Образование
logo

Специальные выпуски

Образование

Подготовила Дарья УЛАНОВА, фото автора и из архива

«Профиль» и его масштаб

В этом году лидером проекта по поддержке творческих инициатив «Бери ресурс» стала... школьная театральная студия. Но не простая, а такая, которую рад видеть на своей профессиональной сцене хабаровский ТЮЗ.

Студия «Профиль» открылась на базе многопрофильного лицея 10 лет назад — в 2024-м у ребят юбилей. На первое занятие пришли всего семь человек. Через пять лет их стало больше 40, они успешно сыграли на сцене Хабаровского института культуры наравне с его студентами и отметились на множестве городских мероприятий. А еще через год коллектив начал двигаться в собственном направлении — пластический театр.

Недетский уровень

— Сегодня мы единственные в крае, кто ориентирован именно на работу с детьми и студентами, — рассказала руководитель студии, педагог дополнительного образования Юлия Рамазанова. — Я говорю так, потому что мы проверяли и интересовались: кроме нас в регионе этим действительно никто не занимается.

Они ставят номера и спектакли, отказавшись от реплик и слов. Используют пластику, хореографию, пантомиму и элементы акробатики — в общем, весь тот арсенал, который помогает выразить идеи через тело.

— Почему? Это универсальный язык, который понятен всем, даже иностранцам, — объясняет Юлия.

В 2020-м, прямо во время пандемии, «Профиль» решился на свою первую полноценную пластическую постановку «В мире сновидений». То, что они тогда удивили зрителей, — это еще мягко сказано.

— Люди пришли на детский спектакль, а получили недетскую картинку и недетскую игру, — вспомнила Юлия. — Они правда не могли поверить, что все это сделали ребята 11— 17 лет.

Пока часовая постановка доступна только в записи в соцсетях студии, но уровень и масштаб понятны даже по видео.

Размышления о грехах

— За четыре года актерский состав успел полностью смениться, и сейчас мы ставим его заново, — отметила режиссер и педагог. — Зато у нас готов второй спектакль, «7», который мы сыграем 29 февраля и 1 марта на сцене ТЮЗа. За что ему хочется сказать большое спасибо.

Прошлый опыт Юлия учла — теперь у постановки есть зрелищный интересный трейлер — совсем как у блокбастеров в кино. Но философию и подход «Профиль» упрощать не стал.

— У постановки «7» тема тоже не детская, — призналась она. — Это размышления ребят о семи смертных грехах, их понимание проблемы. Да, вот так.

Что, безусловно, хорошо: все-таки актерское мастерство — это не только про психофизическое и речевое, но и про нравственное развитие. А когда у детей появляется возможность показать итог своей непростой работы на большой сцене, они понимают, что делают что-то действительно важное. Однако Юлия Рамазанова видит в этом не только победу, но и проблему:

— Дело в том, что мы не можем позволить себе площадки, к которым уже готовы, которые нам подходят. Например, аренда ГДК с самыми простыми условиями стоит 130 тыс. руб., а музыкального театра — 250 тыс. руб. Высокий технический уровень сцены, костюмов и реквизита — это очень дорого. Таких средств у школьной студии нет.

Как «Профиль» смог обеспечить масштаб тех постановок, который у них уже есть? Ответ простой: приходится брать кредиты, которые потом выплачиваются всем миром. Но вряд ли такой способ можно назвать оптимальным. Именно поэтому Юлия пришла на «Бери ресурс» за поддержкой. И, надо сказать, получила самый большой отклик от экспертов, среди которых были представители бизнеса, общественных организаций и СМИ. Надеемся, вскоре мы увидим афиши «Профиля» на улицах Хабаровска. А пока тоже можем поддержать студию — своим зрительским вниманием.

Показы спектакля «7» состоятся в ТЮЗе 29 февраля в 19.00 и 1 марта в 14.00. Билеты можно найти в соцсетях «Профиля»: vk.com/shkatulka_artschool, vk.com/chorniyechelovechki и t.me/shkatulkastudiokhv. Вопросы можно задать по тел. 8-962-503-28-10.

Как быть дальше, чтобы школа стала ближе

1класс.jpg

Запись детей в первый класс стартует только 1 апреля, а вот вопросы о нехватке мест в образовательных учреждениях возникают уже сейчас. В городе новая точка напряжения — микрорайон Ореховая Сопка.

Здесь возле нескольких масштабных жилых комплексов расположена только одна школа — лицей «Звездный». И сейчас он переполнен.

— Адрес нашей прописки: ЖК «Вершины», ул. Тимощука, — рассказывает хабаровчанка Елена Н. — Но когда мы обратились в краевое минобрнауки по поводу записи в первые классы, нам сказали, что этот дом территориально к «Звездному» не относится, а закреплен за школой № 2 поселка Березовка. Но ведь ребенку будет очень далеко туда ездить!

Это далеко не единственный случай.

— К нам каждый день приходят люди с подобными ситуациями, — говорит начальник городского управления образования Татьяна Матвеенкова. — А лицей «Звездный» сегодня заполнен на 176 процентов: вместо 800 там почти 1 400 детей. И если мы сегодня посадим одного ребенка 34-м или 35-м в класс, то завтра придет еще один…

Знак, карманы, разворот

Сотрудники ведомства обозначают открыто: ситуация не разрешится, пока в микрорайоне не откроется новая школа на 2 100 мест, которую сейчас строят. Но облегчить положение дел мог бы специальный школьный автобус, и вот с этим уже реально работать.

— Вопрос по автобусу мы решаем, — говорит Татьяна Борисовна. — Мэр города уже дал поручение рассмотреть такую возможность. Подходящий транспорт есть в березовской школе № 1, но пока нам не дают маршрут: на территориях не обустроены остановки.

Позавчера муниципалитет провел межведомственное совещание: специалисты управлений образования, дорог и внешнего благоустройства вместе с сотрудниками ГИБДД решали, что они могут сделать.

— Нужно не только обустроить карманы, но также установить специальные знаки и сделать для автобуса разворотную площадку, — перечисляет Татьяна Матвеенкова. — Когда мы выезжали на место с нашими специалистами, то поняли, что в одиночку действовать здесь не сможем — нужно совместно. Однако работа началась. Поручение мэра есть, и я подчеркиваю, что его нужно исполнять, ведь в новый микрорайон переехали сотни ребят, точечно мы больше ничего не решим.

Муниципальный нормативный акт о закреплении территорий за образовательными учреждениями, где указаны улица, номер дома и учебное заведение, к которому он относится, должны опубликовать на сайте управления образования до 15 марта.
Дело долгое

Пока одни хабаровчане думают, как помочь своим детям добраться в школу, другие продолжают задавать чиновникам вопросы о том, как и когда мы сможем полностью убрать вторую смену. Недавно в ходе прямого эфира, организованного центром управления регионом, на них отвечал заместитель председателя правительства края по социальным вопросам Евгений Никонов.

— Надо строить школы, а еще закладывать их сразу при возведении новых жилых микрорайонов, — подчеркнул он. — Сейчас в Хабаровске работы ведутся сразу в трех местах: в микрорайоне Строитель, на улице Демьяна Бедного и в микрорайоне Ореховая Сопка. В совокупности они дадут нам еще 4 300 дополнительных мест для ребят.

Первое и второе учреждения планируют достроить в этом году, третье — в 2025-м.

— Это, безусловно, сократит вторую смену, — добавил зампред. — Но не решит вопрос полностью. Нужно продолжать работу.


Реагируем на двойки

Ребенок в первый раз принес из школы «пару». Он умный, способный, я сказала, что ему должно быть стыдно при таких мозгах получать такие отметки. Похоже, он обиделся, а я сделала что-то не так. У меня комплекс отличницы, моя мама всегда требовала от меня идеала, не хочу повторять ее стратегии. Как здраво вести себя в таких ситуациях?

Марина Привалова

Отвечает психолог краевого центра «Псилогия» Юлия Лысенко:

— Во-первых, помните, что двойка в школе — это нормально. Никто не спорит, что любому родителю неприятно, когда ребенок приходит домой с такой отметкой, но здесь нужно не испортить свои отношения с ребенком и его отношение к учебе.

Все ошибаются, это естественно. Поверьте, ребенок тоже не рад такой оценке. Он также испытывает по этому поводу негативные чувства.

Во-вторых, не кричите на ребенка и не игнорируйте его. Внимание к оценкам необходимо, чтобы не создавать у сына или дочки впечатление равнодушия к его успехам и неудачам. Однако критика за двойки может вызвать страх ошибок и негативно сказаться на учебной мотивации.

Вместо того чтобы ругать, логичнее разобраться в причинах неудачи и разработать план действий для улучшения ситуации. Если двойка связана с плохим выполнением домашнего задания или ответом у доски, важно выяснить, что помешало подготовке. А вдруг ребенок испытывает трудности с пониманием материала или стесняется просить о помощи?

Обсудите возможные способы изменения ситуации и предложите свою поддержку и помощь. Не перекладывайте ответственность за решение проблемы полностью на ребенка. Важно понимать, что ваш подход сейчас формирует у него стратегию решения трудностей.

Ну а в-третьих, помните, что оценки, пускай даже двойки, — это не повод портить отношения. Наказанием в виде лишения подарков, отмены праздника или прогулки вы не только не вызовете мотивацию хорошо учиться, а скорее, наоборот, оттолкнете сына или дочку от себя и можете получить глубокую обиду на долгие годы.

Письма в выпуск «Образование» присылайте по адресу: ул. Ким Ю Чена, 6 или на электронную почту dulanova@mail.ru



Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)