Образование
logo

Специальные выпуски

Образование

Подготовила Дарья УЛАНОВА, фото автора и из архива

Без угадайки, но с нейросетью

Неделя осталась до окончания приема заявлений на сдачу Единого госэкзамена от выпускников нынешнего года и прошлых лет.

Первым до 1 февраля нужно написать их в своих школах, а вторым ― в школах № 19, 23 и 38. И хотя организаторы экзаменов говорят, что революционных изменений в порядке проведения нет, все же на некоторые существенные новшества стоит обратить внимание.

Киберразум против хитрюг

Прежде всего, теперь за выпускниками в аудиториях будет пристально следить искусственный интеллект, а не только люди. Он проанализирует мельчайшие отклонения в поведении и на их основании может обнаружить у пишущего шпаргалку или телефон.

― В прошлом году искусственный интеллект выявил больше 400 нарушений на ЕГЭ, ― рассказал заместитель министра образования и науки Хабаровского края Андрей Процко. ― Три из них в сентябрьские сроки обнаружили у нас в регионе. Живые наблюдатели не заметили, но заметила нейросеть: через два дня мы получили официальное письмо от Рособрадзора.

К сожалению, как раз в эти дни экзамены принимали у тех, кто провалил обязательные предметы в основной период и пересдавал их, чтобы получить аттестат.

― Поэтому лучше готовиться и сдавать самим, ― подчеркнул Андрей Анатольевич. ― Впереди еще четыре месяца.

Правда, не у всех: досрочный период сдачи ЕГЭ стартует 22 марта и продлится месяц. В нем участвуют только нынешние одиннадцатиклассники. Основной период начнется 23 мая и продлится до 1 июля: выпускники прошлых лет будут писать экзамены в резервные дни вместе с основной массой сдающих. Наконец, дополнительный период для тех, у кого не получилось сдать обязательные предметы, назначен с 4 по 23 сентября.

— С 2024 года одиннадцатиклассники могут в упрощенном порядке изменить уровень ЕГЭ по математике с базового на профильный или наоборот, а выпускники прошлых лет (ВПЛ) — дополнить или скорректировать весь перечень, — уточнила главный специалист городского управления образования Ирина Хабарова. — Крайний срок — за две недели до начала экзаменов.
Информатика сдвинула выпускной

― Самым популярным предметом по выбору уже много лет становится обществознание, ― напомнил Андрей Процко. ― Однако буквально в последние годы на второе место, оставив позади другие дисциплины, вышла информатика. Это говорит о ее необходимости и востребованности. Поэтому Министерство просвещения и Рособрнадзор в 2024-м перенесли сроки сдачи ЕГЭ по информатике на две недели ближе к началу (раньше ее сдавали одной из последних, и результаты приходили уже после выпускных) и рекомендовали сдвинуть торжественные вечера в честь окончания школы с 22 или 23 на 28 июня. На мой взгляд, это правильно.

Стартует основная волна, как обычно, с литературы, химии и географии, а заканчивается иностранными языками.

― Продолжительность экзаменов не изменилась и по-прежнему составляет от 3 часов до 3 часов 50 минут в зависимости от сложности, ― отметил замминистра. ― Есть небольшие новшества в самих материалах. Например, число заданий по физике сократилось на четыре, а по профильной математике, наоборот, прибавилось одно, ориентированное на геометрию.

Кроме того, по словам экспертов, усложнились литература и русский язык. Изменения коснулись и других предметов ― без новшеств обошлись только химия и базовая математика.

― Эти корректировки вводятся для того, чтобы ЕГЭ не было похоже на угадайку, а требовало самостоятельно сформулированных ответов, ― пояснил Андрей Процко. ― Лучше всего об изменениях в своих дисциплинах расскажут учителя-предметники. А подробную информацию и демо-версии контрольно-измерительных материалов можно найти на сайте Федерального института педагогических измерений fipi.ru.


Эмоциональный интеллект и немного фруктов

педзвездопад23-2.jpg

С 1 февраля в Хабаровске стартует очередной городской конкурс профессионального мастерства «Педагогический звездопад».

В 2024 году он проводится по шести номинациям: «Лучший учитель года», «Самый классный классный», «Лучший педагог-наставник года», «Сердце отдаю детям» (дополнительное образование), «Лучший воспитатель года» и «Лучший молодой педагог года».

― Некоторые номинации у нас, как и в региональном конкурсе, чередуются и появляются раз в два года, ― говорит начальник городского управления образования Татьяна Матвеенкова. ― А вот новая номинация «Педагог-наставник», которую мы ввели в 2023-м, остается и сейчас.

Главное и самое позитивное новшество в наступившем 2024-м ― это увеличение призового фонда состязания. Теперь обладатели призовых мест в каждой из номинаций получат денежные премии в 50, 40 и 30 тыс. руб. соответственно, а абсолютный победитель ― 70 тыс. руб.

― Мы посмотрели на другие профессиональные конкурсы и попросили о повышении вознаграждения победителям, ― уточняет Татьяна Борисовна. ― Очень рады, что нам пошли навстречу.

Короче, еще короче

По ее словам, с каждым годом число участников «Педзвездопада» неуклонно растет:

― В первую очередь это происходит из-за новых номинаций. Например, недавно добавленное направление для молодых педагогов оказалось очень популярным. Сюда с удовольствием активно подают заявки, молодежь не пугают сбор документов, подготовка и другие трудности.

На заочном этапе, кроме необходимых бумаг, от претендентов ждут цифровое портфолио и видеоинтервью длиной до трех минут. Как ни странно, именно эти испытания, по мнению организаторов, даются конкурсантам сложнее всего.

― Как раз собирать документы и укладываться в регламент ― это то, с чем нередко бывают трудности, ― объясняет Татьяна Борисовна. ― Педагоги любят говорить много, а умение вместить значимые мысли в короткое время очень важно, мы вместе с жюри уделяем ему большое внимание. Справедливо считается, что на уроке у хорошего учителя больше говорят ученики, а не он сам. Поэтому на очном этапе мы тоже всегда смотрим на то, как активно задействованы дети.

Он, кстати, начнется в конце февраля и пройдет на нескольких площадках: в трех детских садах, четырех школах и двух учреждениях дополнительного образования.

— На региональном и всероссийском конкурсах педагоги выступают на чужих площадках, с чужими детскими коллективами, так что и здесь мы сразу тренируемся работать в незнакомой обстановке с аудиторией, которая ведет себя не так, как свойственно классу или группе участника, — отмечает начальник управления.

Этот тур — как раз квинтэссенция применения практических навыков. В зависимости от номинации претенденты на победу проводят методические семинары и учебные занятия, мастер-классы и детские мероприятия, готовят стендовые доклады и работают с кейсами по психологии.

— Тут нужно показать себя в деле, продемонстрировать умение держаться на публике и развитый эмоциональный интеллект — способность понимать намерения других и учитывать их, — продолжает Татьяна Матвеенкова. — Бывает, что участник, представляя себя, не производит сильного впечатления, а как увидишь его с детьми — понимаешь, что ему нет равных. Но подавать себя тоже надо уметь.

Чеснок, вишня и заряд

По итогам практического этапа тройка лучших в каждой из номинаций выходит в финал, где нужно будет провести мастер-класс и найти решение проблемной педагогической ситуации.

Содержание заданий от организаторов, кстати, напрямую зависит от состава конкурсантов.

— Мы всегда смотрим, кто подает заявки и проходит дальше, — говорит Татьяна Борисовна. — Видим участников, знаем, какие они, и подбираем подходящие.

Но вершина организаторского креатива — это, конечно, суперфинал, в котором определяется абсолютный победитель. Отказавшись от привычного круглого стола, теперь создатели «Педзвездопада» каждый год придумывают что-нибудь неординарное.

— У нас с директором городского центра развития образования Ириной Пушкаревой есть правило: каждый день в восемь утра мы созваниваемся и делимся идеями, — признается наша собеседница. — Иногда они приходят в голову даже ночью!

Поэтому на последнем этапе конкурсантов ждет то педагогическая «Своя игра», то квест, а то и вовсе фруктово-овощной «конструктор».

— Да, у нас правда было такое задание — сделать инсталляцию из плодов и объяснить, что обозначает каждая составляющая, — улыбается Татьяна Матвеенкова. — Получилось очень интересно. Например, чеснок — это горечь от жизненных и профессиональных препятствий, лимон — символ того, как иногда бывает кисло от неудач и хочется все бросить, ну а вишенка — это когда достиг того, чего хотел, и есть повод собой гордиться.

А бывает ли наоборот, что участники удивляют организаторов?

— Конечно, — заверяет она. — К примеру, в прошлом году один из ДОУ подал на «Педзвездопад» сразу пять педагогов! С точки зрения победной стратегии это не очень выгодно, лучше сосредоточить все силы команды на одном кандидате. Но тут совсем другая цель — зажечь их, вовлечь в конкурсное движение, дать прочувствовать, как это происходит. И тогда в следующий раз они придут совсем с другим зарядом!


Стремимся к школьным идеалам

Первая.jpg

Девяносто процентов хабаровских общеобразовательных учреждений  соответствуют статусу «Школа Минпросвещения России».

Таковы результаты автоматизированной самодиагностики, которую они прошли на цифровой платформе проекта, измерив показатели по пяти магистральным направлениям («Знание», «Здоровье», «Творчество», «Воспитание» и «Профориентация») и трем ключевым условиям («Учитель. Школьная команда», «Школьный климат» и «Образовательная среда»).

В итоге под новый российский стандарт подошли 63 школы из 70. При этом 23 из них достигли высокого уровня соответствия, 27 — среднего, 13 — базового. А вот у остальных семи выявились критические показатели по тем или иным направлениям.

Самым успешным, согласно аналитической записке от городского центра развития образования, в Хабаровске оказалось направление «Профориентация». Здесь высокие показатели у 54 процентов учреждений. Что касается ключевых условий, то лучше всего у нас с образовательной средой: она в высокой степени соответствует стандарту у 53 процентов школ.

Но есть и моменты, которые нужно улучшать. Так, в учебных заведениях города обнаружился дефицит по всем трем ключевым условиям: у четырех проблемы с образовательной средой, у трех — со школьных климатом, у одной  — с учителями и школьной командой. Также две школы показали дефицит в направлениях «Знание» и «Здоровье».

Письма в выпуск «Образование» присылайте по адресу: ул. Ким Ю Чена, 6 или на электронную почту dulanova@mail.ru


Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)