Специальные выпуски
Учитель с перерывами на сон
― Это вышло абсолютно случайно! ― говорит о своей работе в математическом лицее педагог в третьем поколении Ольга Рогова.
И вообще-то она на полном серьезе. В свое время дочка и внучка учителей, которая в 2024 году подготовила сразу двух стобалльников по химии и внесла весомый вклад в общегородской рекорд, думала, что никогда больше не будет трудиться по профессии.
Любовь и биология
― Я окончила пединститут и после него два года проработала в нашей школе № 10, ― рассказывает Ольга Юрьевна. ― Всегда с теплотой вспоминаю то время: я рано выпустилась из школы, а потому некоторые ученики были младше меня всего на три года.
Решение пойти в пед, кстати, принималось осознанно.
― Видела, как работают мама и бабушка, поэтому никакой романтизации профессии у меня не было, ― смеется она. ― К тому же меня фактически готовили с детства: регулярно просили подтянуть то одного товарища, то второго. Притом мама преподает русский и литературу, бабушка вела начальные классы. Ну а у меня в школе случилась любовь с биологией. Вы знаете, как это бывает: пришла замечательная молодая учительница. Поэтому в институт я поступала, думая, что стану биологом. Но там оказались абсолютно потрясающие преподаватели химии! Вот они меня и переключили.
Затем были практика и начало преподавания, а вот потом все резко развернулось на 180 градусов: замужество, маленькая военная застава, декрет.
― Из него я вышла уже в торговлю ― если честно, мне было все равно куда, ― говорит педагог. ― И стала делать карьеру там, даже добралась до руководящих должностей. А в итоге взяла и уволилась в никуда ― ну потому что пять лет отпахала без отпуска. Это достаточно грустная история: меня не слышали, мои идеи отвергали. И вот мы с мамой едем на отдых, ей звонят, она слушает и, не поворачивая головы, сообщает: «Я тебе тут случайно работу нашла».
Оказывается, ее рассказ про дочь с педагогическим образованием услышали несколько школьных директоров, а среди них и руководитель матлицея Григорий Готсдинер.
― И ведь не побоялся, рискнул позвать меня с небольшим опытом после такого долгого перерыва! ― кажется, и сейчас слегка удивляется Ольга Рогова. ― И я подумала: почему бы нет? А «почему бы нет» сильно затянулось…
ЕГЭ ― это большой босс
Все просто: это был настоящий вызов. За партами новоиспеченного учителя ждали ребята… которым надо соответствовать.
― Сильные, интеллектуальные, обычные задания щелкают как орехи. А тебе нужно быть на 10 шагов впереди любого из них. Что ты можешь предложить? Пришлось снова пахать ― штудировать кучу курсов, заниматься ночами.
Такие усилия не могли не принести плодов: последние четыре года ее выпускники показывали на ЕГЭ высокобалльные результаты, а последние два ― доходили до 99 баллов.
― Я стараюсь показать им, что это интересно, как спорт или компьютерная игра, где нужно пройти уровень, чтобы оказаться на следующем, ― объясняет Ольга. ― А ЕГЭ ― тот самый большой босс, с которым нужно сразиться в конце игры. Можно занять второе или третье место, первое просто приятнее. Знаю, как меня пародируют ученики: «А сейчас мы с вами решим вот такую веселую задачку!» Но это правда может быть весело!
Так что максимум был неизбежен. Но больше всего она радовалась даже не абсолютным результатам у Таисии Киселевой и Тимура Оспанова, а более скромным, в 86 баллов:
― Ихо получила девочка, мама которой звонила мне в 8―9 классах и говорила: «Совсем ничего не получается! Что делать?» Было тяжело, особенно объяснить школьнице, что на самом деле она может, у нее нет этого низкого потолка. Где они вообще берут эту неуверенность? В итоге мы дошли до высоких баллов, она поступила в мед, как и хотела. Присылала мне недавно сообщение с лекции: «Спасибо вам большшое! Без вас я бы тут ничего не понимала».
Что же теперь?
― Ох, ― непритворно вздыхает педагог. ― Планка такая высокая, что страшно. Сейчас я хочу плотнее взяться за олимпиадное движение ― с ним у нас пока особых успехов не выходило. Были призовые места на региональном этапе, а дальше ― никак. Так что усиленно готовлюсь к этому.
― Я правильно понимаю, что вы опять занимаетесь ночами?
― О да! Приходится.
― То есть вы буквально круглосуточный учитель?
― Я бы сказала так: с небольшими перерывами на сон.
Не на последнем издыхании
Когда ее спрашиваешь, чем она больше всего гордится, Ольга Юрьевна задумывается всего на секунду:
― Тем, что могу подготовить и сильного ученика, и слабого. Научилась работать и с теми, и с другими, для каждого нахожу мотивацию. О чем мечтаю? А вот это сложно. Все из области идеалистического. Странно было бы хотеть, чтобы все писали ЕГЭ по химии на 100 баллов, это даже не совсем нормально. Или чтобы все любили твой предмет ― совершенно естественно, что кто-то его терпеть не может. Знаю! Чтобы детям было комфортно в школе, и они вырастали в счастливых взрослых.
А это, по ее глубокому убеждению, невозможно, если не делать того, к чему лежит душа.
― Вы не представляете, как много вокруг умных и способных ребят с заниженной самооценкой, ― говорит учительница. ― Потому что у родителей зачастую просто нереалистичные требования. Помните, мы разговаривали с нашими стобалльниками Тасей и Тимуром, и они сказали, что родители вообще на них не давили? Ни на одну, ни на второго. Поэтому все и получилось. И даже если нет ― зато ребенок закончил год не на последнем издыхании. Я за то, чтобы не страдать. Четыре ― прекрасная оценка. И профиль в школе надо выбирать тот, который нравится, а не который престижнее. Кто-то обожает математику и физику, а кто-то ― литературу и историю. Это нормально.
― Хороший гуманитарий все равно заработает больше, чем плохой инженер?
― Точно! С этой фразой я согласна.
Работу по ранней профориентации среди дошколят и младшеклассников продолжают в Хабаровске.
Сегодня это важная часть образовательного процесса.
К примеру, в школе № 12 уже накопили большой и интересный опыт. Так, ученики 4-х классов недавно знакомились с профессиями повара и астронома. В первом случае лепили пельмени разных форм и «готовили» хлебное ухо с начинкой из пластилина, а во втором — мастерили макет Солнечной системы, планеты которой можно рассматривать невооруженным глазом.
Не отстают от старших товарищей и воспитанники детского сада № 199. Там учились оказывать первую помощь и отмечали день парикмахера.
Причем в гости к ребятам пришла настоящая профессиональная медсестра! Елена Саможеева провела для них увлекательный мастер-класс, на котором дети узнали, как остановить кровотечение, сделать искусственное дыхание и перевязать рану, получили много новых знаний и даже попробовали самостоятельно практиковаться в этих навыках.
Конечно, базовыми навыками экстренной помощи должен обладать любой человек, но, возможно, в этот день кто-то из мальчишек и девчонок захотел стать квалифицированным медиком.
Ну а в импровизированном салоне красоты ребята рассмотрели оборудование и инструменты, узнали об их назначении, познакомились с женскими и мужскими прическами, выбрали самые интересные и придумали им названия, а еще порассуждали, каким должен быть подобный профессионал: ответственным, с хорошей памятью и обязательно доброжелательным к клиентам.
Собственный театр и спортивный клуб сегодня открыт в каждой муниципальной школе краевого центра.
Это часть стратегии по обеспечению доступности дополнительного образования для каждого ребенка, в том числе и для ребят с ограниченными возможностями здоровья.
― В 2023 году в Хабаровске достигнуто плановое значение показателя охвата детей дополнительным образованием, ― отметили в министерстве образования и науки региона. ― Он составил 94,2 процента в общем и 85 процентов среди детей с ОВЗ и инвалидов. При этом в новом 2024/25 учебном году необходимо обеспечить дополнительным образованием не менее 95 процентов учащихся каждой школы. Пока это удалось сделать только 14 образовательным учреждениям краевого центра. Достичь этого показателя можно через реализацию краткосрочных программ различных направленностей, деятельность школьных спортивных клубов, туристических кружков, школьных музеев и так далее.
Она поблагодарила хабаровских педагогов за работу по созданию спортклубов и театров. А вот если говорить о спортивных школах и музеях, то они еще не запущены в 11 и 3 учреждениях соответственно. Этот процесс нужно завершить до конца 2024 года.
В целом же удовлетворенность родителей краевой столицы дополнительными образовательными программами для своих отпрысков на сегодняшний день составляет 72,4 процента и почти на 9 процентов превышает средний уровень по нашему региону.
― Мы продолжаем работу по созданию новых мест для дополнительного образования юных хабаровчан, ― подчеркнула начальник городского управления образования Татьяна Матвеенкова. ― И здесь большую роль сыграла здоровая конкуренция. Участие негосударственных поставщиков услуг подвигло муниципальные учреждения на открытие новых востребованных направлений, таких как робототехника, техническое конструирование, моделирование и макетирование, краеведение, анимация, туризм и многих других.
Еще один способ расширить разнообразие внеурочной деятельности ― мероприятия по Пушкинской карте для детей от 14 лет (к программе подключились самые разные хабаровские учреждения). А вот ею школьники краевой столицы пользуются совсем не так активно, как хотелось бы.
― При среднекраевом охвате в 80 процентов в Хабаровске в программе участвуют 68 процентов, или 11 тысяч учеников, ― уточнила Виктория Георгиевна. ― Сто процентов подростков имеют Пушкинскую карту только в восьми школах города.
Она поручила директорам общеобразовательных учреждений усилить эту работу:
― Прошу разместить информацию о порядке получения карт на сайте и в социальных сетях учебных заведений и продолжить их распространение среди детей, чтобы вовлечь детей от 14 лет в доступ ко всем возможным культурным мероприятиям от организаций-участников.