Специальные выпуски
Про детей с особыми потребностями, электронные оценки, сборы на выпускной и, конечно, единый госэкзамен спрашивали начальника муниципального управления образования Татьяну Матвеенкову на общегородском родительском собрании.
Мы записали основные ответы, чтобы вы смогли с ними познакомиться.
А отметки платные?
— Хотелось бы уточнить по электронным дневникам. Уж больно много они создают проблем для родителей учеников средних и старших классов. Можно как-нибудь детям оставить бумажные дневники, куда можно записывать домашние задания и выставлять оценки?
— Это очень частый вопрос. Сегодня на территории России электронный дневник, или «Дневник.ру» — это система, которой пользуются все школьники. Вы можете завести ребенку и бумажный дневник, больших проблем это не составляет. А он достаточно ответственный человек, чтобы записать туда домашнее задание.
Но для того чтобы сохранить время учителя, его ресурс, в школе пользуются только одним видом дневников. А поскольку современные технологии в нашу жизнь вошли очень плотно, в основном они электронные.
Да, есть проблема с тем, что домашние задания, к сожалению, не всегда быстро и в срок записываются туда педагогами. Мы с ней работаем и реагируем на каждое обращение. Считаем, что это в обязательном порядке должно быть сделано в течение трех часов после урока.
— А посмотреть отметки ребенка в «Дневнике.ру» можно только за деньги?
— Отслеживать успеваемость на портале «Дневник.ру» можно бесплатно, платный функционал есть лишь в мобильном приложении. Однако вы можете спокойно открыть сайт в телефоне через браузер.
Совладать и не поддаться
— Как быть классному руководителю и родителям, если ученик начальной школы провоцирует срыв урока, не желает учиться, а его семья не принимает никаких мер? Психолог в школе есть.
— Вопрос действительно сложный и каверзный. Сегодня наши дети иногда, к сожалению, могут провоцировать учителя на деструктивное поведение. Здесь первое — это выдержка педагога. Никогда нельзя, стоя у доски, реагировать на эти провокации, необходимо сохранять спокойствие.
Сегодня педагоги учатся специальным техникам, проходят тренинги, которые помогают совладать с собой в такой ситуации. Тоже вспоминаю, что, когда я была учителем начальных классов, был у нас Сережка Деревянко, который мог запросто залезть под парту, мяукать и гавкать. И мы с ребятами находили возможность перевести это в шутку. Потом он успокаивался, выходил из-под парты и принимался за дело, как все остальные дети.
Поэтому первое — не реагировать провокации, использовать определенные техники. А дальше работать с ребенком и родителями. В школе есть совет по профилактике, завуч по воспитательной работе, также нам помогает палата медиаторов. Обращайтесь, будем привлекать специалистов и юристов, чтобы разрешать эти ситуации.
— Доплачивают ли педагогам за работу с детьми с ОВЗ? Это ведь дополнительная нагрузка на специалиста.
— Педагогам коррекционных классов для обучающихся с ОВЗ производится доплата в 20 процентов от установленной нагрузки. Также, если работа происходит не в рамках общеобразовательной программы, за нее доплачивают из стимулирующего фонда.
— Подскажите, какая сумма допустима для сбора на выпускной из 9-го класса? У нас разгорелся спор: родительский комитет сообщил, что мы должны сдать по 25 тыс. руб. на каждого ученика. В эту сумму входят экзамены, а также подарки школе и учителям. А что делать, если нет таких денег? Как отказаться? В нашем классе 30 учеников. Общая сумма в 750 тыс. руб. просто огромная.
— Во-первых, у вас есть совет класса. Когда на собрание приходит 10 человек из 32, тогда и возникают вот такие ситуации, когда они решают за всех остальных. Поэтому главное — ходите на родительские собрания, принимайте участие в обсуждении. На какие экзамены будут тратиться деньги? Бумага, картриджи, принтеры — это все расходные материалы, которые поставляются в систему образования, школа на это деньги не просит. А если родители решили подарить любимому учителю букет цветов, то он точно не стоит 25 тыс. руб.
— Отменят ли когда-нибудь единый госэкзамен? Вернется ли школа к обычным экзаменам по билетам?
— Скажите, пожалуйста, а наши дети сегодня готовы вернуться к экзаменам по билетам? Надо сказать, что вопрос не совсем по адресу, потому что решение о введении и отмене таких вещей принимается федеральным министерством просвещения. Но мы видим, что ребята из абсолютно разных семей и школ, разных уголков страны имеют возможность, сдав ЕГЭ один раз, поступить в любой вуз страны.
Другое дело, что нужно научить наших детей правильно подходить к процессу подготовки. Здесь большая работа и психологов, и педагогов, и родителей. Иногда срывы на экзамене дают детям не тот результат, о котором они мечтали, но мы знаем, что с прошлого года появилась возможность пересдать любой предмет и повысить баллы. Так что сегодня речь об отмене единого государственного экзамена не идет. Мы работаем, чтобы усовершенствовать процедуру его проведения и подготовки к нему.
Память за старой партой
Больше 400 школьников и студентов краевого центра посвятили в «Хранители истории».
Это специальный проект «Движения Первых», цель которого — собрать неравнодушных ребят, которые занимаются в поисковых отрядах, благоустраивают захоронения и мемориалы, заботятся о ветеранах и делают немало других важных вещей для сохранения исторической памяти, и превратить их в молодежных наставников.
Учите, ученицы!
Торжественная церемония прошла в Доме офицеров ВВО, но собрала далеко не только поклонников военной истории. Например, отряд «Русич» из детского центра «Восхождение» развернул там свою уже ставшую хитом интерактивную площадку — про дореволюционное образование в женских гимназиях. На их мастер-классе по каллиграфии побывали даже заммэра Хабаровска по социальным вопросам Антон Ярошенко вместе с начальником городского управления образования Татьяной Матвеенковой.
— Можно сказать, они попробовали себя в роли учеников у наших гимназисток, — отметила руководитель «Русича» Юлия Мирвис.
Изначально проект «Дневники гимназисток» имел четкий срок, но продолжил развиваться и после того, как он истек.
— Мы часто представляем этот исторический интерактив на мероприятиях и продолжаем проводить «Живые уроки истории», — описала свое участие в проекте ученица гимназии № 6 Дана Ильюк. — У нас есть костюмы дореволюционных гимназисток Алексеевской и Первой женской гимназий, которые сшили по старинным фотографиям и воспоминаниям в городских газетах и архивных документах. Кроме того, мы используем аутентичный реквизит, который приобрели на аукционах и блошиных рынках. Например, настоящие чернильницы, которыми пользовались ученики больше 100 лет назад, а еще перья и ручки. Их возраст меньше, но они нисколько не изменились с царских времен!
Пилить по дюймам
А недавно к платьям, перьям и открыткам добавились аспидная доска и… исторические парты — уже совсем серьезные предметы.
— Их вручную изготовил по 150-летним чертежам Эрисмана и Короткова Кирилл Башинский, — рассказала Юлия Мирвис. — Меня очень заинтересовала их история, и я рассказала о ней руководителю регионального поискового движения Татьяне Васильченко. И по ее инициативе для нас заказали эти парты. Было трудно, ведь все размеры тогда указывали в других единицах. Но мастер-умелец справился!
Уникальную мебель впервые представили на фестивале «Дальневосточный форпост» — говорят, ее почти единогласно признали удобнее современной. А некоторые бабушки даже прослезились: вспомнили далекое детство. Хранятся экспонаты до сих пор близ Волочаевской сопки — очень тяжелые, постоянно возить их в Хабаровск и обратно невозможно. Зато там у всех гостей исторических мероприятий есть возможность почувствовать себя дореволюционными школьниками.
— Я тоже каждый раз уезжаю с новой информацией, — заметила Дана Ильюк. — Оказывается, парте Короткова больше 150 лет, и она до сих пор очень актуальна, ее заказывают! А аспидная доска выполняет практически все основные функции современного планшета.
На сцену в рамках торжественной церемонии она, кстати, поднялась в наряде гимназистки. Другие «русичи» тоже вышли под софиты в исторических костюмах.
— Благодаря проекту я поняла, что изучение истории может быть очень интересным, если применять нестандартные приемы, — призналась школьница. — Мы уже обсуждали его дальнейший путь. Кто знает, может, через некоторое время вы увидите меня в роли пионерки или вожатой!
Двойной талант
Елизавета Пленова из Лицея инновационных технологий победила в международном фестивале-конкурсе «А.С. Пушкин голосами детей».
Талантливая отличница блестяще выступила на очном этапе творческого состязания, посвященного 225-летию великого поэта.
В начальном, заочном туре участвовали 829 дошколят, школьников и студентов из России, Узбекистана, Казахстана, Таджикистана, Азербайджана, Польши, Белоруссии, Италии и Франции. По данным организаторов, 62 процента участников решили декламировать произведения Пушкина из школьной программы и только 20 процентов написали авторские стихи в честь литератора на родном языке.
Среди них была и Лиза. В ноябре она получила персональное приглашение из Москвы для участия в очном этапе в числе 20 лучших конкурсантов всего фестиваля и четверых — своей номинации «Встреча с поэтом». В столице хабаровчанка проникновенно исполнила поэтические строки собственного сочинения, сама аккомпанируя себе на фортепиано, и блестяще представила город и край.
В качестве награды она привезла домой диплом, кубок и беспроводные наушники.
— Гордимся и желаем успехов и творческого вдохновения! — поздравили свою ученицу руководители лицея.
Письма в выпуск «Образование» присылайте по адресу: ул. Ким Ю Чена, 6 или на электронную почту dulanova@mail.ru