Образование
logo

Специальные выпуски

Образование

Подготовила Дарья УЛАНОВА, фото из архива и открытых источников

Экзамены уже здесь

Через неделю, 22 марта, в краевом центре, как и во всей стране, стартует досрочный период сдачи ЕГЭ.

В 2024 году заявления на эти сроки подали 10 выпусников хабаровских учреждений среднего профобразования и только два одиннадцатиклассника из муниципальных школ.

— Они оба планируют учиться за границей, — прокомментировал начальник отдела городского управления образования Алексей Соболев. — Сдавать будут русский язык, базовую математику, английский язык, обществознание, химию и биологию.

Все экзамены пройдут в одном и том же пункте на базе Краевого центра образования. Сам досрочный период в этом году продлится до 22 апреля. Пересдать ЕГЭ в эти сроки нельзя.

Что касается основного периода, то он начнется 23 мая и закончится 1 июля.

Шанс для будущих инженеров

Последние новшества, которые произошли с Единым госэкзаменом, касались физики: всем желающим разрешили добавить ее в перечень предметов по выбору уже после 1 февраля, когда закончился прием заявлений на сдачу ЕГЭ.

— У нашей экономики растет потребность в специалистах с инженерным образованием, и было решено дать возможность попробовать себя тем, кто сомневался, — объяснила начальник городского управления образования Татьяна Матвеенкова. — Например, если кто-то боится из-за сложности предмета, но все же знает, что не против связать будущее с технической сферой.

На это решение будущим выпускникам дали неделю. В итоге физика появилась в заявлениях еще у 27 хабаровских одиннадцатиклассников.

— Впрочем, это не значит, что они будут ее сдавать, — добавила Татьяна Борисовна.

Помните про видеоглаз

В остальном порядок изменения заявлений с января текущего года не изменился. После 1 февраля одиннадцатиклассники могут в упрощенном порядке изменить уровень ЕГЭ по математике с базового на профильный или наоборот, а выпускники прошлых лет — скорректировать перечень предметов по выбору. Крайний срок — за две недели до начала экзаменов. Для остального нужна документально подтвержденная уважительная причина и рассмотрение комиссии.

Что еще важно помнить, готовясь к ЕГЭ? Что теперь за выпускниками в аудиториях будет следить искусственный интеллект — в прошлом году он выявил больше 400 нарушений, которые не заметили люди. Три из них — в Хабаровском крае. Поэтому лучше не рисковать с телефонами и шпаргалками и сдавать самим.

Информатику теперь сдают на две недели раньше, а в остальном расписание осталось прежним. Стартует основная волна, как обычно, с литературы, химии и географии, а заканчивается иностранными языками. Оно стало другим только у выпускников прошлых лет: в 2024-м они будут писать экзамены в резервные дни основного периода.


Посмотрели с двух сторон

кругстол.jpg

Финансирование вузов, диалог культур и угрозы искусственного интеллекта обсудили специалисты ТОГУ с коллегами из Харбинского педагогического института.

Высшая школа педагогики и истории хабаровского вуза провела международный круглый стол «Проблемы высшего педагогическоо образования» в режиме видеоконференции. И он собрал 55 (!) иностранных гостей.

Расслабленность и разнообразие

Разговор начали с общей подготовки современных учителей и вызовов, которые встают перед ними на пути к равной доступности образования для самых разных категорий детей.

— Это предполагает совершенно новый тип учителя и гораздо более высокий уровень его профессиональной эффективности, — отметила в своем докладе руководитель магистерской программы «Педагогика профессионального образования» Галина Павленко.

Сложности, связанные с поликультурным образованием, описала руководитель высшей школы педагогики и истории ТОГУ Валентина Давыденко:

— Происходит мировой интеграционный процесс, и в результате человек (в педагогической ситуации это ученик и учитель) находится на рубеже разных культур. Взаимодействие с ними требует от него понимания и уважения к идентичности других людей. Притом этнокультурный облик нашей страны отличается огромным разнообразием, а отсутствие толерантности и конфликты на национальной почве — следствие сложного комплекса социальных факторов. И один из них — как раз пренебрежение поликультурным образованием.

Также российская сторона добавила к списку проблем то, что современные ученики и студенты… слишком расслабились из-за цифровизации и открытости информационного пространства.

— Исследования показали, что они часто не готовы к продуктивному поиску и критической оценке источников, — уточнила руководитель магистерской программы «Педагогика дополнительного образования» Елена Елисеева. — Поэтому нам нужны новые дидактические решения, чтобы преодолеть проблемы с пониманием текста, и новые способы организации самостоятельной работы студентов и школьников.

Деньги и нейросети

Коллеги из Китая прежде всего коснулись материальной стороны высшего образования.

— Сегодня университеты по-прежнему сильно зависят от правительства в плане финансирования, — объяснила глава научной школы высшего образования Харбинского педуниверситета Тон Цзинь. — Диверсифицированные способы все еще изучаются. Но у университета должно быть достаточно средств для соответствия мировому уровню, и специальный «фондовый пул», чтобы избежать рисков. Так что финансовым показателям вуза в новую эпоху нужно уделять особое внимание.

Актуальный вопрос об искусственном интеллекте подняла замдиректора Харбинского пединститута по науке Инь Баоюань:

— Предыдущий искусственный интеллект «моделировал реальность», в то время как новая модель Sora (она сама генерирует видео по короткому текстовому описанию. Прим. авт.) «создает реальность». Существует мнение, что из-за нее некоторые люди потеряют работу, например, в киноиндустрии и на телевидении. Образование также сталкивается с этой проблемой. Цифровая трансформация сопряжена с рисками: снижение умственного развития, потеря конфиденциальности, проблемы этики и безработица. Но общество развивается, а страх перед прогрессом оставит нас позади.

На оптимистичной ноте завершила обсуждение директор сравнительной лаборатории института Ли На. Она рассказала о плюсах инновационного образования. Его главные составляющие — междисциплинарность, практичность и индивидуальность, исследовательское и проектное обучение. Все это стимулирует креативность студентов и помогает им адаптироваться к условиям современной меняющейся среды.

В итоге участники круглого стола пришли к выводу, что им необходима такая же встреча в очном формате.


Очень важный запас

дети1.jpg

Бедный или богатый словарь у вашего ребенка? По мнению специалистов, игнорировать этот вопрос никак нельзя. Своевременное усвоение словарного запаса — одно из решающих условий умственного развития.

— Оно решает целый комплекс задач, — объясняет учитель-логопед краевого центра развития психологии и детства «Псилогия» Ольга Подольская. — Это накопление и уточнение представлений, формирование понятий, развитие содержательной стороны мышления, анализа, синтеза и обобщения. Бедность словаря мешает полноценному общению, не говоря уже о подготовке к школе.

От нуля до четырех

По ее словам, развитие детского лексикона делится на четыре этапа. Первый, довербальный (от рождения до года), формирует понимание речи. Ребенок поворачивает голову, когда ему показывают знакомые предметы, выполняет несложные движения — «ладушки» или «до свидания», хотя еще не может обозначить действия словом.

Второй этап (до двух лет) — вербальный: активно усваивается лексика родного языка. Увеличивается число слов в речи, уточняются их значения. Вначале они расплывчаты: например, «би-би» может обозначать и машину, и велосипед, и все, что едет. Ребенок сопровождает их уточняющими жестами и интонацией.

Третий этап (от двух до трех лет) — самый благоприятный: малыш овладевает правилами и нормами языка. Важным показателем здесь становится фразовая речь. В ней появляются глаголы, существительные, прилагательные, наречия, начинает развиваться грамматический строй.

Ну а с трех лет ребенок начинает понимать, как правильно использовать разные формы слов и согласовывать их между собой. Словарный запас растет как на дрожжах, появляются вопросы о смысле слов, маленький человек сам пытается их объяснять. К четырем у него должно сформироваться правильное произношение и умение выражать интонацией вопрос, просьбу или восклицание.

Из чего состоит кот?

— К этому моменту дошкольник накапливает определенный лексический запас из всех частей речи, — уточняет Ольга Николаевна. —  В этот период он уже в состоянии рассказать не только то, что воспринимает непосредственно, но и то, что было сказано раньше. А еще к старшему дошкольному возрасту у детей появляется большой интерес к слову и его значению, и ребята начинают придумывать их сами.

Как помочь своему отпрыску развить словарный запас? Все мы знаем, что нужно постоянно с ним разговаривать, называть и описывать все, что вы видите, объяснять все, о чем он спрашивает.

— А кроме того, на четвертом этапе можно использовать специальные задания и упражнения для развития речи, — добавляет логопед. —  Например, «Назови лишнее слово»: море, озеро, река, мост, пруд. Или месяц, день, год, небо, час.  Можно угадывать общее слово (огурец, свекла, помидор, морковь — все это овощи) или, наоборот, называть части понятиия (Из чего состоит кот? Тело, голова, лапы, хвост, нос, уши, глаза, усы, шерсть…).

Также можно отгадывать название предмета по его признакам (овощ, круглый, красный — что это?), называть противоположное по смыслу слово (холодильник — мороженое, плитка, лампа, альбом) или убирать лишнее (ботинки, валенки, туфли, платье).

Все это сделает детский словарь разнообразнее и богаче, коммуникацию со сверстниками и взрослыми легче и приятнее, а самого ребенка — увереннее на пути к обучению и новым знаниям.



Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)