Образование
logo

Специальные выпуски

Образование

Подготовила Дарья УЛАНОВА, фото автора и из архива

К миллиону с черепашкой

Строгие брюки и рубашка, длинные светлые волосы и смущенная улыбка — так теперь выглядят девушки, которые стали миллионерами еще в школе.

А именно такую сумму одиннадцатиклассница Злата Трубникова из гимназии № 1 получила за победу во Всероссийском конкурсе «Большая перемена». И ради этого стоило долго и упорно поработать.

Самовар и головоломки

— Вообще это довольно сложная система, — объясняет школьница. — После регистрации тебя ждет заочный этап — в нем участвуют около двух миллионов ребят по всей стране. Нужно написать эссе о том, как участие в конкурсе поможет нашему развитию, и подготовить видеовизитку. В ней я рассказывала про свои достижения, про то, как провожу время за чтением книг, рисованием или изучением английского, про волонтерство. А еще про мою семью и наши традиции.

Одна из них очень теплая и уютная: по выходным семья Трубниковых всегда собирается пить чай за самоваром.

— Просто были в гостях у бабушки, вспомнили, что у нее есть самовар, и решили достать, — говорит Злата. — Так и повелось. Садимся за общий стол и общаемся: мы с братом Захаром рассказываем про школу, родители — про работу, вспоминаем смешные истории. Это для нас очень важно.

Однако посидеть она любит разве что с семьей, а в основном на месте предпочитает не задерживаться. Поэтому второе задание — квест-тур по малой родине — не вызвало у нее никаких трудностей:

— Экскурсия пешая, поэтому я взяла самые знаковые достопримечательности в центре города. Придумала легенду: жила-была черепашка Сункэ, но состарилась и решила передать свои знания. Поэтому маршрут начинается с каменной черепахи у Гродековского музея. Затем идут Амурский утес, место триумфальной арки, Комсомольская площадь, научная библиотека, театр драмы и площадь Ленина.

На каждом этапе участников ждет задачка-головоломка. Ответ на нее и есть название следующей локации. Старшеклассница не просто продумала концепцию, но и просчитала бюджет (получилось больше 250 тыс. руб.).

— Ну а третьим заданием были тесты на логику, знания о России и просто на интеллект. В итоге по баллам я прошла на очный этап в лагерь «Океан» во Владивостоке.

Недостатки лидерства

До этого момента, к слову, доходят только семь тысяч ребят из двух миллионов. И тут их уже ждет командная работа.

— Вас разделяют по 10—12 человек и дают кейсы, которые надо решить, — продолжает девушка. — Некоторые задачи общие, а некоторые индивидуальные. Вместе нам, например, надо было разработать бизнес для многодетной семьи, за 10 минут сочинить семейную песню и быстро предложить три меры господдержки в сфере семейного волонтерства.

Заполировали все это мозговым штурмом на тему того, как семье может помочь искусственный интеллект.

— При этом за каждой командой закреплены эксперты, которые смотрят, как кто работает, — уточняет Злата. — А могут возникнуть сложности: люди абсолютно разные, многие привыкли быть лидерами и тянут одеяло на себя, а это не всегда идет на пользу общему делу. В нашей команде все было хорошо, но от других участников я слышала разное. Однако противоречия можно разрешить, если просто поговорить.

Такая договороспособность тоже, конечно, учитывалась — и Злата вместе с еще двумя хабаровскими старшеклассницами, Анастасией Шнырой из гимназии № 4 и Екатериной Сапуновой из математического лицея, попали на финал в «Артек».

— Там все было почти так же, только задания посвящали больше патриотизму и духовным ценностям, — добавляет школьница. — На самом деле я ехала не ради победы, а попрощаться с детством, с «Артеком» — больше ведь такого в моей жизни не будет. И когда на награждении осталась последняя табличка с надписью «1 000 000» и я одна, поначалу даже ничего не почувствовала. Счастье, гордость, облегчение — это появилось уже потом.

Такая хорошая юность

Злата признается, что трудно не было — она ведь не первый раз участвует в конкурсе. Да что там — не первый раз побеждает! Еще в восьмом классе так же отлично проявила себя и заработала призовые 200 тыс. руб. Купила на них принтер и хороший мобильный телефон — чтобы было на чем делать качественный контент в свой телеграм-блог «Та самая Злата из ХБК», в котором, между прочим, больше тысячи подписчиков.

— Я создала его, когда только начала развиваться как участник-волонтер «Движения Первых» и знакомиться с другими активистами, — объясняет она. — Рассказывала про свою жизнь, поездки, проблемы в школе, возможности для саморазвития. Цель была показать, что такие, как мы, — это не заучки с клишированным мышлением, у нас интересная жизнь. Самые востребованные посты — как раз про учебу, мероприятия и, конечно, путешествия.

Перемещаться по стране она обожает и легко называет топ-З любимых мест:

— Первое — Сочи. Мы были там в марте: тишина, море, прекрасный климат, интересная архитектура и сочетание южных культур с современностью. Второе — экспозиция «1 418 шагов до Победы» в парке «Патриот» в Москве, где каждый шаг — это день войны. Производит шоковое впечатление. Ты ощущаешь страх и непонимание, потом осознаешь, какое ужасное это было время, а затем представляешь, сколько сил, героизма и упорства нужно было людям, чтобы это преодолеть. Ну а третье — четыре раза «Артек»! Это настоящая страна детства с природой невероятной красоты.

Но миллион она потратит не на поездки. Пока отложит как подушку безопасности, если вдруг не поступит на бюджет.

— Но я не думаю, что так произойдет, — улыбается Злата. — Не ощущаю тревоги и спокойно готовлюсь к ЕГЭ, оставляя время для отдыха. А если вдруг что-то не получится, то что ж. Главное, у меня такая хорошая юность!


Не надо напрягать

Вам кажется, что сын или дочка, внук или внучка стали слишком тревожными? Возможно, вам не кажется. И есть вероятность, что вы тоже вносите свой вклад в это состояние.

Преподаватель коррекционного образования краевого центра «Псилогия» психолог Алексей Панихидин выделяет восемь способов, которыми родители и старшие родственники усиливают тревожность у детей.

Первый — чрезмерная защита. Родители, которые не направляют детей на самостоятельное решение проблем, а слишком опекают их, не дают им возможности справиться с тревогой при столкновении со стрессовыми факторами.

Второй — моделирование тревожности. Дети часто учатся, наблюдая. Если взрослые чересчур часто выражают беспокойство, дети могут перенять это отношение.

Третий — чрезмерная критика. Вместе с завышенными ожиданиями она может создать обстановку давления, которая заставляет соответствовать нереально высоким стандартам. Страх разочаровать близких может привести к тревоге.

Четвертый — отсутствие эмоционального самовыражения. Если родители открыто не обсуждают эмоции, не предоставляют детям безопасное пространство для выражения чувств, ребенок может начать подавлять их. Дети должны чувствовать, что могут делиться эмоциями без осуждения.

Пятый — непоследовательное воспитание. Резкая смена правил может сбить детей с толку, что приводит к неуверенности и беспокойству. А четкость и последовательность дают чувство безопасности.

Шестой — то, что мы называем «микроменеджментом». Постоянное вмешательство в деятельность ребенка, не позволяющее ему принимать решения и ощущать их последствия, может спровоцировать тревогу. Детям необходимы возможности для развития самостоятельности.

Седьмой — слишком много похвалы. Она очень важна, но если чрезмерна или нереалистична, то это способствует тревоге за результаты работы.

И, наконец, восьмой — внушение нереалистичного страха по поводу каких-либо событий. Родители должны научить отпрысков правильно оценивать риски и управлять ими.

Близкие взрослые играют основную роль в формировании эмоционального благополучия детей, так что это важно знать.


Ваш опыт тоже нужен

наставник1.jpg

Дети-наставники — это звучит странно или гордо? По крайней мере, ответственно: такой социальный проект с 2021 года реализуется в школе № 15.

— «Наставничество в школе» — инновационный продукт, который в прошлом году получил сертификат, — рассказала заместитель директора учреждения по воспитательной работе и автор инициативы Анастасия Вторыгина. — Это значит, что старшие дети передают свой опыт младшим. Ученическое наставничество у нас разделено по шести потокам, начиная от патриотизма и заканчивая здоровым образом жизни. Ребята в разных формах, от групповых до индивидуальных, участвуют в мероприятиях, проводят их, помогают советами и даже подтягивают наставляемых по каким-либо предметам, если необходимо.

В качестве наставников отбирают ответственных и активных 10—11-классников, которые имеют достижения и готовы поделиться своей историей успеха. В качестве их подопечных — учеников 5—9-х классов: у них есть затруднения в учебе или личной сфере, они не знают, чем хотели бы заниматься, и ищут ответы на свои вопросы.

Цикл наставничества составляет один учебный год и состоит из нескольких этапов: отбор наставников и наставляемых, обучение, формирование пар, непосредственно работа, анализ результатов и подведение итогов. После тренингов под руководством куратора каждый старшеклассник-наставник получает пошаговые инструкции. Кроме того, за ним закрепляется педагог, к которому можно обратиться за помощью.

— Со временем из этого проекта родился еще один —форма наставничества «ученик — воспитанник», — продолжила Анастасия Андреевна. — В прошлом году мы открыли инновационную площадку «Разговор о важном с детьми дошкольного возраста», в рамках которой старшеклассники проводят уроки и мероприятия в детском саду № 57. Ребятам это очень нравится, да и малыши поименно знают тех, кто к ним приходит.

Образовательный блок школьники часто проводят вместе с сотрудниками ГИБДД, МЧС и других ведомств, и у них появилось еще одно подшефное ДОУ — № 126.

— Также мы проводим экскурсии на базе нашей школы, — добавила педагог. —  У нас есть музей, патриотическое воспитание начинается прямо с первого класса. А тут детсадовцы приходят и понимают, что такое школа, могут просмотреть все четыре этажа, погрузиться в атмосферу, чтобы потом им было не страшно, а очень интересно прийти к нам учиться.

За то, что проект успешно воплотился в жизнь, она благодарна в том числе и своим ученикам:

— Если бы не мои талантливые, одаренные ребята, которых я очень сильно люблю, то я бы, наверное, не смогла все это реализовать. Думаю, что таким образом вношу свой вклад в то, что в будущем они смогут стать хорошими учителями.

Письма в выпуск «Образование» присылайте по адресу: ул. Ким Ю Чена, 6 или на электронную почту dulanova@mail.ru


Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)