Образование
logo

Специальные выпуски

Образование

Подготовила Дарья УЛАНОВА, фото автора и из архива

Карта, принтер, беспилотник…

В марте начальник городского управления образования Татьяна Матвеенкова побывала в редакции «Хабаровских вестей».

Вопросов у журналистов и читателей накопилось немало, и на каждый Татьяна Борисовна дала ответ. Поэтому одной газетной полосы на интервью не хватило. В этом выпуске «Образование» мы публикуем продолжение.

— Татьяна Борисовна, сразу передаем слово читателям. Вера рассказывает: «Дочь оканчивает 9-й класс, последний экзамен 6 июня. Мы взяли авиабилеты на 20-е числа, чтобы успеть слетать в отпуск всей семьей. А тут выяснилось, что зачисление в 10-й класс будет в начале июля, и на нем нужно лично отдать оригиналы документов. Никто нас об этом не предупредил, мы не успеваем. Получается, дочь может не попасть в 10-й? Можно хотя бы подать бумаги по доверенности?»

— В школах сегодня учатся около ста тысяч детей — невозможно учесть жизненные обстоятельства каждого и все до всех донести. На сайтах учреждений есть специальная рубрика «Поступление в 10-е классы». Ее можно изучать сразу с осени, в том числе и смотреть сроки — они год от года заметно не меняются. Что касается вашей ситуации, то, думаю, с помощью нотариально подтвержденной доверенности ее действительно можно решить, это нигде не запрещено. Нужно обратиться к руководству школы и договориться.

Что идет за ОГЭ?

— Наталья спрашивает: «Почему при составлении рейтингов поступления в 10-е классы учитываются не только балл аттестата и результаты ОГЭ, но и дата подачи заявления? Увидела такое на нескольких сайтах школ. Разве это правильно?»

— Нет, и такого быть не должно. Дата подачи заявления не влияет на зачисление в 10-й класс. При равных баллах аттестата и ОГЭ следующим пунктом в рейтинге становится портфолио ребенка и его достижения. На основе всех этих результатов формируется рейтинг, и администрация учреждения начинает обзванивать родителей, чтобы собрать документы и издать приказ о зачислении.

— Игорь пишет: «Спасибо вам за городскую карту 10-х классов, которая помогает сразу найти в школах нужные профили и не сидеть бесконечно на отдельных сайтах. Но там не хватает конкретики: какие именно будут классы и какие экзамены нужны для поступления?

Карту обязательно будем дорабатывать, поскольку в рамках пяти профилей появились новые направления. В актуальный вариант собираемся включить и сведения о каждом из них, и перечень требуемых испытаний.

— А что это за новые профили?

— Авиастроительный профиль появится в гимназии № 7, судостроительный — там же и в школе МЧС. Медицинские классы появятся сразу в семи учреждениях (школы № 3, 12, 30, 43, 80, гимназии № 1 и лицее «Ступени»), педагогические — в пяти (школы № 3, 43, 68, 85 и 87). В гимназии № 3 и школе № 29 будут изучать горную промышленность, в гимназии № 8 — строительство, а в школах № 1 и 24 а также экономической гимназии — управление беспилотниками.

Всего в 2024 году в Хабаровске собираются открыть примерно 100 десятых классов, в которых будут учиться около 2 900 ребят.
Конспект или станок?

— Татьяна делится проблемой: «На уроке технологии педагоги грозятся научить мальчиков строгать табуретки, а девочек — варить щи. А в нашей школе № 15 и те, и другие занимаются ерундой: пишут теоретические проекты, конспекты про фанеру и хлопок (которые в глаза не видели). Зачем этот урок в таком виде? Когда будут нормальные мастерские, кухня и трудовики?»

— Писать конспекты на уроках технологии просто недопустимо. Даже если в учреждении нет условий для мастерских по обработке дерева или металла, то всегда можно занять мальчишек другим технологическим процессом — но именно процессом, а не его изучением.

С 1 сентября в школах вводится урок труда. Мы понимаем, что к этому нужно готовиться, и скорее всего, не один год: где-то восстановить мастерские, где-то приобрести оборудование. Причем необязательно станки. Сегодня есть 3D-принтеры, беспилотники, швейные машинки с программным управлением. Сейчас как раз делаем анализ того, что имеется в отрасли на сегодня и что нужно поменять.

А пока родитель может прийти к директору и завучу со своей инициативой и вместе с ними подумать, что можно предложить ребятам. Если руководство не пойдет навстречу, тогда стоит обратиться к нам. Бывает и так, что сама школа не видит возможности, а мы видим.

— Последний вопрос касается персонифицированного дополнительного образования. Как оно работает сейчас? Это все еще эксперимент или уже нет? Зачем школы просят учеников сообщать номера сертификатов, если дети не ходят на кружки внутри учреждения?

— Тут важно не путать: есть два сертификата. Первый —сертификат учета. Почти каждый ребенок от 5 до 18 лет учтен в региональной системе ПФДО. Этот номер и просят школы.

Второй сертификат теперь называется социальным и работает не так, как в годы эксперимента. Раньше на него начислялась определенная сумма, а в конце периода невостребованные средства возвращались и перераспределялись. Теперь на сертификат начисляются часы, а не деньги — это дает возможности большему числу детей и не позволяет деньгам просто лежать без дела. Семья получает ту сумму, которая требуется для прохождения нужных часов обучения.

Единственный нюанс — у некоторых направлений, таких как школы иностранных языков, есть квоты на часы. Это дорогие услуги, поэтому система ПФДО покрывает их частично. Остальное доплачивают уже сами родители.


Сдаем, а не сдаемся

ЕГЭ.jpg

Полтора месяца остается до начала основного периода Единого госэкзамена.

Самое время проверить, правильно ли в вашей семье идет подготовка к ЕГЭ, а главное — не мешают ли вам излишние тревога и беспокойство. Разбираемся с экспертами.

Для ума

Четкий алгоритм, который поможет пройти этот путь, предлагает педагог-психолог школы № 30 Алена Богдан:

— Первое — разбить работу на мелкие задачи и начинать с самых простых, постепенно увеличивая нагрузку. Большие объемы ведут к неэффективности и лени.

Второе — определить время, когда подросток наиболее продуктивен. У каждого оно свое. Именно тогда нужно делать самое важное.

Третье — создать список задач и распределить их по важности.

Четвертое — найти мотивацию. Обсудите, чего вы хотите достичь и почему это важно именно для вас.

Пятое — установить сроки для каждой из задач, чтобы ничего не откладывать на потом.

Шестое — организовать рабочее место так, чтобы оно было комфортным и при этом ничего не отвлекало от процесса.

Седьмое — поощрять успешную работу прогулкой, интересным видео или любым другим удовольствием.

Для психики 

Практикующий психолог Дарья Панкратова рассматривает внутреннюю сторону вопроса:

— Прежде всего, нужно успокоиться и привыкнуть к мысли о неизбежной сдаче ЕГЭ, а дальше начинать планомерную подготовку к экзаменам. Расслабленная сосредоточенность гораздо эффективнее, чем напряженное внимание.

Что еще можно сделать?

Оценить, что больше всего пугает в процедуре ЕГЭ, составить список трудностей, с которыми придется столкнуться. Это поможет в них разобраться. Затем вспомнить, бывали ли похожие сложности на предыдущих этапах. Удавалось ли справиться с ними и как? Подумать, что помогло бы и в этот раз, а что стоило бы сделать по-другому.

Определить, кто мог бы помочь при подготовке к ЕГЭ. Родители, друзья, интернет, педагоги, кто-то еще. И проявлять инициативу в общении — это не возбраняется.

Если есть тревога по поводу низких баллов, то стоит постараться понять, что сама по себе она может быть полезной, так как помогает повысить активность и саморегуляцию. А вот когда она мешает, есть несколько способов успокоиться.

Упражнение 1

Сядьте удобно, опустите руки. Расслабьтесь и представьте, что они стали длинными и достали до земли, а напряжение — это электричество, которое вы направляете по рукам в землю, как по громоотводу.

Упражнение 2

Пройдитесь быстрым шагом, помашите руками, сделайте несколько приседаний или отжиманий. Подойдет и другая физическая активность.

Упражнение 3

Поболтайте кистями, разомните пальцы и вообще руки (можно объединить с упражнением 2).


Как звезды, только ближе

Определены шесть суперфиналистов городского конкурса профмастерства «Педагогический звездопад».

Лучшим учителем стала преподаватель изо из лицея «Звездный» Ульяна Викина, «Самым классным классным» признали Елену Косницкую из школы № 62, а лучшим педагогом-наставником — учителя биологии школы № 87 Елизавету Серпокрылову.

В номинации «Сердце отдаю детям» победила педагог центра «Гармония» Маргарита Малеева, звание «Воспитатель года» завоевала Анна Петришенко из детского сада № 188, ну а лучшим молодым педагогом оказался первый мужчина и второй учитель биологии в списке — Даниил Малявин из гимназии № 1.

Состязание вышло на финишную прямую. Остались последние испытания, в которых определится абсолютный победитель «Педагогического звездопада — 2024». Суперфинал пройдет уже 16 апреля, а вот заветное имя назовут ближе к дню рождения Хабаровска. Пожелаем конкурсантам удачи!


Заграничное серебро

головко.jpg

Хабаровский школьник стал призером Международных соревнований по образовательной робототехнике.

Ученик лицея «Звездный» Роман Головко завоевал почетное второе место на профильных российско-китайских состязаниях в Харбине.

Пятиклассник приехал в КНР в рамках научно-технического обмена опытом среди молодежи. Так что не только продемонстрировал свои профильные навыки, но и познакомился с культурой азиатской страны.

Кстати, первым делом о его достижении сообщило внутрилицейское «Звездное радио».

— От всей души поздравляем Рому и желаем дальнейших успехов! — отметили его товарищи.

Письма в выпуск «Образование» присылайте по адресу: ул. Ким Ю Чена, 6 или на электронную почту dulanova@mail.ru


 


Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)