоиться. Сосредоточьтесь на задании, не торопитесь, вдумчиво читайте: время есть.
Дышите и моргайте
Как раз на мамах и папах, бабушках и дедушках сосредоточилась в своих советах педагог-психолог лицея инновационных технологий Наталия Гавриш.
― Известно, что ребята, которые лучше психологически и эмоционально готовы к экзаменам, сдают их успешнее, ― объясняет она. ― Поэтому дослушивайте их до конца, не прерывайте словами: «Да все будет хорошо». Ребенок воспринимает это как непринятие: получается, его проблема несерьезна. Очень важно обсудить самые негативные варианты развития событий и действия в случае провала. Тогда ребенок пойдет на ЕГЭ спокойно, потому что знает, что даже если случится неуспех, родители его поддерживают. И понятно, что нужно делать дальше. Поговорите о том, как он вообще справляется со стрессом в обычной жизни. Одни используют спорт, музыку, поддержку друзей, для других очень важно, чтобы в семье была доброжелательная атмосфера. А третьим лучше всего помогают вкусные пирожки от бабушки и мамы.
Поделилась Наталия Анатольевна и экспресс-приемами для повышения эмоциональной устойчивости, которые ребята могут применять прямо во время испытаний:
― Резкий поворот головы вправо стимулирует левое полушарие, которое отвечает за логику и анализ. Для успокоения очень хорошо работает медленное дыхание на 12 счетов: четыре счета вдох, четыре счета задержка дыхания и четыре счета выдох. Также можно очень быстро поморгать, а потом немного посидеть с закрытыми глазами. А для тех, кто не может сосредоточиться на задании и постоянно тревожится, есть упражнение, которое позволяет вернуться в состояние «здесь и сейчас». Надо выбрать любой предмет, назвать его, перечислить пять его свойств и сказать себе, зачем он нужен.
Расслабьтесь и не бойтесь
Арина Симанчук, выпускница школы № 80, получившая 100 баллов по истории, а теперь студентка Санкт-Петербургского госуниверситета, считает, что главное ― мотивировать и вдохновить одиннадцатиклассников.
― Вы все большие молодцы, ― говорит она в своем видеообращении. ― Я знаю, что каждый из вас готовился к экзаменам, как мог, и верю, что ваша цель ― лучшие университеты. А потому не бросайте начатое на полпути, идите к ней до последнего. Поступить в любой вуз страны абсолютно реально. Поверьте, радость, которую вы испытываете, когда видите себя в списках поступивших, особенно на бюджет, мало с чем сравнится. Будьте уперты, оставайтесь собой и не бойтесь ответственности. Уверена, что каждый из вас поступит туда, куда захотел.
А выпускница политехнического лицея Эвелина Чернявская, которая в прошлом году заработала заветную сотню сразу по двум предметам, русскому языку и литературе, советует… расслабиться и не мешать себе размышлять:
― Практическая подготовка поможет вам самим чувствовать себя уверенно. Но важнее научиться думать, это поможет вам в любой сфере жизни. Сейчас, на этапе, когда ЕГЭ уже очень близко, наверное, нужно выдохнуть. А когда наступит день экзамена, просто прийти, сесть и написать то, что знаете. И потом решать, исходя из того, что у вас получится. Вот я уже год проучилась на филфаке в ТОГУ, и у меня все хорошо. Уверена, что и у вас будет.
Это не все рекомендации и обращения. Посмотреть остальные можно по хештегу #РасскажуоЕГЭ, например, в телеграм-канале центра развития образования Хабаровска (12+). И найти в них что-то полезное для себя.
Надежду дарит нам речной помощник
Дважды победителями федеральных соревнований «Инженерные кадры России» (ИКаР) стали воспитанники детского сада № 167 «Родничок».
Мирон Звонов и Андрей Шост вместе с тренером Ольгой Дудар защищали честь Хабаровска в московском технопарке «Сколково». Там собрались почти 300 команд из 30 регионов страны. Больше 500 участников от 5 до 17 лет состязались в семи категориях.
Направление наших ребят называлось «ИКаРенок». Оно объединяет детей дошкольного возраста по всей России, чтобы приобщить их к инженерной науке с самых ранних лет, и входит в специальную образовательную программу «От детского сада до производства». На федеральном конкурсе ребята представляли речного робота-помощника, которого разработали и сконструировали сами.
Настроены они были по-боевому. Еще бы, ведь юные робототехники отправились покорять столицу под девизом «Преграды в пути нам не помеха, всегда и везде добьемся успеха!». И подготовились очень хорошо.
— Каждый год в нашем крае случаются наводнения, много сел оказываются оторванными от центра, — смело рассказывали Мирон и Андрей прямо в камеру. — Река Амур перемывает дороги и сносит мосты. Быстрее всего добраться в такие места можно по воде, но там встречаются препятствия: наносится ил, образуются завалы из деревьев, кучи мусора. Мы подумали, что нужен такой робот, который очистит русла от ила, разберет завалы и поможет пройти судам. Взялись за дело, и вот что у нас получилось!
Лодка из конструктора вместе со связками «древесных стволов» выглядела весьма солидно, а главное, исправно работала. И в итоге принесла хабаровчанам серебро за защиту проекта, а еще диплом за победу в номинации «Лучшие новаторские идеи».
У дошкольников и младших школьников в принципе получаются самые креативные проекты — об этом заявил главный судья соревнований Михаил Бесчастный. А еще на этот раз команды поддерживали представители реальных промышленных предприятий — партнеров конкурса. Они не только болели, но и обменивались опытом профориентационной работы с детьми.
А самих юных инженеров ждали не только двухдневные состязания. Для них приготовили мастер-классы, экскурсии, автограф-сессии, тематические площадки, посвященные алгоритмике, робототехнике и программированию.